В настоящее время некоммерческим организациям уделяется большое внимание как со стороны государственных структур, так и стороны научного сообщества, являясь для последнего новым предметом исследования. Научные дискуссии об идеи формирования некоммерческих организаций, закономерностях их возникновения и развития ведутся ни один десяток лет, затрагивая философские, политические, экономические, юридические и социологические стороны.
Главное отличие такой организации от коммерческой фирмы в том, что НКО создают не для заработка: прибыль, если она есть, не распределяется между ее участниками или учредителями. Некоммерческие организации открывают, чтобы помогать бездомным, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия и даже продвигать какую-то политику или религию.
В научной и учебной литературе существуют различные точки зрения на определение понятия «некоммерческие организации», «гражданское общество», от совокупности тех или иных неправительственных организаций до отождествления его определенным уровнем развития самого общества [3, с. 274-277].
В конечном результате, рассмотрев разнообразные подходы к трактовке понятия «некоммерческие организации» в «гражданском обществе», можно сделать вывод, что в настоящее время сообщество некоммерческих организаций в современной России можно рассматривать как «поле», на котором происходит взаимодействие разных акторов (субъектов) по формированию и закреплению наиболее эффективных форм общественного существования и развития [1].
По мнению В.Н. Якимца основными функциями гражданского общества являются следующие: создание среды для общественной инициативы, интеграция социума на основе сближения интересов различных социальных субъектов; создание и закрепление позитивных норм и ценностей общества; воздействие на государственные институты власти и эффективные формы взаимодействия с ними и т. д. [4, с. 101-112].
Начиная с 2006 года Правительством Российской Федерации реализуются мероприятия, направленные на развитие некоммерческого сектора: приняты целый ряд федеральных законов и программ, поддерживающих, в том числе развитие социально ориентированных некоммерческих организаций, создаются объекты инфраструктуры поддержки НКО, разрабатываются меры, стимулирующие рост НКО, предоставляющих качественные услуги.
Сотрудничество между некоммерческими организациями и органами власти, разновидность межотраслевого социального взаимодействия, которая значительно возросла в последние годы в качестве подходящего механизма для решения сложных социальных проблем путем использования совместных ресурсов.
Целевые установки, которые преследуют в рамках данного партнерства, как правило, основаны на следующих аспектах:
- участие государства в процессах принятия решений социально ориентированных НКО, влияющих на объект совместной деятельности;
- взаимность, основанная на взаимном интересе в рамках достижения конкретных целей;
- консолидированное получение опыта в рамках реализации стратегических шагов;
- долгосрочное взаимодействие для концептуального обоснования программных мероприятий.
Публичная поддержка социально ориентированных НКО со стороны властных структур представляет собой систему организационно-управленческих мер, которые имплементируются для обеспечения условий их деятельности правового и экономического характера. При этом деятельность НКО должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей граждан [2, с. 128-131].
Таким образом, в наши дни российские некоммерческие организации принимают участие в решении практически всех социальных проблем. Естественно, что для разных слоев общества характерны свои социальные вопросы.
НКО, в отличие от коммерческих организаций, не распределяют прибыль между учредителями. Это связано с тем, что их работа направлена не на получение дохода, а на достижение общественно полезных целей. Поэтому любые средства, которые получает организация в качестве пожертвований либо выручки от занятия бизнесом, идут на помощь людям, животным, другим организациям, то есть на реализацию социальных проектов.