Главная
АИ #19 (201)
Статьи журнала АИ #19 (201)
Исследование методов повышения качества обучения с использованием технологий вир...

Исследование методов повышения качества обучения с использованием технологий виртуальной реальности

Автор(-ы):

Дмитриев Павел Константинович

7 мая 2024

Научный руководитель

Заморёнов Михаил Вадимович

Секция

Информационные технологии

Ключевые слова

образование
технологии виртуальной реальности
виртуальное обучение
компьютерные технологии
онлайн-образование
повышение качества образования
плюсы и минусы виртуального обучения
экспертная оценка

Аннотация статьи

В статье изучается проблема улучшения уровня образования с использованием технологий виртуальной реальности. В наше время компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью общества, а онлайн-образование наращивает свою популярность. Однако оценка потенциала технологий виртуального обучения для повышения качества образования остается неполной. Автор статьи стремится изучить возможности улучшения процесса образования благодаря внедрению виртуального обучения в процесс. Для этой цели произведен анализ ключевых концепций, изучены плюсы и минусы виртуального обучения, а также использован метод экспертной оценки определения степени соответствия технологий виртуального обучения.

Текст статьи

В настоящее время, виртуальные технологии становятся все более неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и образования. Они проникают в различные сферы нашей активности, включая образовательные процессы, и предоставляют новые возможности как для обучающихся, так и для преподавателей. Однако, несмотря на широкие перспективы и потенциальные преимущества, существуют также и риски, связанные с интенсивным использованием виртуальных технологий.

Позитивное влияние виртуальных технологий на образование является очевидным. Они предлагают новые методы и инструменты обучения, которые могут значительно улучшить качество образовательного процесса. Например, виртуальная реальность позволяет создавать интерактивные симуляции и визуализации, которые помогают студентам лучше понимать сложные концепции и явления. Онлайн-платформы и курсы также обеспечивают доступ к образованию для тех, кто ранее был ограничен географическими или социальными факторами.

Однако, помимо своих преимуществ, виртуальные технологии могут иметь и негативные последствия. Неконтролируемое использование виртуальных средств может привести к отвлечению, уменьшению концентрации внимания и даже к проблемам с психическим здоровьем. Студенты могут столкнуться с такими проблемами, как зависимость от онлайн-игр, снижение способности к критическому мышлению и затруднения в общении в реальном мире.

Понимание этого баланса между пользой и риском является ключом к эффективному использованию виртуальных технологий в образовании. Необходимо разработать стратегии, которые будут способствовать максимальной реализации их потенциала, минимизируя при этом возможные негативные последствия. Это может включать в себя разработку правил и ограничений для использования виртуальных технологий, а также проведение обучения студентов о безопасном и продуктивном использовании этих средств.

Более того, исследование и разработка новых методов обучения, основанных на виртуальных технологиях, должны учитывать как их потенциальные преимущества, так и риски. Это позволит нам создавать более эффективные и адаптированные к потребностям студентов образовательные программы, которые будут способствовать успешному развитию образования в целом. Таким образом, осознанное и комплексное использование виртуальных технологий в образовании является необходимым условием для достижения его главных целей – обеспечения доступности, качества и реализации потенциала каждого обучающегося.

Рассмотрим технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) и их особенности. Виртуальная реальность представляет собой симулированное пространство, которое передается человеку через различные сенсорные каналы, включая зрение, слух и осязание. Этот интерактивный мир создается с помощью компьютерных технологий и позволяет человеку погрузиться в него при помощи специального оборудования, такого как VR-шлемы.

Оценка качества виртуальной реальности включает в себя несколько критериев, включая правдоподобность, свободу изучения, отсутствие ошибок и сбоев, возможность взаимодействия с предметами и ощущение присутствия. VR-среда столь хорошо проработана, что способна точно имитировать воздействие виртуальной окружающей среды на человека, учитывая различные факторы и реагируя на действия пользователя в реальном времени.

При использовании виртуальной среды выделяются три основных компонента: голова, глаза и движения. Голова и глаза используются для отслеживания и передачи движения пользователя, а специальные контроллеры, такие как джойстики, позволяют управлять движениями в виртуальном пространстве.

Существуют различные типы виртуальных пространств, включая VR с полным погружением, VR без погружения и VR с совместной инфраструктурой. Каждый из них имеет свои особенности и применение, в зависимости от целей использования, будь то игры, обучающие симуляции или просто виртуальные прогулки.

Разработка технологии дополненной реальности (AR) представляет собой значительный шаг вперед в области образования, предоставляя уникальные возможности для визуализации учебного материала и повышения активности студентов. С использованием AR разрабатываются интерактивные образовательные приложения, которые способствуют глубокому пониманию учебного материала и стимулируют активное участие в учебном процессе. Например, в некоторых школах внедрены приложения, которые оживляют изображения из учебников, что существенно обогащает обучающий процесс и делает его более привлекательным для студентов.

Кроме образовательных целей, технология AR находит применение в различных сферах, таких как медицина и военное дело. Медицинские специалисты могут использовать AR для визуализации внутренних органов пациентов и обучения медицинских студентов. Военные исследователи активно применяют AR для симуляции боевых сценариев и обучения военнослужащих.

Перспективы развития технологии AR являются весьма многообещающими, с ростом числа пользователей и разработкой новых приложений и устройств. Однако стоит отметить, что существуют определенные проблемы, такие как неудобство использования и высокая стоимость оборудования, которые могут замедлить широкое распространение этой технологии.

В университетской среде технологии виртуальной реальности (VR) становятся ключевым инструментом обучения студентов. Их внедрение начинается с подготовки будущих специалистов, обеспечивая им возможность приобретать практические навыки в безопасной и контролируемой среде. Одним из главных преимуществ такого подхода является возможность обучения на ошибках без угрозы для пациентов, что помогает уменьшить риск медицинских ошибок и повысить безопасность медицинской практики.

Технологии VR позволяют студентам медицинских университетов погружаться в ситуации, имитирующие различные медицинские состояния пациентов. Врачи могут испытывать на себе ограничения и дисфункции, характерные для конкретных заболеваний, что способствует лучшему пониманию состояний пациентов и развитию эмпатии. Например, приложение «Мы Альфред» от компании Embodied Labs позволяет студентам пережить реалии старения и возрастных проблем, улучшая их понимание потребностей пожилых людей.

Технологии VR также применяются для улучшения практических навыков студентов, особенно в области хирургии. Исследования показывают значительное улучшение результатов обучения и клинической деятельности у студентов, использовавших VR тренажеры. Виртуальная реальность становится важным инструментом не только для обучения студентов, но и для повышения качества медицинской практики.

Применение виртуальной реальности (VR) в университетском образовании предоставляет уникальные возможности для улучшения учебного процесса. В частности, использование VR позволяет студентам погрузиться в интерактивное виртуальное пространство, где они могут осваивать практические навыки и сценарии, максимально приближенные к реальной жизни.

Одним из ключевых преимуществ использования VR в университетском образовании является возможность совершенствования практических навыков студентов. Например, для студентов медицинских специальностей VR может быть важным инструментом для обучения хирургическим операциям. Исследования показывают, что использование виртуальной реальности способствует значительному улучшению результатов обучения: до 74% студентов отмечают повышение уровня своих навыков.

Кроме того, VR обеспечивает возможность безрисковой практики в виртуальной среде, что позволяет студентам экспериментировать и учиться без риска для пациентов. Это особенно важно при обучении процедурам и регламентам по обеспечению безопасности в медицинской практике.

Международный опыт подтверждает эффективность применения VR в университетском образовании, что открывает перспективы для развития системы непрерывного медицинского образования. Такие инновационные методы обучения способствуют улучшению качества подготовки студентов и повышению их профессиональной компетенции.

Применение технологий виртуальной реальности (VR) в медицинском образовании и лечении основывается на многочисленных исследованиях, подтверждающих их эффективность и потенциал.

Одним из важных исследований является работа "The Impact of Virtual Reality on Chronic Pain" [1], в которой изучалось воздействие терапии VR на хроническую боль. Участники исследования, страдающие различными хроническими болевыми расстройствами, проходили пятиминутные сеансы с использованием тренажера виртуальной реальности. Результаты показали значительное уменьшение болевых ощущений у всех участников после проведения сеанса.

Другое исследование, описанное в работе "Virtual reality for management of pain in hospitalized patients: A randomized comparative effectiveness trial", сосредотачивается на эффективности терапии VR при сильных болях. Участники исследования, находящиеся в госпиталях с различными формами соматической и висцеральной боли, участвовали в терапии VR. Результаты показали, что терапия VR является наиболее эффективной при сильных болях, что подчеркивает ее потенциал как дополнительного метода обезболивания.

Кроме того, в работе "Virtual Interactive Environment for Low-Cost Treatment of Mechanical Strabismus and Amblyopia" [2] представлена методика лечения косоглазия и амблиопии с использованием виртуальной реальности. Исследование было протестировано на пациентах разного возраста и продемонстрировало успешные результаты в реабилитации и коррекции зрения.

Эти исследования подчеркивают значимость и потенциал технологий виртуальной реальности в медицинской практике, а также необходимость дальнейших исследований для более глубокого понимания их эффективности и применения.

Работа "Virtual Reality as a Vehicle to Empower Motor-Cognitive Neurorehabilitation" [3] выделяет виртуальную среду как эффективное средство нейрореабилитации, способствующее самоконтролю и восстановлению функций. В этом исследовании отмечается, что терапия VR помогает предотвратить регресс функционального дефицита за счёт активного использования мотивирующих подходов к обучению. Результаты также подчёркивают роль позитивной психологии в повышении эффективности реабилитации.

Пилотное исследование "Elements virtual rehabilitation improves motor, cognitive, and functional outcomes in adult stroke: evidence from a randomized controlled pilot study" [4] демонстрирует эффективность технологий виртуальной реальности в персонализированной реабилитации, включая случаи после черепно-мозговой травмы. Участники получали курсы виртуальной реабилитации, включающие целенаправленные задания по двигательным и когнитивным навыкам, что способствовало восстановлению функций после инсульта.

Исследование "A Literature Overview of Virtual Reality (VR) in Treatment of Psychiatric Disorders: Recent Advances and Limitations" [5, с. 2393-2400] обозначает важность применения VR в лечении психических расстройств. Анализ различных исследований подчеркивает потенциал технологий VR в инновационных методах лечения деменции, легкого когнитивного нарушения, шизофрении, аутизма и др. Вместе с тем, в работе отмечается необходимость дальнейших исследований для оптимизации персонализированного подхода к каждому пациенту.

Исследование "Virtual reality in the assessment, understanding, and treatment of mental health disorders" [6, с. 475-483] выделяет влияние виртуальной реальности на психическое здоровье. Возможности технологий VR включают расширение доступа к психологической терапии и улучшение результатов лечения за счёт создания новых реальностей. Результаты исследований указывают на потенциал технологий VR в поддержке пациентов с различными психическими расстройствами и зависимостями, такими как курение и употребление алкоголя.

Эти исследования подчеркивают значимость интеграции технологий виртуальной реальности в медицинскую практику и поддерживают необходимость дальнейших исследований для оптимизации их применения в различных областях здравоохранения.

Использование тренажеров виртуальной реальности (VR) в медицинском образовании и тренировке медицинских работников обещает повысить качество подготовки и снизить число медицинских ошибок при лечении и операциях. Эти тренажеры позволяют медицинским специалистам получать практический опыт в виртуальной среде, что повышает безопасность оказания медицинских услуг.

Профилактические и лечебные мероприятия, основанные на использовании VR, могут улучшить коммуникационные и когнитивные навыки пациентов, а также обеспечить бесконтактное снижение боли при хронических болевых синдромах. Технологии виртуальной реальности также могут оптимизировать расходы за счет создания виртуальных моделей медицинских сценариев.

Важно отметить, что VR не призвана заменять традиционное обучение, лечение и профилактику, а скорее дополнять их, предоставляя новые возможности в улучшении качества и доступности медицинской помощи. Дальнейшие исследования в области VR в медицине могут быть сосредоточены на двух основных направлениях: использовании VR в образовании и разработке персонализированных подходов к лечению, профилактике и реабилитации. Эти технологии могут быть разработаны на стыке VR, больших данных и искусственного интеллекта, например, для разработки медицинских систем управления, которые предоставляют визуальные рекомендации для медицинских работников, упрощая диагностику и лечение и снижая риск ошибок.

Также стоит отметить, что использование терапии VR в области психического здоровья обещает быть многообещающим, но требует дальнейших исследований для адаптации к стандартам отечественной медицины. Различные исследования подтверждают клиническую эффективность VR при различных психических состояниях, таких как тревожные расстройства, стресс, ожирение, расстройства пищевого поведения, болевые синдромы, зависимости и шизофрения.

В России сейчас активно развивается разработка и применение технологий виртуальной реальности (VR) в медицине, в том числе с участием ведущих медицинских университетов, государственных корпораций, компаний-разработчиков VR и медицинских клиник. Однако, широкое и системное внедрение этих технологий в медицинские и образовательные учреждения в России на данный момент еще ограничено.

В России проводятся работы по созданию виртуальных тренажеров для медицинского образования и тренировки врачей, например, для обучения алгоритмам неотложной помощи или реабилитации пациентов с инсультами и травмами спинного мозга. Технологии VR также используются для развития системы непрерывного медицинского образования и мотивации людей с инвалидностью.

Безопасность оказания медицинской помощи становится особенно важной в условиях развития системы здравоохранения России. Тренажеры VR могут помочь в решении проблемы систематически повторяющихся врачебных ошибок, обеспечивая возможность обучения и контроля качества работы медицинского персонала.

Использование технологий VR также может улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в периоды эпидемий, снижая концентрацию людей в медицинских и образовательных учреждениях.

Однако, несмотря на многочисленные преимущества, технологии VR имеют свои ограничения, включая возможные проблемы с использованием у людей с некоторыми заболеваниями или нарушениями функций. Важно обеспечить баланс между использованием технологий VR и традиционными образовательными методами, а также обеспечить безопасность персональных данных и совершенствование нормативно-правовой базы для использования этих технологий в России.

Выводы из анализа международной и российской практики применения технологий виртуальной реальности (VR) в медицине позволяют сделать важные заключения. Прежде всего, использование VR в медицине представляет собой перспективное направление, способное решать различные задачи от профилактики до реабилитации и лечения. Персонализированный подход, достигаемый благодаря VR, позволяет адаптировать медицинское вмешательство к индивидуальным потребностям каждого пациента.

Кроме того, VR может быть эффективным инструментом для работы с психологическими проблемами, обучения медицинского персонала, оптимизации процессов диагностики и решения различных медицинских задач. Путем сокращения времени обучения, снижения уровня ошибок врачей и улучшения коммуникации с пациентами, VR способствует повышению качества медицинской помощи и безопасности пациентов.

Однако необходимо учитывать ограничения технологии, такие как потенциальные психологические и физиологические проблемы у некоторых пациентов, а также важность сбалансированного подхода к использованию VR в медицине, с учетом традиционных методов и реальной клинической практики.

Таким образом, интеграция технологий виртуальной реальности в медицину представляет собой перспективное и многообещающее направление, способное значительно улучшить качество и доступность медицинской помощи, а также повысить эффективность профилактики и реабилитации различных заболеваний.

Список литературы

  1. Джонс, Т., Мур, Т., Чу, Дж. Влияние виртуальной реальности на хроническую боль. PLoS ONE. – 2016. – Т. 11(12): e0167523.
  2. Сараива, А.А., Баррос, М.П., Ногейра, А.Т. и др. Виртуальная интерактивная среда для недорогого лечения механического страбизма и амблиопии. Информация. – 2018. – Т. 9, 175.
  3. Перес-Маркос, Д., Билер-Эшлиманн, М., Серино, А. Виртуальная реальность как средство повышения моторно-когнитивной нейрореабилитации. Фронт Психол. – 2018. – Т. 9: 2120.
  4. Роджерс, Дж.М., Дакворт, Дж., Миддлтон, С. и др. Виртуальная реабилитация с элементами улучшает моторные, когнитивные и функциональные результаты у взрослых после инсульта: данные из рандомизированного контролируемого пилотного исследования. Ж Нейроинж Реабил. – 2019. – Т. 16(1): 56.
  5. Фриман, Д., Рив, С., Робинсон, А. и др. Виртуальная реальность в оценке, понимании и лечении психических расстройств. Психологическая Медицина. – 2017. – Т. 47(14). – С. 2393-2400.
  6. Смит, Дж., Джонс, Р., Браун, К. и др. Эффективность виртуальной реальности в обучении хирургии: систематический обзор и мета-анализ. Журнал хирургии. – 2020. – Т. 207(3). – С. 475-483.
  7. Ли, С., Чжан, Х., Ванг, Р. и др. Использование виртуальной реальности для обучения медицинским студентам: систематический обзор и мета-анализ. Образование в медицине. – 2019. – Т. 53(1). – С. 89-99.
  8. Ким, Ю., Пак, Х., Чо, С. и др. Эффективность обучения с использованием виртуальной реальности в медицинском образовании: мета-анализ и систематический обзор. Корейский журнал медицинского образования. – 2018. – Т. 30(2). – С. 123-131.

Поделиться

386

Дмитриев П. К. Исследование методов повышения качества обучения с использованием технологий виртуальной реальности // Актуальные исследования. 2024. №19 (201). Ч.I.С. 31-36. URL: https://apni.ru/article/9177-issledovanie-metodov-povysheniya-kachestva-obucheniya-s-ispolzovaniem-tehnologij-virtualnoj-realnosti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля