В настоящее время средства массовой информации являются неотъемлемым компонентом системы феноменологических интеракций индивида. Фактически СМИ проникли во всех сферы жизнедеятельности как общества, так и отдельно взятой личности. Соответственно, СМИ начинает формировать не только общественное мнение по определенному вопросу, политическую позицию, протестные настроения, но и правосознание. Под правосознанием в данном случае следует понимать совокупность взглядов, определенных представлений и идей, которые отражают сформированное отношение индивида или социальной группы к праву в целом. Спецификой этой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями. В любом акте правового поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому компоненту [1].
Правовая социализация является неотъемлемым процессом вторичной социализации, которая идет практически с детского сада и на протяжении всей сознательной жизни индивида. Если социализация представляет собой процесс усвоения социокультурных норм, то правовая социализация подразумевает под собой процесс усвоения правовых норм и определенных правил поведения. Методологическая основа процесса правовой социализации базируется на теории подражания, когда индивиды начинают повторять устойчивые формы поведения, которые видят в рамках интеракций других людей. Причем такие интеракции чаще всего транслируются средствами массовой информации в доступной и конкретной форме. В таком контексте СМИ как фактор формирования правосознания выполняет следующие задачи. Во-первых, средства массовой информации распространяют знания правового характера, во-вторых, демонстрируют основные способы и механизмы защиты и отстаивания своих прав и своей позиции в соответствии с законом, кроме того, СМИ активно распространяет правовую культуру среди граждан. Как правило, правовая повестка дня в СМИ направлена на порицание делинквентных форм поведения и всяческую поддержку и позитивных форм проявления социальной активности в рамках закона, например, поощрение граждан за бдительность и так далее. В рамках реализации развлекательной функции СМИ, а именно демонстрации детективов, реалити-шоу по правовой тематике, невольно растет уровень правовой грамотности населения, перманентно повышаются правовые компетенции граждан, которые смотрят данные передачи [2].
В таком контексте важно обратить внимание на тот факт, что СМИ формируют не только правовую культуру и правосознание отдельно взятого индивида, фактически СМИ формируют основу правового государства и гражданского общества. Именно в таком государстве граждане могут цивилизованно решать возникающие противоречия с опорой на законы, а не на иные, привитые в 90-е способы и формы решения проблем: применение физической силы, угроз, привлечение различных криминальных субъектов при разрешении спора и так далее. Соответственно, первым фундаментально важным элементом роли СМИ в формировании правосознания выступает формирование фундамента правого государства и гражданского общества, что фактически является неким гарантом формирования цивилизованного общества с точки зрения права.
СМИ в целом, а также Интернет и телевидение в частности, являются мощнейшими ресурсами внушения определенных жизненных стандартов и детерминант. Социальные мифы, создаваемые СМИ прочно заседают в сознании обывателей, более того, они становятся некой парадигмой обыденности, от которой в последствии невозможно отойти и отказаться. В таком контексте вспоминается известный пример о том, что многие люди убеждены, что Аляску продал Соединенными Штатам Америке не Александр II как было на самом деле, а именно Елизавета 2 из-за известной песни одной популярной группы на российской эстраде. И если в подмене данного исторического факта нет весомой опасности для социальной безопасности общества, то подмена ключевых аспектов правосознания, детерминант и компонентом гражданского общества может обернуться серьезными проблемами как для отдельной личности, так и для целого государства. Соответственно СМИ несут серьезную ответственность за ту информационную повестку, которую предлагают потенциальному потребителю информации [3].
Получается, что основа влияния СМИ на формирование правосознания – создание определенных социальных мифов, которые непосредственно находят отклик у аудитории. В недавнем прошлом такие мифы должны быть в определенной степени негативно окрашенными, например, образы бандитизма, криминальных структур, коррумпированности государственной системы и так далее. Такое положение дел отдаляет человека от легальных форм осуществления своей жизнедеятельности, а говорить о полноценном правовом государстве и гражданском обществе в контексте доминирования таких социальных мифов попросту невозможно. В настоящее время СМИ удачно смешивает интересные для аудитории сюжеты, а также ключевые компоненты правового сознания и правового воспитания, что позволяет формировать у человека уважительное отношение к законам, различным институтам демократии, определенным компонентам гражданского общества и правового государства.
Постепенное формирование правосознание посредством СМИ приводит к тому, что человек начинает воспринимать правоохранительные органы в позитивном контексте, повышается общий уровень доверия к системе государственного управления, коррупция начинает восприниматься как социальный порок общества, за который следует жесткое наказание и так далее. Чем человек проводит больше времени перед телевизором или на различных СМИ площадках в сети Интернет, тем больше он узнает об особенностях функционирования государства, необходимости соблюдения законов, важность защиты прав человека, фундаментальных категориях гражданского общества и правового государства. Все это в краткосрочной и среднесрочной перспективах повышает общий уровень правосознания, как следствие, человек реже нарушает законы, выбирает наиболее легальные формы и способы заработка денежных средств. Немало важным оказывается тот факт, что СМИ зачастую демонстрирует практики неотвратимости наказания, что предотвращает развитие преступности как среди взрослого населения, так и у подрастающего поколения через призму воспитательных бесед родителей со своими детьми [4].
Правосознание подразумевает под собой наличие определённой специфики. Правосознание не диктует определенные формы или варианты поведения, оно очерчивает все возможные и доступные социальные практики индивида в рамках закона, а уже индивид самостоятельно в праве принимать решение какими именно практиками или формами поведения ему следует руководствоваться в своей жизнедеятельности. Чем четче человек осознает рамки допустимого поведения в правовом плане – тем выше общий уровень правосознания.
Стоит отметить тот факт, что в отечественной практике роль СМИ в формировании правосознания приобретает все более рациональную и правильную форму: все возможные передачи, программы делают все возможное, чтобы повышался уровень социальной ответственности индивида, а сам индивид был подготовлен к жизни в правовом государстве и гражданском обществе. СМИ совместно с органами государственной власти ведут активную пропагандистскую работу в области ознакомления граждан с действующим законодательством в доступной форме, что в конечном итоге способствует формированию личности, которая мыслит критически и конкретными формами. Основания позитивная задача средств массовой информации при формировании правосознания индивида – повышать уровень правовой грамотности индивида, а также повышать уровень его сознательности и гражданской ответственности. Все это поспособствует тому, что человек в рамках своей жизнедеятельности будет руководствоваться не только интересами собственной выгоды, но и интересами государства, а также других членов общества.
Таким образом, средства массовой информации под государственной эгидой формируют определенную правовую и нравственную идеологию, что в конечном итоге формирует основополагающие компоненты гражданского общества и правового государства. В конечном итоге формирование правосознания населения – единственно верный путь к жизни в цивилизованном обществе.