Главная
АИ #18 (200)
Статьи журнала АИ #18 (200)
Профилактика алкогольной и наркотической зависимостей в вузе как актуальное напр...

Профилактика алкогольной и наркотической зависимостей в вузе как актуальное направление современных научных исследований

Автор(-ы):

Норбоева Алтана Бато-Жаргаловна

Черкасова Алина Викторовна

4 мая 2024

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

алкогольная и наркотическая зависимость
студенты
профилактика
вуз
злоупотребление
образование
вредные вещества
факторы влияния

Аннотация статьи

Тематика алкогольной и наркотической зависимости студентов является одной из важнейших тем для научного рассмотрения. В данной статье рассмотрена проблема профилактики алкоголизма и наркомании среди студентов высших учебных учреждений, обусловлена актуальность темы, названы основные факторы влияния на употребление алкоголя и наркотических средств обучающимися, а также выявлены способы профилактики для предотвращения употребления упомянутых веществ. Статья носит междисциплинарный характер и представляет интерес для специалистов, работающих в системе высшего и дополнительного образования.

Текст статьи

Профилактика употребления алкогольной и наркотической продукции среди студентов требует комплексного подхода, так как она играет важную роль в обеспечении их здоровья, безопасности и успешной учебной деятельности. В последние годы проблема употребления алкоголя и наркотиков среди молодежи в вузах стала особенно острой, так как вузы являются местом, где молодые люди впервые ощущают себя взрослыми, самостоятельными и отвечающими за свои решения.

Под профилактикой алкогольной и наркотической зависимостей мы понимаем комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения злоупотребления данными видами психоактивных веществ. Так, зависимость – это патологическая потребность в чем-либо, навязчивое влечение к чему-то определенному, к чему уже сложилась привычка.

Зависимости бывают двух типов – химическая и нехимическая. К группе химических зависимостей относятся зависимости от психоактивных веществ, то есть веществ, влияющих на деятельность центральной нервной системы. Однократное употребление таких веществ приводит к изменению эмоционального и физического состояния человека, а многократное вызывает формирование психической и физической зависимости. В данной статье будет рассмотрена именно химическая зависимость, то есть наркотическая и алкогольная.

Исследования в этой области позволяют выявить причины употребления алкоголя и наркотиков среди студентов, определить эффективные методы профилактики и разработать программы по борьбе с зависимостью. Такие исследования способствуют созданию здоровой и безопасной образовательной среды в вузе, а также способствуют сокращению социальных и экономических последствий алкогольной и наркотической зависимостей.

Следует четко определить, что употребление психоактивных веществ – это проблема, связанная с особенностями индивида, окружающей его среды и с характером взаимодействия между ними. Обследования, приводящиеся в различных регионах мира, показывают, что многие подростки и молодые люди подвержены риску формирования у них наркотической и алкогольной зависимости, глубоким личностным и психосоциальным расстройствам, таким, как ювенильная депрессия, суицидальное и другие.

С точки зрения Беловой Ю.Ю., частота употребления алкоголя студентами также связана с комплексом факторов, но наибольшую силу влияния оказывают: объем выпиваемой разовой дозы алкогольного напитка, частота проведения свободного времени с семьей, знания последствий приема алкоголя/наркотиков, прием ранее наркотиков, привлечение к уголовной ответственности членов социума, пол, отношения с родителями, доверие им своих личных переживаний, место первого потребления алкоголя.

Так, взаимодействие комплекса факторов может увеличивать или уменьшать вероятность потребления наркотических и алкогольных веществ у студентов. Для определения профилактики зависимости от вредных веществ для студентов стоит рассмотреть некоторые из факторов. В группу социальных факторов включена трудовая занятость студентов, семейное положение.

Одним из самых значимых факторов влияния на зависимости у обучающихся вузов влияет семейное положение, а также поведение ее членов. Из группы семейных факторов наиболее значимым в употреблении вредных веществ является наличие в семье лиц, злоупотребляющих алкоголем/наркотиками. Более того, ссоры в семье также приводят к появлению зависимости у молодежи. Нельзя отрицать тот факт, что в благоприятных условиях личность формируется по социально-положительному типу, а в неблагоприятных – становится носителем асоциальных установок.

Из группы факторов социального окружения и поведения установлены такие наиболее сильно влияющие факторы, как общность с друзьями, собственное значимое мнение, знакомство с лицами, употребляющими алкогольные напитки/наркотики. Социальное окружение определяет человека как личность, формирует ее. Время студенчества принято считать порой вечеринок и прогулок, где молодые люди довольно часто употребляют алкогольные и наркотические вещества, что может привести к зависимости. Потребность быть признанным окружающими имеет огромное влияние на дальнейшее развитие и поведение человека. Так, плохая компания или потребность показаться лучше, чем другие может привести к необратимым последствиям.

Довольно напряженная нагрузка студентов также выделяется среди факторов, влияющих на частоту потребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Большое количество информации, подающейся в учебных учреждениях, множество домашних заданий приводят к большому количеству стрессов, особенными индивидуально-психологическими характеристиками контингента учащихся.

По мнению Эльгарова Л.В., получение высшего образования сопровождается тремя критическими периодами, которые приходятся на первый, третий и пятый курсы обучения. На первом курсе происходит адаптация студентов к порядкам вузов и новым социальным условиям, на третьем – переоценка ценностей, переосмысление выбора специальности, а на четвертом-пятом курсах кризис связан с будущим трудоустройством, перспективами работы и профессионального роста в рамках выбранной профессии [5]. Под влиянием этих обстоятельств, а также других значимых факторов некоторые студенты-медики начинают интенсивно алкоголизироваться, что способно привести к формированию зависимости.

Таким образом, были рассмотрены некоторые из факторов, которые влияют на развитие зависимости у студентов вузов. В связи с этим стоит назвать модели профилактики алкогольной и наркотических зависимостей.

Стоит начать с образовательной модели, то есть включения в учебный план специальных образовательных программ о вреде употребления алкоголя и наркотиков, а также о методах преодоления зависимости. Проведение просветительских мероприятий в вузах также должно входить в образовательную программу и включать организацию круглых столов, семинаров, лекций и конференций, посвященным проблемам употребления вредных веществ. Также внутри коллектива должна быть дружная атмосфера, в которой употребление вредных веществ не является нормой, а поддержка здорового образа жизни стимулируется и поощряется.

Савельева Д.Р. предлагает модель альтернативной деятельности, хорошо развита в нашей стране и известна под такими лозунгами, как: «Спорт против наркотиков», «Скажи наркотикам «нет», «Да!» интересной жизни без наркотиков» и т.д. Неоспорим тот факт, что грамотная организация досуговой деятельности молодежи приводит к уменьшению употребления психоактивных веществ, однако сама по себе не является достаточным условием эффективной профилактики наркомании и алкоголизма. Массовость подобных мероприятий, с одной стороны, гарантирует обширный охват целевой аудитории, а с другой стороны, может привести к формальному и поверхностному их проведению.

Косвенный вариант модели профилактики заключается в составлении программ, направленных на улучшение здоровья в целом. Обучение людей заботе о собственном здоровье, занятиям спорта, различным физическим активностям для поддержания тела и духа.

Существует также модель запугивания, которая заключается в акцентировании внимания на опасности употребления алкогольной и наркотической продукции. В процессе реализации данной модели необходимо обращать внимание на то, что некоторые из студентов ввиду своего молодежного максимализма могут, наоборот, обратить внимание на то, что могут сделать что-то новое и опасное благодаря вредным веществам, поэтому не все ученые поддерживают данную модель профилактики.

Психологическая модель профилактики также должна быть затронута в статье. С нашей точки зрения, в вузах должны проводиться консультации психолога для предотвращения зависимостей от наркотиков и алкоголя. Зачастую, даже если студент понимает всю проблему своей зависимости, он не знает, куда ему следует обратиться. Предоставление студентам возможности для консультаций и психологической поддержки в случае возникновения проблем с зависимостью во многих случаях может помочь. Так, студент сможет обратиться для решения своих проблем к психологу, который выслушивает его и сможет дать напутствие.

Все модели профилактики для студентов при наличии той или иной зависимости от вредных веществ должны взаимодействовать между собой для комплексного подхода.

Таким образом, изучение проблемы профилактики алкогольной и наркотической зависимостей в вузах имеет большое значение для общества, в первую очередь, для самих студентов, так как она помогает сохранить здоровье и будущее молодых людей, а также формировать здоровые привычки и ценности среди студентов. Существует множество подходов профилактики алкогольной и наркотической зависимости среди студентов, однако только комплекс таких мер поможет прийти к эффективному результату.

Список литературы

  1. Бартаева П.П., Профилактика наркотической и алкогольной зависимости // Глобус: психология и педагогика, Республика Бурятия, 2019. – Вып. – № 1 (41) С. 11-12.
  2. Белова Ю.Ю., К вопросу о профилактике употребления алкоголя студенческой молодежью // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, Москва, № 5 (28), 2020, С. 46-48.
  3. Савельева Д.Р. Профилактика алкогольной и наркотической зависимостей в вузе как актуальное направление современных научных исследований // Достижения вузовской науки: Москва, 2016. – № 26, С. 22-23.
  4. Сивицкий В.Г. Особенности психологического сопровождения в спорте высших достижений / В.Г. Сивицкий // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2008. – № 15. – С. 85-93.
  5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 176 с.
  6. Чернышова В.Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс // Социология образования. – 2019. – № 6. – С. 4-11.

Поделиться

321

Норбоева А. Б., Черкасова А. В. Профилактика алкогольной и наркотической зависимостей в вузе как актуальное направление современных научных исследований // Актуальные исследования. 2024. №18 (200). Ч.II.С. 82-85. URL: https://apni.ru/article/9154-profilaktika-alkogolnoj-i-narkoticheskoj-zavisimostej-v-vuze-kak-aktualnoe-napravlenie-sovremennyh-nauchnyh-issledovanij

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля