Существующее многообразие по целевой направленности и территории деятельности видов и форм некоммерческих организаций НКО, которые действуют в разнообразных отраслях деятельности и сферах общественной жизни, привело к значительному увеличению нормативного массива, регулирующего статус и деятельность НКО. В то же время на современном этапе развития государственных институтов и гражданского общества в Российской Федерации сформирован запрос на упорядочение правовых норм, касающихся государственной регистрации и регулирования деятельности НКО.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность НКО являются:
- Конституция Российской Федерации (ст. 30);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 50, ст. 123);
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
Помимо обозначенных выше нормативно-правовых актов, можно выделить «отраслевые» законы, такие как Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ или Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ.
Процесс реформирования гражданского законодательства РФ, запущенный с принятием закона Федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ находится в динамике, так как затрагивает большое количество нормативно-правовых акты, и в то же время вызывает споры в профессиональном сообществе на предмет качества принимаемых нововведений и перспектив реформы.
В рамках реформы законодатель выделил в ст. 50 Гражданского кодекса РФ исчерпывающий перечень, состоящий из 16 организационно-правовых форм некоммерческих организаций, для каждой из которых существуют специфические нормы государственной регистрации:
- Потребительские кооперативы;
- Общественные организации, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы;
- Общественные движения;
- Ассоциации (союзы);
- Товарищества собственников недвижимости;
- Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
- Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- Общественно полезные фонды, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды, и личные фонды;
- Учреждения, к которым относятся государственные учреждения, муниципальные учреждения и частные;
- Автономные некоммерческие организации;
- Религиозные организации;
- Публично-правовые компании;
- Адвокатские палаты;
- Адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами);
- Государственные корпорации;
- Нотариальные палаты.
При этом в перечисленном перечне существуют государственные и муниципальные юридические лица, которые по духу своей природы не могут в полной мере быть отнесенными к некоммерческим организациями, так как имеют специфический порядок учреждения, подчинения и регулирования деятельности. Проект федерального закона «О государственных (муниципальных) учреждениях», который позволил бы исправить ситуацию с порядком регистрации и деятельности и вывести эти субъекты права из-под действия норм закона о некоммерческих организациях [6].
Помимо специфичности и многообразия организационно – правовых форм, НКО в отличие от коммерческих юридических лиц обладают специальной правоспособностью, т. е. некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительным документом и законом, соответственно они регистрируются особым способом [5].
Следует также отметить, что в отличие от создания коммерческих юридических лиц, степень обременения при создании НКО зависит от целого ряда критериев: образуется ли юридическое лицо физическими и или юридическими лицами; для каких целей; будет ли деятельность данного юридического лица влиять на социальные процессы в обществе (к примеру, особые преграды законодатель ставит перед теми, кто создает политические партии). Все эти факторы влияют на порядок и оформление правоустанавливающих документов для регистрации.
Так же как для коммерческих юридических лиц, при регистрации некоммерческих организаций необходимо подготовить перечень документов, который предоставляется в регистрирующий орган. Но в связи с тем, что регистрация юридических лиц регулируется в первую очередь подзаконными актами, а не законом, то существуют различные подходы к данной процедуре со стороны региональных управлений Министерства юстиции, со своим видением и требованиями по содержанию учредительных и иных документов, подаваемых при регистрации.
На примере фонда и частного учреждения будет рассмотрен порядок учреждения, который необходимо учитывать при их регистрации и дальнейшей деятельности. Фонды и учреждения могут создаваться гражданами и (или) юридическими лицами, но при создании фонда имущество, передаваемое учредителями, переходит в собственность фонда, тогда как при создании учреждения имущество передается собственником на праве оперативного управления. В фонде учредители не несут ответственности по обязательствам, создаваемого юридического лица. Учредители фонда могут не входить в состав органов управления. На практике довольно часто учредители участвуют в управлении фондом, и выход их до недавнего времени из учредителей был невозможен. В учреждении собственник назначает руководителя или утверждает его по представлению коллегиального органа. При том что в учреждении по решению собственника может быть создан коллегиальный орган управления, а в фонде – коллегиальный орган должен быть создан.
Часто из-за неправильного толкования норм ст. 123.21 территориальные управления Министерства юстиции РФ требуют при регистрации частных учреждений включать в устав положения о коллегиальных органах, которые необходимы для государственных и муниципальных учреждений. Также в отличие от фондов собственник (учредитель) учреждения несет субсидиарную денежную ответственность по обязательствам частного учреждения, в случае недостаточности средств у последнего.
В отличие от фонда для частного учреждения возможна реорганизация в фонд или автономную некоммерческую организацию.
К последним новациям в законодательстве РФ в части регистрации изменений состава учредителей следует отнести принятый Федеральный закон от 25.12.2023 № 671-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющий высшему коллегиальному органу изменять состав учредителей, а учредителям выходить из состава учредителей фондов, некоммерческих корпораций и автономных некоммерческих организаций. Данная норма позволяет НКО обеспечить актуальный состав участников или, например, провести ликвидацию. Также эта норма позволяет сохранить существование юридического лица, путем передачи другим лицам, способным обеспечить финансирование проектов НКО.
Для частных учреждений такой нормы не предусмотрено, что затрудняет собственнику, решившему передать (продать) имущество, находящееся в оперативном управлении у учреждения другому лицу, обеспечить дальнейшую деятельность этого юридического лица.
Вывод: деятельность законодательных органов власти и Министерства юстиции РФ активно направлена на устранение правовых коллизий в части государственной регистрации, ликвидации НКО, а также процедур с внесением изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Существенный прогресс достигнут в части принятия и выхода учредителей и участников для части НКО, но процесс унификации законодательства в этой части должен носить комплексный подход для всех организационно – правовых форм НКО.