Стоит начать с того, что современная политическая структура предполагает наличие в себе как применение инструментов «мягкой силы», так и инструментов «жёсткой силы». Внешнеполитический курс различных стран предполагает работу над несколькими направлениями, что оказывает влияние на внутриполитическую среду в стране. Если же рассматривать вопрос в историческом контексте, то важно отметить, что ранее многие страны вели более жёсткую политику по отношению к другим государством. Особенно стоит вспомнить период колониализма. Около полутора века назад по всему миру были распространены колониальные империи. Ключевыми из них являлись Испания и Великобритания [2, с. 18].
Однако для более подробного рассмотрения темы, необходимо разобраться в понятии «мягкая сила». Данная социально-политическое определение было введено в научный дискурс относительно недавно. Примерно в 90-х годах ХХ века американский политолог Джозеф Най изучении современной политической среды выделил новое направление в развитии внешнеполитических связей стран [8, с. 31]. В его понимании мягкая сила – это «возможность без использования жестких мер в виде принуждения, угроз и подкупа» [9, с. 7]. В этом случае мягкая сила представляет собой один из видов проявления силы на политической арене, который включает в себя возможность межнационального и межгосударственного взаимодействия и сотрудничества. Особую значимость данному явлению придает необходимость соответствия политических действий различных стран стандартам международного права с принятыми после Второй Мировой войны принципами о мире [3, с. 401]. Именно поэтому сейчас проявление жесткой силы наименее эффективно, из-за невозможности нарушения подписанных ранее договоренностей между государствами.
В современной политологии понятие мягкой силы предполагает использование всей совокупности гуманитарных ресурсов государства, с помощью которых оно сможет удовлетворить собственные геополитические интересы в отношении взаимодействия с другими странами. Основным инструментом мягкой силы является повышение уровня привлекательности и формирования имиджа государства. В процессе осуществления данного действия используются следующие элементы: культура, традиции, легитимная политика по отношению к мигрантам из дружественных стран, позитивная внутренняя модель устройства государства, стабильная экономика, наличие профессиональной военной силы, которая имеется в наличии, но не применяется, ценности, идентичность населения и его единение [4, с. 420]. Для правительства разных стран существуют своя специфика проведения политики мягкой силы. Однако особое значение отдается культуре и традициям, так как именно в данных сферах большее часть государств начинает взаимодействовать с другими в поисках точек соприкосновения [7, с. 217].
Если же подробнее рассматривать политику мягкой силы Испании, то важно отметить, что правительство страны начало ее осуществление еще в 70-х годах XX века в период формирования нового внешнеполитического курса. Ключевыми направлениями, которые активно развивает Королевство Испания, являются следующие: культурное взаимодействие, туристическое взаимодействие и взаимодействие в сфере образования [5, с. 73]. Именно поэтому с конца ХХ века приоритетным направлениям внешнеполитической государственной деятельности Испании в развитии международных отношений стало необходимость формирование и улучшения национального бренда страны. Более пятидесяти лет Испания структурировала основные механизмы воздействия на другие страны путем проведения мягкой политики, что было закреплено на государственном уровне в соответствующих нормативно-правовых актах [1, с. 81]. Особое значение в данной деятельности на международной арене отдавалось средством массовой информации, публичной дипломатии, туристической деятельности, создание различных образовательных и спортивных обменов между странами, культурно национальный диалог и миграционная политика в отношении иностранных граждан, приехавших в Королевство Испания.
На 2020 г. Испания заняла 13-е место по индексу рейтинга использования мягкой силы, что дает возможность сделать вывод о том, что современные инструменты мягкой политики способствуют созданию привлекательного образа и повышают уровень доверия к Испании на международной арене [6, с. 2]. Кроме того, важно отметить, что огромное значение придается использованию испанского языка как на территории Королевства Испании, так и в других странах, что особенно касается латиноамериканского региона. Это связано с тем, что ранее данный регион был колониями Испании, что отразилось на его историческом развитии в современных реалиях. Именно поэтому можно отметить, что на 2024 г. Испания выигрывает в культурном и языковом направлениях, однако значительно отстает в экономическом и технологическом развитии, что негативно сказывается на её имидже. Важными рычагами воздействия в отношении проведения мягкой политики являются королевский авторитет, который сохраняется на территории страны ни один век подряд, знаменитый испанский футбол, испанская кухня и вина, которые ценится во всём мире.
По мировой переписи населения 2020 г. было выявлено, что испанский язык является родным языком более 450 млн человек, хотя на территории Испании на 2024 г. проживает всего 45,8 млн человек. Это подтверждает тот факт, что основу мягкой политики Испании составляют культурно-языковый фактор и исторический, который в совокупности влияют на развитие международной политики. Кроме того, необходимо отметить, что испанский язык официально закреплён и распространён в 24 странах мира. Особую популярность он получил в Мексике. Именно поэтому испанский язык выступают в качестве языка международной коммуникации в рамках таких организаций, как Европейский Союз и Организация Объединённых Наций. Подобного рода популярность языка Королевства Испании повышает уровень значимости данной страны и оказывает благотворное влияние на культурное и экономическое взаимодействие с другими странами. Однако важным моментом является то, что основной рынок сбыта испанской продукции представлен преимущество в Латинской Америке, где испанская культура представлена в большей степени. Нельзя не отметить и тот факт, что несмотря на особую популярность испанской культуры на территории Латинской Америки, она активно распространяется и в других странах, таких как США, Россия, Франция и другие.
На данный момент времени испанский язык является третьим по распространённости в мире, что влияет на объединение между собой множество государств и культур. Именно поэтому из-за распространённости языка на территории других стран мира существует огромное количество диалектов, что усложняет коммуникацию на испанском языке. Данная проблема была выявлена ещё в 1713 году, что повлекло со собой создание Королевской академии испанского языка, которая находится в Мадриде [10, с. 929]. Основной функции академии является регулирование языковой литературной нормы современного испанского языка во всех странах, где он закрепляется в качестве официального. В этом случае Королевская академия испанского языка выступает в качестве одного из самых эффективных инструментов применения мягкой силы в сфере межъязыковой коммуникации и влияет на международную арену. Изучая данную тему, нельзя не отметить и государственный институт Сервантеса, который был основан в 1991 году под руководством министерства иностранных дел Королевства Испании. Основная задача института Сервантеса заключается в преподавание испанского языка, а также распространение испанской культуры в различных странах мира [11, с. 54]. На 2024 год данный институт объединяет в себе 77 центров, один из которых расположен в Москве данный институт считается одним из головных организаторов международного конгресса испанского языка, где основной повесткой являются проблемы вопросов распространения и функционирования испанского языка в других регионах мира [13, с. 93].
Как было отмечено ранее для Королевства Испании особенно важно сохранять и поддерживать имидж страны для сохранения авторитета на территориях бывших колоний Испанской империи, которым относятся государства Латинской Америки, северо-запада Африки и Азиатско-тихоокеанского региона. Бывшие колонии испанской империи вели войны за независимость от Испании, в результате которых были образованы новые независимые государства [10, с. 934]. Именно поэтому в современной повестке внешнеполитического курса Испании лежит необходимость улучшения межгосударственного взаимодействия с территориями, относящихся к бывшим колониям Испанской империи. Главной причиной необходимости данного взаимодействия является возможность сохранения испанской культуры, которая развивалась на данных территориях длительный период времени [12, с. 70].
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Королевство Испания на современном этапе развития имеет серьезный культурный и языковой ресурс для проведения мягкой политики на международной арене в отношении улучшения взаимодействия с другими странами. Особое влияние данной политики можно заметить в отношении территорий бывших колоний Испанской империи, что говорит об их плодотворном дальнейшем сотрудничестве в процессе распространения испанской культуры и языка на территории других стран, не имеющих столь тесного исторического взаимодействия. На данный момент времени существует особый имидж страны, который поддерживается внешнеполитической деятельностью правительства Испании. Однако стоит отметить, что на 2024 г. Испания не использует всей совокупности имеющихся инструментов мягкой силы, в её деятельности отсутствует информационные политические механизмы, что связано с тем, что Испания сама является объектом мягкого давления иных государств по типу США и Германии, из-за чего она не имеет возможности быть ведущим членом международных организаций. В этом случае Испания вынуждена следовать внешнеполитическим целям других государств в отношении оказание мягкой силы на другие страны.