В данной статье освещается нежелательное поведение детей с аутистическим спектром и предлагаются рекомендации по его устранению, основанные на практическом опыте. Авторами поднимаются вопросы, затрагивающие ситуации из повседневной жизни семей, имеющих детей-аутистов. И предлагаются способы управления поведением «особенных» детей путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения.
Текст статьи
Нежелательное поведение детей с расстройством аутистического спектра зачастую становится для близких источником негативных переживаний, стресса и чувства вины. Конфликты между родителями и окружающими людьми из-за нелестного сравнения аутичного ребенка с нормотипичными сверстниками, насмешки и нередко злые шутки других детей не только затрудняют полноценное развитие ребенка, но и вынуждает семьи таких детей вести уединенный образ жизни.
В повседневной жизни нельзя избежать ситуаций, предполагающих межличностное взаимодействие, посещение ребенком незнакомых мест, появление новых предметов в доме. Как правило, для маленького аутиста такие ситуации оказываются стрессовыми и ребенок не способен справиться с ними. Отсутствие, а также позднее и неполное формирование речевых навыков приводят к тому, что ребенок вынужден выражать свои желания и потребности невербально. Способы поговорить со взрослыми могут выражаться в агрессии или самоагрессии, истериках, крике, убегании от взрослых.
Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, примите следующие рекомендации:
Таблица
№
Нежелательное поведение
Способы разрешения
1
Истерика в общественном месте
Необходимо покинуть место, которое вызывает дискомфорт;
Во время приступа истерики предпочтительно свести к минимуму уговоры, так как молчание способно быстрее успокоить вашего малыша
Использовать прием «табличка с выбором» (дом, парк, скамейка и пр.);
Иметь под рукой «тревожный чемоданчик» также поможет успокоиться и даст почувствовать себя в безопасности (любимая шляпа, мягкая игрушка, шаль.
2
Отказ от посещения новых мест
На первых порах смотреть издалека на играющих детей;
Комментировать малышу то, что делают ребята, обсуждать с ним возможность также поиграть;
Вместе подойти к кому-нибудь из детей, предложить специально взятую игрушку (запасную, которую он легко отдаст);
Ненавязчиво подключиться в игру, что-то пристраивая или копая;
Сделать первые визиты в новые места совсем короткими и держаться поближе к дому;
Стараться завершить прогулку на позитивной ноте: лучше уйдя пораньше, чем дождаться слез ребенка.
3
Отказ от вступления в контакт
Познакомиться с родителями другого ребенка;
Увлечь совместным занятием;
Пригласить в гости;
Обучить его правилам некоторых игр заранее, чтобы научиться взаимодействовать в группе;
Объединяться со своим ребенком, играя за двоих (для быстрого усвоения правил рядом с близким человеком);
Сложные для ребенка ситуации разыгрывайте сначала у себя дома, затем в присутствии ваших друзей, потом в гостях у хорошо знакомых ребенку людей (с их участием), и только после этого переносите освоенные навыки в новую для ребенка реальность.
4
Сложность ожидания
Умение переключать внимание с «опасных» тем на «безопасные»;
Предварительно обговорить алгоритмы действий (когда? куда? что сделать? для чего?);
Используйте изображения для подсказок и визуального расписания.
5
Склонность к «хватанию» товаров в магазине
Занять внимание (обсуждение, что приготовим, для кого купим, как обрадуются покупке);
Занять руки ребенка (попросить держать сумку, дать в руки заранее приготовленное лакомство или привлекательную для ребенка игрушку);
Важно устраивать «тренировочные» вылазки в магазин для приобретения предмета или продукта, которого хочется ребенку, чтобы в экстренных случаях не возникало проблем;
Поначалу выбрать небольшой магазин, где мало людей, а затем обсудить его хорошее поведение и его результат (как ты хорошо ждал, как мы интересно провели время);
В сложных случаях иметь помощника рядом;
Поручите ребенку постарше «работу» по поиску нужных продуктов из списка покупок в супермаркете;
По мере привыкания к магазину – покупать ребенку награду при хорошем поведении (чем больше вы будете награждать желательное для вас поведение, тем чаще вы будете его наблюдать);
При положительном результате, поручайте ребенку совершать отдельные операции (протянуть деньги, взять покупку, подержать сумку, покатить тележку).
6
Склонность к перевозбуждению в общественном месте
Важно дозировать его присутствие в общественном месте;
Заранее строить с ребенком план действий: «пройдем вокруг песочницы, потом покатаемся на карусели, далее съедем с горки и т. д.»;
Выбирать моменты, когда в общественном месте не очень людно.
7
Убегание
Работать над привязанностью (формировать теплые отношения: обнимать, гладить хвалить и создавать доверие;
Выделить триггеры - то, что заставляет ребёнка убегать;
Уменьшать сенсорную нагрузку, чтобы спастись от избытка впечатлений;
Создать своеобразное «утяжеление» (рюкзак, сумка), чтобы усложнить скорость побега;
Дать возможность «выбегаться» в условно ограниченном пространстве (так как уставшим от активности ребенком проще управлять);
Снабдить бирками с именем и адресом на одежде и вещах малыша.
8
Повышенная тревожность
Научить объяснять причину беспокойства или физического дискомфорта (подготовить этого особые жесты, карточки с понятными, простыми словами или картинками, отработка несколько конкретных, четких фраз, если малыш или подросток владеет навыками речи в достаточной степени);
Использование приспособлений для снижения или устранения неприятных стимулов извне – беруши, наушники, шторы, солнцезащитные очки, предметы комфортных для восприятия цветов.
Таким образом, взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должен взрослый, а не ребенок. Педагоги и родители должны стать «Руководящим контролем» – это умение педагога, специалиста или родителя управлять поведением ребенка через подкрепление желательного поведения и формирование мотивации к сотрудничеству. Если руководящий контроль не сформирован, ребенок не будет с нами сотрудничать, выполнять инструкции, соответственно, обучение будет практически невозможно.
Список литературы
Башина В.М. Аутизм в детстве. – Москва. – Медицина. – 1999 г.
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева – Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. – Теревинф. – 2005 г.
Яковлева Н. В., Путилина Г. В. Способы разрешения нежелательного поведения детей с РАС в общественных местах // Актуальные исследования. 2024. №18 (200). Ч.II.С. 79-81. URL: https://apni.ru/article/9139-sposoby-razresheniya-nezhelatelnogo-povedeniya-detej-s-ras-v-obshestvennyh-mestah
Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru