Дискуссия о половом просвещении в школах подняла более широкий вопрос об уважении государством прав родителей детей школьного возраста, особенно в отношении их религиозных и философских убеждений.
На протяжении десятилетий Словакия несла международно-правовое обязательство уважать права родителей. Действующее на территории законодательство гарантирует право родителей воспитывать детей в соответствии с их собственными религиозными и философскими убеждениями. Однако в Законе об образовании [3] пока не указано, как родители должны осуществлять это право в отношении школы, которую посещает их ребенок.
Многие словацкие родители оставались возмущенными, когда их детей в школе учили использовать презерватив, имитировали различные сексуальные действия, или, когда в школе снимали рекламу противозачаточных средств. На данные мероприятия могут приглашать активистов или экспертов, затем «прогрессивных» учителей, подготовленных обществом планирования семьи.
У родителей, однако, есть возможность выбора, принимать ли участие их детям в подобных просветительских мероприятиях. Но они и сами должны быть активными – при выборе школы, информировании и коммуникации друг с другом и организацией, участии в общественной жизни класса и тому подобном. Есть также возможность попросить администрацию школы, чтобы родителей заранее проинформировали о форме обучения, согласовали программу и допустимые и недопустимые формы взаимодействия с обучающимися.
Когда в школу приходит некий молодой человек, чтобы поговорить с детьми о сексуальном и репродуктивном здоровье и детей делят на мальчиков и девочек и проводят просветительские беседы в игровом формате, то естественное чувство неловкости, присущее детям второго уровня начальной школы, постепенно проходит, слышатся взрывы смеха.
После такой подготовки начинается более серьёзный разговор о контрацепции, раннем начале половой жизни и потенциальных последствиях для здоровья, абортов, гендере, безопасности. Но что поражало родителей, это то, что в некоторых школах иногда детей заставляли парами имитировать различные сексуальные действия, или учиться надевать презерватив на искусственный пенис [4], что безусловно сложно адекватным возрасту просвещением.
Такие уроки встречались на всех уровнях образования в словацких школах, и в старших, и в средних, и начальных классах. Часто данные мероприятия происходят без ведома и согласия родителей. В таком случае, когда программа полового просвещения не согласована на уровне школы, города или даже государства, школа вообще может оказаться не таким уж безопасным местом для ребенка, как думают родители.
Спорное половое просвещение в профессиональной терминологии обычно относится к концепции всестороннего полового воспитания (comprehensive sexual education), на которой основан объем транснациональных программ. Традиционно об этом образовании говорят борцы на территории Организации Объединенных Наций, что такая форма образования применяется во всем мире, несмотря на противодействие многих государств.
За всестороннее сексуальное просвещение выступает также ряд частных организаций, включая Международную федерацию планирования семьи (IPPF), которая принадлежит к крупнейшей сети клиник в мире.
В Словакии нет специального предмета по половому воспитанию, хотя школа могла бы создать его добровольно. Школьная программа включает сквозной предмет Воспитания в духе брака и родовитости (VMR), который с самого начала ставится надлежащим образом и ценится [1]. В ходе занятий затрагиваются различные предметы, такие как нравственное воспитание, гражданское воспитание, биология и другие. Но VMR также может быть легко использована не по назначению для проведения сексуального просвещения, чаще всего посредством этического воспитания, гражданских доктрин или приглашением внешних ораторов. Риск заключается в основном в личности учителя, эксперта, который может оказать большое влияние на детей и дать свое собственное видение ситуации. Программа должна затрагивать темы ценности семьи и брака, безопасности психологического и физического здоровья и не должна включать в себя личное мнение спикера, например по поводу использования противозачаточных средств, или, что различия между мужчинами и женщинами – это предрассудки, которые необходимо искоренить [5].
В комплексном половом воспитании участвует, например, Общество планируемого родительства, которое является словацким отделением IPPF. Общество планирования семьи, разработало Методическое руководство по половому воспитанию на втором уровне начальных школ [6] в рамках учебной программы воспитания к браку и родовспоможению, хотя половое воспитание, основанное на этой методологии, дети могут получать разными способами. Чаще всего через учителя школы, которая обучена этому подходу, или через активиста prizvaného или эксперта.
В школу также ходят активисты из других организаций, например, студенты-медики из Братиславской гильдии медиков. Сексуальное просвещение иногда подается в комплекте с другими подходящими темами, в частности о профилактике рака и возможности девочкам сделать вакцину от ВПЧ до начала половой жизни.
Также присутствие гинеколога в школе может быть хорошей идеей, но стоит учитывать, что чаще всего обсуждение всем классом проблем женского здоровья может вызывать чувство стыда у девочек и присутствие такого врача в школе должно быть тоже верно организованно. И особенно, если речь заходит только о рекламе контрацепции, как мы можем видеть на веб-сайте словацкого гинекологическо-акушерского общества SLS (www.milujemeaplanujeme.sk).
Homoagendu приносит в школу, например руководство Two/Двойка, выпущенное Институтом прав человека. Гендерная идеология распространяется различными способами, и, в частности, в форме гендерного образования, которое ориентировано на подготовку педагогов, активистов, чиновников.
Спорные темы в школе могут быть освещены в журнале, который школа использует в учебных целях. Так было с журналом English Bridge в одном из прошлогодних выпусков, посвященных гендерной идеологии.
Хотя верно, что базовая установка образовательной системы, по-видимому, в порядке, угроза злоупотребления ею реальна и на индивидуальном уровне встречается относительно часто.
Национальный совет в 2023 году обсуждал законопроект, который усилит права родителей по отношению к школе и введет обязанность образовательного учреждения предоставлять родителю информацию о воспитании и просвещении в области сексуального поведения, поскольку именно в этой области возникают наибольшие риски, вплоть до возмущения со стороны отцов и матерей. Таким образом, право воспитывать детей в соответствии с верой и мировоззрением родителей будет полностью закреплено в законодательстве Словацкой Республики.
Этот законопроект основан на ситуации, с которой сталкиваются многие родители в Словакии. Только от своих детей они узнают о лекции, прочитанной, как правило, внешней организацией, например, о сексуальном поведении в их школе, и о том, что эта лекция была обязательной для их детей в классе. Подобные действия не только не способствуют налаживанию хороших отношений внутри местного сообщества, но и прямо противоречат международным конвенциям по правам человека.
Существует множество международных договоров, которые регулируют этот вопрос. Просто для иллюстрации давайте процитируем пункт 14 статьи. Статья 3 Хартии Европейского союза об основных правах гласит: «... право родителей обеспечивать образование и воспитание своих детей в соответствии с их религиозными, философскими и педагогическими убеждениями должно соблюдаться в соответствии с национальными законами, регулирующими осуществление этого права» [7].
Статья 2 Дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. При выполнении любых функций в области образования и воспитательной работы, осуществляемых государством, оно должно уважать право родителей обеспечивать такое образование и воспитательную работу в соответствии с их собственными религиозными и философскими убеждениями» [2].
Родительские права действительно гарантированы различными нормативными актами, и родители имеют право применять их на практике. Источником вдохновения для этого может послужить так называемое информированное согласие, которое школа должна спрашивать у родителей перед каждой лыжной прогулкой, школой на природе и подобными действиями. На этом принципе могло бы хорошо работать также информированное согласие родителей с содержанием программы полового просвещения. Школа должна была бы сначала заранее информировать родителей о каждом госте, приходящем в школу, о содержании преподавания, об используемых материалах, и вплоть до обратного информированного согласия, где было бы указано согласие семьи на возможность получения их детям такой формы образования. Это было бы настоящим воплощением родительских прав на практике по мнению многих родителей.
Таким образом, законопроект укрепит напрямую и введет обязанность школ информировать родителей о планируемых мероприятиях в области полового просвещения. В то же время родитель имеет право заранее, по запросу, получить, в частности, содержание, методологию, цели обучения и тренинга, основную информацию об учителях и приглашенных лекторах, а также учебные публикации, которые будут использоваться по его/ее просьбе.