Основная часть
Свадебный макияж – очень важная и сложная часть образа невесты. Первый макияж люди начали делать еще в древности, правда он категорически отличался от современного. Да и макияжем его сложно было назвать [1].
Первобытные люди большое значение придавали раскрашиванию лица и тела рисунками и узорами перед сражениями, чтобы своим ярким загадочным обликом наводить страх на врага и заставить его отступить. В более поздние эпохи человеческой истории раскрашивание внешности минералами и растительными красителями имело религиозный характер. Делалось это прежде всего в ритуальных и мистических целях. Кроме того, по узору на теле безошибочно определялся статус человека. Но поражает, однако, не столько целевое назначение раскрашивания лица и тела, сколько богатство красок. Как показало специальное исследование французского археолога Жозефа Дешелета, в доисторические времена употреблялось по крайней мере семнадцать различных красок для грима, среди которых самыми излюбленными были белила (мел, мергель, известь), черная краска (древесный уголь и марганцевая руда) и целая гамма оттенков охры (от светло-желтого до оранжевого и красного) [1].
И только впоследствии макияж начали использовать исключительно для красоты, и впервые это сделали древние египтяне. Древний Египет является «колыбелью» косметики: египтяне первыми начали изготовлять порошок, напоминающий современную пудру; порошком из сажи они умело подводили глаза, смесью окиси железа и глины красили губы; волосы, ступни и ладони окрашивали хной, использовали растительные масла для приготовления косметических средств. Царице Египта Клеопатре приписывают авторство первого сборника рецептов красоты – «О лекарствах для лица» [1].
Так, в египетских пирамидах было обнаружено много предметов, которые подтверждали, что египтянам было известно, как придать привлекательность своему лицу и телу. Ведь, даже в древнеегипетских захоронениях найдено множество сосудов для благовоний и красок. И даже польскими учеными были обнаружили целые «косметические кабинеты» времен Древнего Египта [2].
Искусством изготовления косметических средств в Древнем Египте владели в основном жрецы. Состоятельные люди (а косметикой в Египте пользовались в те времена и женщины, и мужчины) применяли дорогостоящие вещества, а менее богатые использовали простые «народные» средства. Для египтянок забота о внешности была делом первостепенной важности. Помимо карандаша для бровей им были хорошо известны помада, лак для ногтей, краска для волос, душистая вода и прочие атрибуты современной женщины. Едкий сок некоторых видов ириса употребляли в качестве румян (этот сок вызывал раздражение кожи и красноту, которая сохранялась длительное время). Очень популярны были средства для отбеливания лица. Так, известно, что Клеопатра для сохранения нежности и белизны кожи лица использовала мазь, основным компонентом которой был измельченный крокодилий помет вместе с белилами [2].
Египтяне превратили процесс нанесения косметики в целый ритуал. Это требование к тогдашней моде, прибегали к искусственным изменениям форм: расширяли губы, удлиняли уши и т. д. Египтяне знали секреты приготовления ярких, светящихся красок, которые получали из раковин или морских моллюсков. Рецепты приготовления порошков, придающих коже матовость и скрывавших ее естественные дефекты и недостатки, хранили в глубокой тайне. Египтянки окрашивали глаза черными порошками, подбровное пространство покрывали медным купоросом или мелкотертым малахитом; чтобы подчеркнуть верхнее веко, и мужчины и женщины пользовались смесью зеленой меди и сернистого свинца, рудой. Такая краска для век не только позволяла придать глазам красивую миндалевидную форму, но и применялась как средство для отпугивания насекомых (репеллент), служила лекарством от нагноения глаз и трахомы [2].
Искусство косметики в Древнем Египте было доведено до совершенства. Мази, кремы, настои здесь использовались для питания кожи, защиты ее от палящего солнца. В большинство составов косметических средств входили оливковое, касторовое, пальмовое, миндальное масла.
Постепенно из Египта косметика «просочилась» в Древнюю Грецию и Рим. Греческая мифология приписывает изобретение косметических средств богине любви и красоты Афродите, а их распространение – Елене Прекрасной. Гречанки в то время не только красили ресницы сажей, но и закрепляли ее смесью яичного белка со светлой смолой, а губы и щеки румянили с помощью сурика. Позже богатые римлянки стали красить веки золотистой краской и подводить брови углем. Греки же придумали и такое популярное ныне средство макияжа, как белая пудра. Только тогда (да и много столетий спустя) пудру делали на основе такого чудовищно вредного компонента как свинец. Накладывали свинцовую белую пудру очень толстым слоем, что придавало лицу томный и заманчивый вид, одновременно скрывая последствия различных кожных заболеваний и дефекты кожи. Это было опасно, поскольку свинец в течение определенного промежутка времени только усугублял разрушения ткани, причиненные недугами. Но, несмотря ни на что, это средство использовалось вплоть до XIX в [2].
В то время основу макияжа гречанок составляли черная и голубая краски для глаз, щеки румянили кармином, губы и ногти окрашивали в тон, употребляли огромное количество белил, пудры для лица, плеч и рук, порошки для ресниц и глаз, духи. Ароматические эссенции, духи, цветочные масла помещали в керамические изящные флаконы. Полированные бронзовые зеркала были предметом роскоши и стоили очень дорого. Да, невеста была во всеоружии, но декоративная косметика была очень токсичной [2].
Косметика и грим были известны народам древних государств в период VI–I вв. до н. э. В Китае, Японии, Корее применение косметики женщинами на протяжении многих веков было традиционным и повсеместным. Косметика развивалась в Персии, Индии, Аравии, Южной Америке, Китае, Японии и Корее и использовалась с утонченной фантазией. В этих странах применялись всевозможные средства, чтобы скрыть типичный желтоватый оттенок кожи [3].
Косметические традиции Китая имеют многовековую историю. Эстетические каноны на протяжении столетий рисовали образ женщины с безукоризненно выполненным гримом и с максимально ухоженной кожей. На лица китайских женщин наносился тонкий слой пудры розового, красного или оранжевого цвета. Глаза подводили палочками, обмакнутыми в тушь. Кожу обрабатывали кремами, изготовленными из мякоти фруктов, чайных масел или животных жиров [3].
Страна восходящего солнца, Япония, во многом испытала на себе влияние искусства красоты и косметики Китая. Масла, пигменты и пудры из красильного сафиора, в числе прочих косметических средств использовались японками для создания привлекательной внешности. Выразительность их глазам придавала тушь [3].
А вот в Средние века наблюдается упадок эстетики. Женщина Средневековья испытывала на себе последствия эпохи, отмеченной суровостью нравов, бесконечными войнами, повальными эпидемиями. С упадком Римского государства была забыта и косметика. И в Средние века о ней практически не вспоминали. Церковь считала человеческое тело греховным и всякую заботу о нем относила к порокам. Несмотря на строгие запреты церкви дамы пользовались косметическими средствами. Когда мрачные и тусклые краски Средневековья сменились яркой палитрой эпохи Возрождения, пышно расцвела и косметика. Через Египет и другие страны Востока косметика распространилась во Францию, где значительно развилась линия декоративной косметики [4].
Интересно, что еще в 1190 г. король Филипп Август издал поощрительные правила, предоставляя привилегии тем, кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистую воду, перчатки и кожаные изделия. В то время считалось модным «малевать» лицо, руки, шею – это делали даже цветущие и красивые девушки. Разрисовка была до того сложна, что для этого часто приглашали художников [5].
Вслед за средними веками приходит эпоха Возрождения – эпоха, в которую эстетические ценности, преданные забвению в эпоху Средневековья, получают новое развитие – это период расцвета итальянского искусства, процветание меценатов, утверждение философской концепции человека через раскрытие гармоничного единства всех присущих ему физических и духовных качеств. Эстетика достигает небывалых вершин во всех сферах творчества, красоты, становится всеобобщающей, а потому и женская красота становится частью гармонии. Италия в эпоху Ренессанса превращается в европейский центр элегантности. Новые веяния в моде, в искусстве красоты и эстетики распространялись за пределы Италии, и их влияние было заметно при дворах Европы [4].
Франция, Англия, Россия в XVII–XVIII вв. В Европе косметические средства широко применяли разные слои населения. Знатные дамы красили себе не только губы, щеки, брови, но даже уши, плечи и руки.
В XVII в., прозванном «галантным», появилась мода на пудру, а раскрашенные лица мужчин и женщин были заурядным явлением и поражали многообразными вариациями. Разрисовка лица в это время была так сложна и требовала такого искусства, что дамы даже приглашали для этого художников, и в результате все казались скроенными по одному образцу [4].
В начале XVIII в. модницы и модники ввели новое направление в макияже – контрастность: на лицо наносили многочисленные слои пудры, румянили щеки, брови красили черным цветом, губы – яркой помадой, приклеивали из бархатной ткани мушки, носили напудренные парики.
Естественный макияж вошел в моду к концу XVIII в. Эффективным макияжем считался сок белой лилии с медом и лимонным соком. Чтобы добиться гладкости и белизны кожи, необходимо было использовать дынное семя, тертое с бобовой мукой, чередуя эту маску с протираниями огуречным соком. Красавицы скрывались от солнца под вуалью. Губная помада стала прошлым, а чистота тела и зубов считалась верхом цивилизованности. Наступила эпоха романтизма с ее идеалом «воздушной» красоты – белая до прозрачности кожа и темные волосы, стал модным более яркий цвет губ и щек. Для достижения этого использовались самые разные красители. Например, в деревнях это были овощи и ягоды: щеки румянили вишней, малиной, свеклой. Брови чернили сажей, углем или жженой пробкой, окрашивали тертым кирпичом, а для белизны лица использовали муку. Тем временем производство косметики в разных странах развивалось, изобретались все новые средства, рынок красоты расширялся и косметика дешевела. В то время макияж делали только дамы полусвета и содержанки. Уж они-то красились вволю – это ведь теперь дешево! Однако жизнь и статус женщины менялись, и макияж стали накладывать обычные женщины, для которых он являлся определенным символом независимости [4].
В конце XIX – начале XX в., когда главенствовал стиль ар нуво, или, по-русски, модерн, еще более ценились мертвенно-бледные декадентки.
Первая мировая война переменило больше отношение к женскому гриму: на экране появились первые женщины-вамп. Подрумяненные щеки, темные веки, темные губы, рот, изящно изогнутый в форме лука, и бледное как мел лицо.
Косметика стала более натуральной, а гигиенические процедуры – ежедневными. Прекрасно иллюстрирует образ невесты этого времени произведение Василия Пукирева «Неравный брак». Милое лицо практически лишено следов косметики.
Образ русской невесты можно представить по женским придворным портретам кисти Антропова.
В 1935 г. советским косметологом и парфюмером Р. А. Фридманом была разработана классификация косметики, получившая распространение во всем мире. Он выделил три вида косметики: декоративную, врачебную (лечебную), гигиеническую (профилактическую). Врачебную косметику называют еще специальной. Врачи-косметологи помогают устранению и исправлению небольших недостатков лица, например дефектов носа, подбородка [6].
В 1950-е гг. появились женщины с удлиненной яркой помадой, пухлые губы в сочетании с азиатской подводкой глаз и очень пышные ресницы. Появились специальные карандаши для бровей, черная жидкая подводка и увеличивающая объем тушь для ресниц, а также устойчивая матовая помада красных оттенков [6].
В 1960-е гг.– «эра твиста и космоса» предпочитала блондинок и светлую губную помаду. Меньшая акцентированность губ привела к большей выразительности глаз – используются жидкая подводка, накладные ресницы.
В моде были тонкие брови, тщательно растушёванные румяна, тёмные тени, неяркие губы, лёгкий загар. В 50-х годах появилась профессиональная тональная основа в цвет оттенка кожи. 70-е подарили миру средства для автозагара, 80-е ознаменовались триумфом перламутра в макияже. Все эти новшества находили отражение и в образе невесты.
Ретро 1970-х гг. вернуло в моду многое из довоенной косметики, а поклонницы стиля диско предпочитали перламутровые тени и натуральный блеск для губ – макияж стал возбуждающим, радостным [6].
1980-е гг. – пик моды на декоративную косметику. Распространены контрастные цвета, яркая раскраска, очень широкие темные брови, розовая и черная помада, черная и синяя подводка по верхнему и нижнему веку, выполненная айлайнером (eyeliner – специальная жидкая тушь с кисточкой, напоминающая фломастер) или темным контурным карандашом [6].
В начале 1990-х в моде лохматые длинные ресницы и природные оттенки в макияже, бум красной помады. В середине 90-х возрождается подводка в стиле 60-х, и в моде пухлые губы. Конец 90-х – эпоха естественного минимализма. Появляются новые тональные кремы со светоотражающим эффектом; в моде узкие брови, макияж – «умытое лицо» прозрачен, легок, естествен, помада и румяна – светлых, нежных сиреневых, фиолетовых оттенков [7].
В 2000-х гг. в моде металлические светящиеся цвета: серебристый, бронзовый, золотой; актуальны продукты, содержащие блестки, перламутр; используются всевозможные прикладные материалы. Макияж дарит ощущение праздника, кожа сияет и светится. Используется блеск для губ. Макияж 2000-х гг. – чувственный и сексуальный [7].
Современные тенденции в макияже, особенно свадебном, направлены на использование качественной косметики, которая не принесёт вреда нежной молодой коже.
Заключение
Современная косметика сильно отличается от косметики древних времен. В наши дни ее производство строится на научной основе и представляет собой сложную индустрию, в которую входят многие специалисты – стилисты, визажисты, врачи и художники.
Следуя моде и даже часто опережая ее, косметика все чаще обращается к богатствам природы. Косметическое искусство постоянно развивается.
Современная мода в косметике часто обращается к прошлому – то, что было модно несколько веков назад, может вызвать интерес и сегодня.
Слово «макияж» означает «приукрашивание лица». При помощи макияжа можно придать лицу здоровый ухоженный вид, исправить небольшие недостатки, подчеркнуть достоинства.
Теперь макияж, прочно вошедший в нашу жизнь, стали называть make-up. Это вид современной декоративной косметики, который выполняется при помощи различных косметических средств.
Макияж во многом зависит от индивидуального вкуса, воспитания, культуры поведения в целом. Но, как и во всяком деле, важно помнить, что любой макияж должен быть завершенным, аккуратным, соответствовать стилю костюма и прически [7].