Главная
АИ #18 (200)
Статьи журнала АИ #18 (200)
Харизма лидера: врожденный дар или приобретенный навык?

Харизма лидера: врожденный дар или приобретенный навык?

Автор(-ы):

Насыбуллина Айгуль Ильдаровна

2 мая 2024

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

лидер
харизма
руководитель
навыки
команда

Аннотация статьи

В статье рассматривается вопрос: является ли харизма врожденным даром или приобретается в течение жизни. Также перечисляются основные аспекты, необходимые для развития харизмы.

Текст статьи

На сегодняшний день большое количество людей являются в определенной мере руководителями: одни руководят огромной компанией, другие – собственным бизнесом, третьи – небольшой командой. К одним руководителям подчиненные относятся с уважением, почтением, прислушиваются к их советам и считают их лидерами. Другие руководители не вселяют чувство уверенности, к ним не хочется прислушиваться, они не являются лидерами. Почему так происходит? Во многом успех деятельности менеджера зависит от харизмы. Чем харизматичнее и ярче руководитель, тем в большей мере он будет являться признанным лидером команды.

Что же такое харизма и почему она так важна? Харизма – это комплекс качеств и навыков, которые наделяют человека способностью оказывать сильное влияние на окружающих, привлекать к себе внимание и вызывать восхищение. Харизма является важнейшим аспектом для бизнеса и работы, ведь позволяет получить лучшие условия труда, продвинуться по карьерной лестнице, добиться поставленных целей и достичь успеха. Также она крайне важна для лидера, ведь позволяет привлечь и сохранить наиболее ценные таланты, вызывает доверие и желание работать именно с Вами. В целом, благодаря харизме люди могут стать популярными и более уверенными в себе, она позволяет реализовать свой потенциал в полной мере и добиться желаемых результатов во всех сферах жизни.

Харизматичный руководитель: какой он? Во-первых, он оптимистичен, обладает эмоциональным интеллектом, эмпатией, целеустремленностью, уверенностью в себе и в своей команде. Во-вторых, на высоком уровне обладает коммуникативными навыками, а именно умеет эффективно общаться, слушать, грамотно использует язык тела и силу голоса. В-третьих, обладает ярко выраженными лидерскими качествами: умением вести команду за собой, мотивировать, вдохновлять, принимать решения, брать на себя ответственность.

Некоторые думают, что харизма – это врожденный навык, а определенным людям просто повезло, что они обладают им с рождения. Но ведь все перечисленные выше личностные, коммуникативные и лидерские качества развиваемы и постижимы в течение жизни, а, значит, любой желающий может стать харизматичным человеком, развивая в себе необходимые качества.

Какие качества и навыки являются основополагающими для того, чтобы стать харизматичным лидером?

Во-первых, очень важно обладать уверенностью в себе. Вера в свои силы является фундаментом харизмы. Уверенные лидеры излучают спокойствие и решительность, окружающие доверяют им и хотят следовать за ними.

Во-вторых, необходимо развивать коммуникационные навыки. Грамотная, спокойная речь без использования слов-паразитов играет одну из главных ролей. Для харизматичности нужно произвести настройку силы своего голоса. Низкий, звучный, яркий и баритональный голос оказывает большое влияние на людей. Помимо этого, нужно научиться регулировать громкость своего голоса и направлять его так, чтобы вся аудитория могла расслышать то, о чем Вы говорите. Темп должен быть медленным, размеренным с некоторыми паузами. Теплота в голосе, выражающаяся в улыбке, еще позитивнее повлияет на окружающих. Помимо силы голоса необходимо учиться активному слушанию, умению не перебивать собеседника, а также использованию преднамеренных пауз. Все эти аспекты создадут образ харизматичного лидера, за которым хочется следовать.

В-третьих, важным аспектом, определяющим харизматичного лидера, является грамотное владение языком тела. Язык тела – это способ невербальной коммуникации, который включает в себя все виды движений тела, жестов, мимики, поз, взглядов. Невербальные способы коммуникации являются важной частью общения и могут передавать эмоции и намерения собеседника более красноречиво, чем слова. Когда вербальные и невербальные сигналы согласуются между собой, то усиливают друг друга. Когда они вступают в противоречие, то человек неосознанно больше всего обращает внимание на язык тела, нежели на слова. Именно поэтому необходимо развивать в себе навыки грамотного позиционирования с помощью невербальной коммуникации. Очень важно держать прямую осанку и расправленные плечи, т. к. это отражает уверенность в себе и достоинство. Напротив, сутулость и опущенные плечи говорят об усталости, неуверенности и подавленности. Наклон корпуса вперед говорит об интересе и внимании к собеседнику, в то время как откидывание назад демонстрирует расслабленность или нежелание общаться. Открытая поза, прямой взгляд и улыбка говорят о расположении, в то время как скрещенные руки и ноги, избегание зрительного контакта и нахмуренные брови могут свидетельствовать о недоверии или неприязни. Важно помнить, что для точной интерпретации языка тела необходимо учитывать совокупность как вербальных, так и невербальных сигналов.

В-четвертых, харизматичный лидер умеет вдохновлять и мотивировать. Харизматичный человек «горит» своим делом, он всецело погружен в нее. Руководитель должен уметь показать окружающим важность их работы, вдохновлять своим примером на достижении поставленных целей, хвалить и помогать, мотивировать и советовать. Он должен обладать знаниями корпоративной культуры и применять их на практике, объединять команду, вести ее за собой.

В-пятых, важным качеством является эмпатия. Очень часто лидеры совершают ошибку в том, что думают только о себе, о собственной выгоде. Но чтобы стать харизматичным лидером, необходимо научиться задумываться о чувствах и переживаниях окружающих. Умение поставить себя на место другого человека, искреннее желание помочь и поддержать помогают построить доверительные отношения с людьми и вдохновлять их на достижение общих целей.

В-шестых, целеустремленность и видение будущего формируют харизматичного лидера. Настойчивость, умение грамотно ставить достижимые цели, преодоление возникающих трудностей помогают лидеру вести команду к успеху. Способность видеть перспективы, ставить амбициозные цели и разрабатывать стратегии развития позволяют достигать поставленных целей.

В-седьмых, лидер должен проявлять уважительное отношение к своей команде, быть честным и открытым. Очень важно, чтобы руководитель был готов к диалогу с командой, открыто говорил как о достижениях, так и об ошибках. Доверительные отношения можно построить только на уважении, открытости и искренности.

В-восьмых, позитивный настрой придает руководителю харизматичности. Оптимистичность, вера в лучшее и умение видеть хорошее в любой ситуации создают благоприятную атмосферу в коллективе. Позитивное настроение и улыбки заразительны, они создают приятное впечатление и мотивируют на достижение поставленных целей.

Для достижения успеха и эффективности помимо харизмы руководитель должен обладать множеством других качеств и навыков: быть квалифицированным, обладать навыками тайм-менеджмента, разбираться и владеть знаниями необходимыми для деятельности в разных областях. Таким образом, харизма является одной из составляющих успеха, ведь служит мощным инструментом в руках лидера, который стремится к достижению высоких результатов и вдохновляет других на реализацию своего потенциала.

Список литературы

  1. Кови Стивен Р. 7 навыков высокоэффективных людей. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 400 с.
  2. Оливия Фокс Кабейн. Харизма: как влиять, убеждать и вдохновлять. – М.: Альпина Паблишер, 2022. – 430 с.

Поделиться

87

Насыбуллина А. И. Харизма лидера: врожденный дар или приобретенный навык? // Актуальные исследования. 2024. №18 (200). Ч.II.С. 44-46. URL: https://apni.ru/article/9133-harizma-lidera-vrozhdennyj-dar-ili-priobretennyj-navyk

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня