Главная
АИ #19 (201)
Статьи журнала АИ #19 (201)
Влияние налогов на формирование бюджета региона

Влияние налогов на формирование бюджета региона

Автор(-ы):

Миронова Анна Романовна

Титова Ольга Викторовна

7 мая 2024

Научный руководитель

Титова Ольга Викторовна

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

налоги
региональный бюджет
доходная часть бюджета
анализ налоговых поступлений в региональный бюджет

Аннотация статьи

В статье рассматриваются налоговые поступления в региональный бюджет и их влияние на его формирование.

Текст статьи

Согласно статье 8 Налогового Кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, налог – это один из важнейших инструментов формирования государственного бюджета. Налог представляет собой безвозмездный платеж, являющийся обязательным. Он взимается как с юридических, так и с физических с целью обеспечения деятельности государства. На сегодняшний день налоги связаны с возникновением, существованием и функционированием государства. 

На сегодняшний день в России функционирует трехуровневая налоговая система, которая является достаточно гибкой, т. е. легко поддается изменениям, в связи с чем с начала ХХI претерпела значительные изменения. В большинстве случаев изменения были вызваны необходимостью формирования современной налоговой системы, которая могла бы соответствовать новым условиям рыночной экономики и способствовать возникновению возможности каждому уровню власти на самостоятельной основе формировать доходную часть соответствующего бюджета государства, которая регулируется величиной налогов и неналоговых доходов. Развитие в налоговой системе происходит посредством эволюции, обеспечивая преемственность и совершенствование налоговой системы.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов: 

  • Федеральные;
  • Региональные;
  • Местные.

К региональному налогу и сборам относят:

  • Налог на имущество организации; 
  • Налог на игорный бизнес;
  • Транспортный налог.

Согласно бюджетному законодательству в Российской Федерации, бюджет всегда состоит из доходной и расходной частей, где доходная часть играет ведущую роль. Базой для формирования доходной части регионального бюджета соответственно являются региональные налоги. Региональные налоги позволяют региону самостоятельно формировать бюджет, а значит и спрогнозировать экономическое развитие региона на будущую перспективу.

Роль региональных налогов в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации заключается в следующем:

Во-первых, за счет концентрации финансовых ресурсов в бюджетах регионов органы исполнительной власти могут создавать финансовую основу для осуществления предписанных законом полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Во-вторых, региональные бюджеты способны сосредотачивать финансовые ресурсы для обеспечения финансовой самостоятельности и социально-экономического развития региона.

В-третьих, через использование региональных бюджетов достигается выравнивание уровня экономического и социального развития различных территорий. Для достижения этой цели разрабатываются и реализуются государственные и региональные программы экономического и социального развития регионов.

Налоги являются основой доходов любого бюджета. Региональная налоговая политика играет важную роль в экономической системе в целом. Формирование региональных и местных бюджетов зависит от данной политики. Поддержка малого и среднего бизнеса, стимулирование инвестиций и развитие производства в регионе также зависят от бюджетов.

Региональные налоги играют ключевую роль в формировании финансовой базы субъектов и муниципальных образований. Налоговые поступления являются мощным инструментом для решения социально-экономических проблем населения.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Аналогичен механизм и на федеральном уровне.

Так, в 2022 году, согласно официальной информации на сайте Министерства финансов Алтайского края, в бюджет Алтайского края доходы консолидированного бюджета составили 185,9 млрд. рублей, из них 105,8 млрд. рублей (57%) – налоговые и неналоговые поступления, остальное – безвозмездные поступления (в том числе и межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету).

В бюджет Российской Федерации в 2022 году всего доходы консолидированного бюджета Российской Федерации по данным отчета о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по форме 1-НМ составили 33582,3 млрд. рублей, из которых 33349,7 млрд. рублей (99%) – налоговые поступления.

Таким образом, на федеральном уровне налоговые поступления остаются чуть ли не единственным источником доходов бюджета государства, однако на региональном уровне помимо налоговых поступлений, составляющих большую часть доходов, на формирование бюджета влияют также неналоговые и безвозмездные поступления.

Кроме того, на основе доходов регионального бюджета, формируется и его расходы. За счет консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации реализуются социально значимые мероприятия (строительство больниц, школ, объектов инфраструктуры и др.), осуществляются социальные помощь и поддержка граждан (социальные выплаты), начисления заработной платы представителям бюджетной сферы, финансируются вопросы национальной безопасности и обороны страны, реализуется финансовая помощь бюджетам муниципальных образований, входящих в состав субъекта и многое другое.

Конечные цели органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при формировании регионального бюджета – социально-экономическое развитие региона, ускорение темпов экономического роста региона и повышение качества жизни, как в целом населения региона, так и каждого отдельно взятого гражданина. На сегодняшний день региональный бюджет во многом зависит от уплаты налогов, вот почему гражданам, проживающим на территориях определенного региона, необходимо выполнять свой гражданский долг перед государством – своевременно уплачивать налоги и не уклонятся от их уплаты.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // СПС КонсультантПлюс (либо http://www.consultant.ru/).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // СПС КонсультантПлюс (либо http://www.consultant.ru/).
  3. Отчет по форме № 1-МН (2022 год) // nalog.gov.ru: [сайт]. – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/11912732// (дата обращения: 02.05.2024).
  4. Отчет об исполнении краевого бюджета за 2022 год // minfin.alregn.ru: [сайт]. – URL: https://minfin.alregn.ru/files/bud_book_2022.pdf/ (дата обращения: 02.05.2024).

Поделиться

367

Миронова А. Р., Титова О. В. Влияние налогов на формирование бюджета региона // Актуальные исследования. 2024. №19 (201). Ч.III.С. 40-42. URL: https://apni.ru/article/9167-vliyanie-nalogov-na-formirovanie-byudzheta-regiona

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля