Главная
АИ #18 (200)
Статьи журнала АИ #18 (200)
Факторы психологического благополучия молодого педагога и их роль в профессионал...

Факторы психологического благополучия молодого педагога и их роль в профессиональном становлении учителя

Автор(-ы):

Дубова Марина Владимировна

2 мая 2024

Секция

Социология

Ключевые слова

фактор
психологическое благополучие
профессиональное становление
молодой педагог

Аннотация статьи

В статье рассматриваются факторы психологического благополучия молодого педагога и их роль в профессиональном становлении учителя.

Текст статьи

В современном образовательном контексте, достижение и поддержание психологического благополучия молодого педагога представляет собой комплексный и важный аспект профессиональной деятельности. Психологическое благополучие определяется как состояние гармонии и удовлетворенности собой и своей жизнью, что влечет за собой устойчивое эмоциональное состояние и способность эффективно функционировать в профессиональной среде.

В энциклопедическом словаре по психологии и педагогике дано такое определение понятия «фактор». Фактор – (от лат. factor–делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо психического изменения, явления. Связь между действием фактора и его психического следствия близка к функциональной зависимости; связь же между условием и психическим явлением, на которое оно влияет, близка к вероятностной зависимости. Например, фактором развития личности можно считать социальную среду, деятельность, общение, воспитание, обучение, активность самосознания, самовоспитание и самообразование.

Современная образовательная система акцентирует внимание на надлежащем уровне квалификации педагогических работников. Существует множество исследований, посвященных обсуждению того, каким должен быть учитель с профессиональной точки зрения. С каждым годом появляются новые стандарты, которым необходимо соответствовать преподавателям. Однако уровень удовлетворенности своей работой, профессией и психологическое состояние учителя остаются на его собственном плече. Значимость психологического комфорта педагога в системе образования нельзя недооценивать. Только учитель, чувствующий себя психологически устойчивым, способен создать безопасную и стимулирующую образовательную атмосферу. Педагог, обладающий психологическим комфортом, способствует гармоничному развитию личности ученика и является примером психологического благополучия для своих подопечных.

Многие исследования посвящены проблеме психологического благополучия учителей. Важно, чтобы учитель чувствовал себя психологически устойчивым, так как он является образцом для своих учеников. Психологическое благополучие преподавателя имеет положительное воздействие на здоровье учащихся [3, с. 92-97], при обладании высокого уровня психологического благополучия, учитель способствует эффективному формированию стандартов правильного поведения учащихся. Психологическое благополучие напрямую влияет на выбор между адаптивной и дезадаптивной моделями поведения учеников [7].

Существуют различные факторы, которые, по мнению современных авторов, играют важную роль в обеспечении психологического благополучия. Среди них выделяются личностные особенности, которые могут оказывать значительное влияние на наше самочувствие и эмоциональное состояние. Важно понимать, что каждый человек уникален и обладает своим набором качеств, которые определяют его способность к преодолению с жизненными вызовами. Кроме того, следует обратить внимание на так называемые «стабилизаторы психологического благополучия», которые могут обеспечить учителям необходимую опору в сложных ситуациях. Эти стабилизаторы могут быть разнообразными - от поддержки коллег до психологической безопасности рабочей среды. Важно, чтобы у преподавателей была возможность обратиться за помощью в случае необходимости и найти понимание и поддержку в своем профессиональном сообществе.

Таким образом, исследователи подчеркивают важность, как внутренних качеств личности, так и внешних факторов, которые способствуют достижению и поддержанию психологического благополучия у преподавателей. Стремление к саморазвитию, гибкость мышления, умение эффективно управлять своими эмоциями – все это играет значительную роль в сохранении психологического здоровья и успешном выполнении профессиональных обязанностей [6, с. 94-101].

Для того чтобы сохранить психологическое благополучие, важно развивать психологическую независимость, честно оценивать свои успехи, осознавать и нести ответственность за выбранный путь в карьере, всегда находить в себе ресурсы для своего профессионального роста [4], повседневное преобладание радостных чувств, близкие связи с другими, личное вовлечение в дела, осознанность своего существования и позитивная направленность на саморазвитие [1], стремление к идеалу, анализ проблем с позиций разнообразных подходов, высокие стандарты профессионализма, активное отношение к деятельности, разработка эффективных стратегий для решения сложностей, поддержка в социальной среде, общее чувство удовлетворения жизнью [7].

Удовлетворенность трудом появляется тогда, когда работник с помощью данного труда закрывает лично важные потребности. Удовлетворенность профессиональной деятельностью – это «соотношение ожиданий, потребностей, запросов педагогов и их исполнимости относительно условий и процесса профессиональной деятельности» [8]. Удовлетворенность своей профессией является важным показателем, который показывает отношение субъекта к избранной профессии, от профессиональной удовлетворенности целиком зависит удовлетворенность трудом [9, с. 59-65].

Отечественные исследования Н. Е.  Водопьяновой, Т. Ю.  Ивановой, Т. О.  Гордеевой, Д. А.  Леонтьева, Е. И.  Рассказовой, С. Л.  Соловьевой и др. базируются на представлении о ресурсах как важных психологических феноменах, опосредующих связь между стрессогенными событиями и психологическим состоянием человека.

Т. О. Гордеевой было проведено исследование, которое показало, что внутренняя мотивация учителя, связанная с переживанием удовлетворения и личностного смысла профессиональной деятельности, предсказывает выбор более эффективного стиля преподавания, а непродуктивная внешняя, связанная с избеганием чувств вины и стыда или с материальными факторами, и демотивация – значительно менее эффективного [2, с. 51-65].

В концепции развития личностного потенциала вопросам изучения психологического благополучия педагога находится место. Так развитию личностного потенциала педагога и потенциала его профессиональной деятельности посвящена отдельная глава в учебном пособии «Развитие личностного потенциала на занятиях» [5]. В школах, работающих по программе РЛП, создаются группы по сохранению психологического благополучия педагогов.

Сегодня особое внимание уделяется технологиям, практическим методам и приемам, способствующим развитию мотивации у педагогов к профессиональному росту и профессионализму. Одновременно с этим, важно обращать внимание на поддержание психологического благополучия личности и создание благоприятного психологического климата в коллективе образовательной организации. Эти аспекты оказывают положительное воздействие на развитие ресурсной образовательной среды в школе, что в свою очередь способствует профессиональному росту педагогов и успеху развития личности учащихся.

При изучении влияния условий благополучия в обычной школе стоит обратить внимание на исследование разнообразных подходов и приемов, которые способствуют улучшению эмоционального состояния учителей.

Одним из важных аспектов является поддержка со стороны администрации и коллег. Содействие и понимание со стороны административного персонала позволяет молодому педагогу чувствовать себя увереннее в профессиональной среде. Кроме того, обмен опытом с более опытными коллегами может стать источником вдохновения и новых идей.

Эффективное взаимодействие с родителями также является неотъемлемой частью успешной работы учителя в начальной школе. Понимание ожиданий и потребностей родителей, открытость к диалогу, а также умение решать конфликтные ситуации в партнерском формате способствует созданию позитивной атмосферы и поддерживает психологическое благополучие педагога.

Важным аспектом является также умение эффективно управлять своим временем и эмоциональными ресурсами. Разработка стратегий саморегуляции, планирование рабочих задач и отдыха, а также забота о собственном физическом и эмоциональном здоровье являются ключевыми компонентами поддержания психологического благополучия.

Особенности применения факторов благополучия в основной школе требуют комплексного подхода, включающего в себя взаимодействие с администрацией, коллегами и родителями, а также разработку стратегий саморегуляции и эффективного управления временем. Реализация данных подходов способствует улучшению качества образовательного процесса и формированию психологического благополучия молодого педагога в основной школе.

Таким образом, в российской науке накоплен обширный теоретический материал по профессиональному и личностно-профессиональному развитию педагога, профессионализации, проектированию и организации профессионального роста. В настоящее время особое внимание уделяется технологиям и практическим приемам, способствующим развитию мотивации педагогов к профессиональному росту и профессионализму. При этом большое значение придается проблемам поддержания психологического благополучия личности, формированию благоприятного психологического климата в коллективе образовательной организации, что оказывает положительное воздействие на создание необходимых условий.

Список литературы

  1. Водяха С.А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-psihologicheskogo-blagopoluchiya-lichnosti (дата обращения: 22.11.2023).
  2. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 51-65. DOI: 10.17759/pse.2021260103.
  3. Ермолаева, М.В. и Лубовский, Д.В. Психологическое благополучие учителя в контексте его психологической культуры. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (3). 2017 С. 92-97. ISSN 1999-4133.
  4. Заусенко И.В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-pedagoga (дата обращения: 25.04.2022).
  5. Иоффе А.Н., Бычкова Л.В. Развитие личностного потенциала на занятиях. Учебное пособие / М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. 280 с.
  6. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. – 2013. – С. 94-101. – № 1. Точка доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-determinanty-psihologicheskogo-blagopoluchiya-pedagoga (дата обращения: 29.10.2023).
  7. Хусаинова Р.М., Гилемханова Э.Н. Роль психологического благополучия учителя в превенции рисков асоциального поведения учеников // КПЖ. 2019. № 2 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-psihologicheskogo-blagopoluchiya-uchitelya-v-preventsii-riskov-asotsialnogo-povedeniya-uchenikov (дата обращения: 21.11.2023).
  8. Шефер И.В., Садретдинова М.В. Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью: результаты регионального исследования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-pedagogov-professionalnoy-deyatelnostyu-rezultaty-regionalnogo-issledovaniya (дата обращения: 21.01.2024).
  9. Щигарцова А.А. Психологическое благополучие и удовлетворенность профессией современного учителя // SAF. 2021. № 22. – С. 59-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-i-udovletvorennost-professiey-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 05.01.2024).

Поделиться

106

Дубова М. В. Факторы психологического благополучия молодого педагога и их роль в профессиональном становлении учителя // Актуальные исследования. 2024. №18 (200). Ч.II.С. 10-13. URL: https://apni.ru/article/9134-faktory-psihologicheskogo-blagopoluchiya-molodogo-pedagoga-i-ih-rol-v-professionalnom-stanovlenii-uchitelya

Другие статьи из раздела «Социология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня