Главная
Конференции
Роль образования, науки, технологий в модернизации государства и общества
Влияние СМИ на формирование правосознания: опыт теоретической рефлексии

Влияние СМИ на формирование правосознания: опыт теоретической рефлексии

Автор(-ы):

Дмитрук Анастасия Петровна

8 мая 2024

Научный руководитель

Попов Евгений Александрович

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

правосознание
средства массовой информации
методология социологического знания
функции правосознания
формы правосознания

Аннотация статьи

Статья посвящена теоретической рефлексии по вопросу влияния СМИ на формирование правосознания. Рассматривается правосознание как социальный феномен, определяются его сущностные черты, ключевые элементы и иные формы, вариации, имеющие непосредственное отношение к обозначенной теме.

Текст статьи

В настоящее время средства массовой информации являются неотъемлемым компонентом системы феноменологических интеракций индивида. Фактически СМИ проникли во всех сферы жизнедеятельности как общества, так и отдельно взятой личности. Соответственно, СМИ начинает формировать не только общественное мнение по определенному вопросу, политическую позицию, протестные настроения, но и правосознание. Под правосознанием в данном случае следует понимать совокупность взглядов, определенных представлений и идей, которые отражают сформированное отношение индивида или социальной группы к праву в целом. Спецификой этой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями. В любом акте правового поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому компоненту [1].

Правовая социализация является неотъемлемым процессом вторичной социализации, которая идет практически с детского сада и на протяжении всей сознательной жизни индивида. Если социализация представляет собой процесс усвоения социокультурных норм, то правовая социализация подразумевает под собой процесс усвоения правовых норм и определенных правил поведения. Методологическая основа процесса правовой социализации базируется на теории подражания, когда индивиды начинают повторять устойчивые формы поведения, которые видят в рамках интеракций других людей. Причем такие интеракции чаще всего транслируются средствами массовой информации в доступной и конкретной форме. В таком контексте СМИ как фактор формирования правосознания выполняет следующие задачи. Во-первых, средства массовой информации распространяют знания правового характера, во-вторых, демонстрируют основные способы и механизмы защиты и отстаивания своих прав и своей позиции в соответствии с законом, кроме того, СМИ активно распространяет правовую культуру среди граждан. Как правило, правовая повестка дня в СМИ направлена на порицание делинквентных форм поведения и всяческую поддержку и позитивных форм проявления социальной активности в рамках закона, например, поощрение граждан за бдительность и так далее. В рамках реализации развлекательной функции СМИ, а именно демонстрации детективов, реалити-шоу по правовой тематике, невольно растет уровень правовой грамотности населения, перманентно повышаются правовые компетенции граждан, которые смотрят данные передачи [2].

В таком контексте важно обратить внимание на тот факт, что СМИ формируют не только правовую культуру и правосознание отдельно взятого индивида, фактически СМИ формируют основу правового государства и гражданского общества. Именно в таком государстве граждане могут цивилизованно решать возникающие противоречия с опорой на законы, а не на иные, привитые в 90-е способы и формы решения проблем: применение физической силы, угроз, привлечение различных криминальных субъектов при разрешении спора и так далее. Соответственно, первым фундаментально важным элементом роли СМИ в формировании правосознания выступает формирование фундамента правого государства и гражданского общества, что фактически является неким гарантом формирования цивилизованного общества с точки зрения права.

СМИ в целом, а также Интернет и телевидение в частности, являются мощнейшими ресурсами внушения определенных жизненных стандартов и детерминант. Социальные мифы, создаваемые СМИ прочно заседают в сознании обывателей, более того, они становятся некой парадигмой обыденности, от которой в последствии невозможно отойти и отказаться. В таком контексте вспоминается известный пример о том, что многие люди убеждены, что Аляску продал Соединенными Штатам Америке не Александр II как было на самом деле, а именно Елизавета 2 из-за известной песни одной популярной группы на российской эстраде. И если в подмене данного исторического факта нет весомой опасности для социальной безопасности общества, то подмена ключевых аспектов правосознания, детерминант и компонентом гражданского общества может обернуться серьезными проблемами как для отдельной личности, так и для целого государства. Соответственно СМИ несут серьезную ответственность за ту информационную повестку, которую предлагают потенциальному потребителю информации [3].

Получается, что основа влияния СМИ на формирование правосознания – создание определенных социальных мифов, которые непосредственно находят отклик у аудитории. В недавнем прошлом такие мифы должны быть в определенной степени негативно окрашенными, например, образы бандитизма, криминальных структур, коррумпированности государственной системы и так далее. Такое положение дел отдаляет человека от легальных форм осуществления своей жизнедеятельности, а говорить о полноценном правовом государстве и гражданском обществе в контексте доминирования таких социальных мифов попросту невозможно. В настоящее время СМИ удачно смешивает интересные для аудитории сюжеты, а также ключевые компоненты правового сознания и правового воспитания, что позволяет формировать у человека уважительное отношение к законам, различным институтам демократии, определенным компонентам гражданского общества и правового государства.

Постепенное формирование правосознание посредством СМИ приводит к тому, что человек начинает воспринимать правоохранительные органы в позитивном контексте, повышается общий уровень доверия к системе государственного управления, коррупция начинает восприниматься как социальный порок общества, за который следует жесткое наказание и так далее. Чем человек проводит больше времени перед телевизором или на различных СМИ площадках в сети Интернет, тем больше он узнает об особенностях функционирования государства, необходимости соблюдения законов, важность защиты прав человека, фундаментальных категориях гражданского общества и правового государства. Все это в краткосрочной и среднесрочной перспективах повышает общий уровень правосознания, как следствие, человек реже нарушает законы, выбирает наиболее легальные формы и способы заработка денежных средств. Немало важным оказывается тот факт, что СМИ зачастую демонстрирует практики неотвратимости наказания, что предотвращает развитие преступности как среди взрослого населения, так и у подрастающего поколения через призму воспитательных бесед родителей со своими детьми [4].

Правосознание подразумевает под собой наличие определённой специфики. Правосознание не диктует определенные формы или варианты поведения, оно очерчивает все возможные и доступные социальные практики индивида в рамках закона, а уже индивид самостоятельно в праве принимать решение какими именно практиками или формами поведения ему следует руководствоваться в своей жизнедеятельности. Чем четче человек осознает рамки допустимого поведения в правовом плане – тем выше общий уровень правосознания.

Стоит отметить тот факт, что в отечественной практике роль СМИ в формировании правосознания приобретает все более рациональную и правильную форму: все возможные передачи, программы делают все возможное, чтобы повышался уровень социальной ответственности индивида, а сам индивид был подготовлен к жизни в правовом государстве и гражданском обществе. СМИ совместно с органами государственной власти ведут активную пропагандистскую работу в области ознакомления граждан с действующим законодательством в доступной форме, что в конечном итоге способствует формированию личности, которая мыслит критически и конкретными формами. Основания позитивная задача средств массовой информации при формировании правосознания индивида – повышать уровень правовой грамотности индивида, а также повышать уровень его сознательности и гражданской ответственности. Все это поспособствует тому, что человек в рамках своей жизнедеятельности будет руководствоваться не только интересами собственной выгоды, но и интересами государства, а также других членов общества.

Таким образом, средства массовой информации под государственной эгидой формируют определенную правовую и нравственную идеологию, что в конечном итоге формирует основополагающие компоненты гражданского общества и правового государства. В конечном итоге формирование правосознания населения – единственно верный путь к жизни в цивилизованном обществе.

Список литературы

  1. Аминов, Д.И. Роль средств массовой информации в продуцировании правосознания социума в условиях пандемии / Д.И. Аминов // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – № 2. – С. 86-88.
  2. Гасаналиева, А.Ш. Факторы и условия, влияющие на формирование правосознания / А.Ш. Гасаналиева // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 6(198). – С. 11-15.
  3. Кудрявцев, М.М. Субъект правосознания: социально-философский анализ / М.М. Кудрявцев // Общество: философия, история, культура. – 2023. – № 11(115). – С. 75-82.
  4. Петрова, Т.И. Влияние СМИ на правовое сознание человека / Т.И. Петрова // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2019. – № 4. – С. 114-115.

Поделиться

249

Дмитрук А. П. Влияние СМИ на формирование правосознания: опыт теоретической рефлексии // Роль образования, науки, технологий в модернизации государства и общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 26-29. URL: https://apni.ru/article/9180-vliyanie-smi-na-formirovanie-pravosoznaniya-opyt-teoreticheskoj-refleksii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля