На современном этапе исследование проблем трудоустройства молодежи приобретает большое значение ввиду того, что на рынке труда, как в России, так и в мире ощущается дефицит квалифицированных кадров, что требует оперативной подготовки новых специалистов в мире быстро меняющихся профессий.
В рамках социологического опроса проведено исследование ожиданий молодежи в части их положения на рынке труда, ожиданий от заработной платы, возможных перспектив трудоустройства.
В работах современных авторов проблема ожиданий молодежи и студентов от будущей профессии, будущего трудоустройства, поднимается достаточно часто и рассматривается с различных точек зрения.
Так, Месхи Б. Ч., Филоненко В. И., Скачкова Л. С., Филоненко Ю. В. [5, с. 83-90] отмечают такую проблему, как различия в ожиданиях от процесса трудоустройства у молодых специалистов – выпускников вузов, и работодателей, что формирует сложности с устройством на работу. Вешкурцева Е. А., Махмуд А. Ю., Кучина О. В. отмечают трудности в организации трудоустройства выпускников в части того, что востребованность профессий постоянно динамично меняется, одни профессии становятся более востребованными, другие – менее [1, с. 38-42].
Интересна точка зрения Вишневской Н. Г. в части того, что у современной молодежи создается иллюзорное чувство больших возможностей в крупных городах, которое, зачастую, не оправдывается, однако вызывает трудовую миграцию, итогом которой становится отсутствие карьерного роста и семьи у молодых людей, которые стремились переехать в город [2, с. 38-47].
Д. А. Коноплянский отмечает, что современные вузы не обеспечивают подготовку специалистов таким образом, чтобы оправдать запросы работодателей [3, с. 20-25]. Эту проблему рассматривают также и А. В. Меренков, В. С. Шаврин [4, с. 94-103], которые отмечают необходимость участия работодателей в разработке программ обучения студентов в вузах, а также, в целом, необходимость сделать акцент на практико-ориентированном обучении.
Таким образом, одной из проблем современной занятости молодежи, развития рынка труда в части привлечения молодых специалистов, является недостаточно актуальное представление молодежи о требованиях на рынке труда, а также несовпадение представлений о собственном уровне знаний, а также разрыв между реальной ситуацией на рынке труда и представлением о ней в молодежной среде. Данная проблема определила направление эмпирического исследования.
В ходе эмпирической части исследования проведен социологический опрос студентов различных вузов города Санкт-Петербурга, получающих степень бакалавра.
В ходе исследования опрошено 120 человек, опрос производился посредством инструментария Google-формы. Для опроса разработана следующая анкета – таблица.
Таблица
Анкета для социологического опроса молодежи
Вопрос | Варианты ответа |
---|---|
Какой доход, примерную заработную плату, как вам кажется, вы будете получать по окончании вуза? |
|
Востребована ли Ваша профессия на рынке труда? |
|
Собираетесь ли вы учиться после окончания диплома? |
|
На какой должности вы себя видите после окончания вуза? |
|
По результатам проведенного социологического опроса получены следующие данные.
На диаграмме рисунка 1 показаны распределения ожиданий респондентов в части предполагаемого уровня дохода (заработной платы) по окончании вуза.
Рис. 1. Результаты оценки ожидаемого дохода (заработной платы) студенческой молодежи по окончании вуза
Как можно отметить по рисунку 1, большинство респондентов (60%) предполагает, что по окончании вуза их заработная плата будет составлять около 80 тыс. рублей. Кроме того, 30% рассчитывают на доход свыше 100 тыс. рублей. Вместе с тем, согласно статистическим данным, порог заработной платы для молодых специалистов без опыта работы составляет около 40 тыс. рублей, то есть, в два раза меньше «зарплатных» ожиданий молодежи. Часть студенческой молодежи хотела бы получать доход более полумиллиона. Это указывает на достаточно большой разрыв между предполагаемым и желаемым доходом, и на еще больший, между реальным и желаемым.
При этом респонденты не в полной мере представляют, насколько востребованной является их профессия – рисунок 2.
Рис. 2. Результаты оценки востребованности будущей профессии со стороны студенческой молодежи
Далее представим результаты оценки со стороны студенческой молодежи необходимости совершенствоваться в будущей профессии – рисунок 3.
Как можно отметить по рисунку 3, большинство респондентов не планируют дальнейшее развитие своих компетенций.
Рис. 3. Результаты оценки необходимости совершенствоваться в будущей профессии со стороны студенческой молодежи
Как можно отметить по рисунку 3, 60% опрошенных полагают, что у них нет необходимости совершенствоваться в будущей профессии.
Также проанализированы ожидания в части будущей должности по окончании вуза – рисунок 4.
Как видно из диаграммы на рисунке 5, большинство будущих выпускников магистратуры видят себя на привилегированных должностях.
Рис. 4. Результаты предпочтений будущей профессии со стороны студенческой молодежи
Таким образом, из представленного опроса можно отметить, что опрошенные представители студенческой молодежи имеют завышенные ожидания от заработной платы и предполагаемой должности после окончания вуза. При этом, для них также характерны завышенные желания в области уровня заработной платы.