Главная
АИ #18 (200)
Статьи журнала АИ #18 (200)
Способы разрешения нежелательного поведения детей с РАС в общественных местах

Способы разрешения нежелательного поведения детей с РАС в общественных местах

Автор(-ы):

Яковлева Наталия Викторовна

Путилина Галина Валентиновна

2 мая 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

расстройство аутистического спектра
нежелательное поведение
руководящий контроль
речевые навыки

Аннотация статьи

В данной статье освещается нежелательное поведение детей с аутистическим спектром и предлагаются рекомендации по его устранению, основанные на практическом опыте. Авторами поднимаются вопросы, затрагивающие ситуации из повседневной жизни семей, имеющих детей-аутистов. И предлагаются способы управления поведением «особенных» детей путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения.

Текст статьи

Нежелательное поведение детей с расстройством аутистического спектра зачастую становится для близких источником негативных переживаний, стресса и чувства вины. Конфликты между родителями и окружающими людьми из-за нелестного сравнения аутичного ребенка с нормотипичными сверстниками, насмешки и нередко злые шутки других детей не только затрудняют полноценное развитие ребенка, но и вынуждает семьи таких детей вести уединенный образ жизни.

В повседневной жизни нельзя избежать ситуаций, предполагающих межличностное взаимодействие, посещение ребенком незнакомых мест, появление новых предметов в доме. Как правило, для маленького аутиста такие ситуации оказываются стрессовыми и ребенок не способен справиться с ними. Отсутствие, а также позднее и неполное формирование речевых навыков приводят к тому, что ребенок вынужден выражать свои желания и потребности невербально. Способы поговорить со взрослыми могут выражаться в агрессии или самоагрессии, истериках, крике, убегании от взрослых.

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, примите следующие рекомендации:

Таблица

Нежелательное поведениеСпособы разрешения
1Истерика в общественном месте
  1. Необходимо покинуть место, которое вызывает дискомфорт;
  2. Во время приступа истерики предпочтительно свести к минимуму уговоры, так как молчание способно быстрее успокоить вашего малыша
  3. Использовать прием «табличка с выбором» (дом, парк, скамейка и пр.);
  4. Иметь под рукой «тревожный чемоданчик» также поможет успокоиться и даст почувствовать себя в безопасности (любимая шляпа, мягкая игрушка, шаль.
2Отказ от посещения новых мест
  1. На первых порах смотреть издалека на играющих детей;
  2. Комментировать малышу то, что делают ребята, обсуждать с ним возможность также поиграть;
  3. Вместе подойти к кому-нибудь из детей, предложить специально взятую игрушку (запасную, которую он легко отдаст);
  4. Ненавязчиво подключиться в игру, что-то пристраивая или копая;
  5. Сделать первые визиты в новые места совсем короткими и держаться поближе к дому;
  6. Стараться завершить прогулку на позитивной ноте: лучше уйдя пораньше, чем дождаться слез ребенка.
3Отказ от вступления в контакт
  1. Познакомиться с родителями другого ребенка;
  2. Увлечь совместным занятием;
  3. Пригласить в гости;
  4. Обучить его правилам некоторых игр заранее, чтобы научиться взаимодействовать в группе;
  5. Объединяться со своим ребенком, играя за двоих (для быстрого усвоения правил рядом с близким человеком);
  6. Сложные для ребенка ситуации разыгрывайте сначала у себя дома, затем в присутствии ваших друзей, потом в гостях у хорошо знакомых ребенку людей (с их участием), и только после этого переносите освоенные навыки в новую для ребенка реальность.
4Сложность ожидания
  1. Умение переключать внимание с «опасных» тем на «безопасные»;
  2. Предварительно обговорить алгоритмы действий (когда? куда? что сделать? для чего?);
  3. Используйте изображения для подсказок и визуального расписания.
5Склонность к «хватанию» товаров в магазине
  1. Занять внимание (обсуждение, что приготовим, для кого купим, как обрадуются покупке);
  2. Занять руки ребенка (попросить держать сумку, дать в руки заранее приготовленное лакомство или привлекательную для ребенка игрушку);
  3. Важно устраивать «тренировочные» вылазки в магазин для приобретения предмета или продукта, которого хочется ребенку, чтобы в экстренных случаях не возникало проблем;
  4. Поначалу выбрать небольшой магазин, где мало людей, а затем обсудить его хорошее поведение и его результат (как ты хорошо ждал, как мы интересно провели время);
  5. В сложных случаях иметь помощника рядом;
  6. Поручите ребенку постарше «работу» по поиску нужных продуктов из списка покупок в супермаркете;
  7. По мере привыкания к магазину – покупать ребенку награду при хорошем поведении (чем больше вы будете награждать желательное для вас поведение, тем чаще вы будете его наблюдать);
  8. При положительном результате, поручайте ребенку совершать отдельные операции (протянуть деньги, взять покупку, подержать сумку, покатить тележку).
6Склонность к перевозбуждению в общественном месте
  1. Важно дозировать его присутствие в общественном месте;
  2. Заранее строить с ребенком план действий: «пройдем вокруг песочницы, потом покатаемся на карусели, далее съедем с горки и т. д.»;
  3. Выбирать моменты, когда в общественном месте не очень людно.
7Убегание
  1. Работать над привязанностью (формировать теплые отношения: обнимать, гладить хвалить и создавать доверие;
  2. Выделить триггеры - то, что заставляет ребёнка убегать;
  3. Уменьшать сенсорную нагрузку, чтобы спастись от избытка впечатлений;
  4. Создать своеобразное «утяжеление» (рюкзак, сумка), чтобы усложнить скорость побега;
  5. Дать возможность «выбегаться» в условно ограниченном пространстве (так как уставшим от активности ребенком проще управлять);
  6. Снабдить бирками с именем и адресом на одежде и вещах малыша.
8Повышенная тревожность
  1. Научить объяснять причину беспокойства или физического дискомфорта (подготовить этого особые жесты, карточки с понятными, простыми словами или картинками, отработка несколько конкретных, четких фраз, если малыш или подросток владеет навыками речи в достаточной степени);
  2. Использование приспособлений для снижения или устранения неприятных стимулов извне – беруши, наушники, шторы, солнцезащитные очки, предметы комфортных для восприятия цветов.

Таким образом, взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должен взрослый, а не ребенок. Педагоги и родители должны стать «Руководящим контролем» – это умение педагога, специалиста или родителя управлять поведением ребенка через подкрепление желательного поведения и формирование мотивации к сотрудничеству. Если руководящий контроль не сформирован, ребенок не будет с нами сотрудничать, выполнять инструкции, соответственно, обучение будет практически невозможно.

Список литературы

  1. Башина В.М. Аутизм в детстве. – Москва. – Медицина. – 1999 г.
  2. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева – Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. – Теревинф. – 2005 г.
  4. Интернет-ресурс: Ава-Центр ШАГ ВЕРЕД https://proabakids.ru/challenging-behaviors-autism// (дата обращения: 01.05.2024).

Поделиться

106

Яковлева Н. В., Путилина Г. В. Способы разрешения нежелательного поведения детей с РАС в общественных местах // Актуальные исследования. 2024. №18 (200). Ч.II.С. 79-81. URL: https://apni.ru/article/9139-sposoby-razresheniya-nezhelatelnogo-povedeniya-detej-s-ras-v-obshestvennyh-mestah

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня