Главная
АИ #19 (201)
Статьи журнала АИ #19 (201)
Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду

Рубрика

Психология

Ключевые слова

адаптация
детский сад
новая среда
изменения
режим дня
сверстники
воспитатели
индивидуальные особенности
подготовка
знакомство
общение
поддержка
здоровье
эмоциональное состояние
навыки

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема адаптации детей к детскому саду и процесс привыкания к новой среде. Адаптация – это процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкания к её условиям. В статье описываются этапы адаптации, индивидуальные особенности детей и роль родителей в подготовке ребёнка к посещению детского сада.

Текст статьи

Ребенку в любом возрасте непросто начинать посещать детский сад. Каждый ребёнок проходит адаптацию к детскому саду. Жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, устроенную жизнь врываются изменения: отчётливый режим дня, отсутствие родных и близких, присутствие сверстников, обязательность слушаться и подчиняться взрослым воспитателям, сразу уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку нужно время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детскому саду.

Что такое адаптация?

Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду много условий будет новыми и непонятными для ребенка, к ним малышу придется адаптироваться и привыкать.

В процессе адаптации, поведение и реакции ребенка могут сильно измениться. Часто меняются его эмоциональное состояние, аппетит и сон. Ребенок может потерять некоторые уже освоенные навыки, как, например, отказаться от соски или перестать ходить на горшок. В период адаптации дети также часто болеют из-за психического напряжения и новых вирусов. Но все эти изменения - естественная реакция на новые условия жизни, и к ним нужно относиться с пониманием. Не стоит волноваться: со временем ребенок привыкнет к садику и все вернется в норму. Для детей детский садик – это новое пространство, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших психических и физических затрат. Процесс адаптации для каждого ребенка индивидуален и зависит от его личностных особенностей, таких как тип нервной системы, общительность, уравновешенность, привыкание к требованиям взрослых и навыки самообслуживания. При легкой адаптации ребенок раннего возраста нормализуется в течение месяца. Отмечается небольшое снижение аппетита: в течение 10 дней достигает возрастной нормы, сон в течение 20–30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

  • При средней адаптации дети привыкают дольше, до 2–3 месяцев.
  • При тяжелой адаптации привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.

Чтобы облегчить ребенку адаптации, нужно обеспечить плавное вхождение в новые условия – приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, эмоциональное состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском саду нормализуются – оставлять до обеда. Потом оставлять на дневной сон. И в дальнейшем на полный день. Время провождения ребенка в детском саду индивидуально, воспитатель определяет по наблюдениям за ребенком.

Во время адаптации воспитатели, по мере возможностей и сил, стремятся обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимально ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте больше.

Кому адаптироваться легче?

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

Детям, физически здоровым, т. е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.

Сложно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Естественно, трудно малышам, которые воспринимают прибытие в сад как внезапность из-за того, что родители не говаривали об этом. Есть ситуации, когда приход в детский сад начинается неожиданно по объективным причинам. И, как ни странно, бывает трудно тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Каждый родитель, видя, что ребенку непросто, хочет помочь ему как можно быстрее адаптироваться. И это великолепно. Комплекс мероприятий состоит в том, чтобы создать дома заботливую обстановку, беречь нервную систему малыша, которая работает на полную мощность.

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не понравилось. Ребенку приходится ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Говорите об этом не только с ребенком. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой отличный сад ходит малыш и какие замечательные воспитатели в нём работают.

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Нужно позволить поспать ему чуть дольше, но нельзя позволять "отсыпаться" слишком долго, что значительно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, скорее всего, малыш слишком поздно ложится вечером.

Не перегружайте малыша в период адаптации. В его жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Больше обнимайте малыша, целуйте его, говорите ласковые слова. Замечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую игрушку. Дети этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то, которое является частью дома, ребенку гораздо спокойнее.

Нужно избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что ребенок ещё очень маленький и не понимает разговор взрослых. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.

Очень часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже «рвется» сердце, когда они видят, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Чтобы помочь себе, нужно:

Быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Адаптация может быть легче для детей, если их родители заранее готовили к посещению сада. Это можно делать, читая сказки о садике, играя «в садик» с игрушками, знакомясь с воспитателями заранее и т. д. Также детям, физически здоровым и имеющим навыки самостоятельности, будет легче адаптироваться к новым условиям. Такие дети уже умеют одеваться, использовать горшок и кушать самостоятельно. Кроме того, режим дня ребенка должен быть близок к режиму в саду. Важно помнить, что каждый ребенок адаптируется по-своему, и подход к нему должен быть индивидуальным.

Поделиться

832

Носова О. А., Гоманкова Д. В., Зенина Ю. А., Лукинова Ю. В. Адаптация ребенка к детскому саду // Актуальные исследования. 2024. №19 (201). Ч.III.С. 78-81. URL: https://apni.ru/article/9171-adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря