Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время на муниципальном уровне очень остро стоит вопрос привлечения и реализации новых правовых методов, механизмов, инструментов с помощью которых социально-экономическое развитие отдельных территорий достигнет новых уровней.
При этом очевидно, что высокие результаты в своей деятельности муниципальные образования могут достичь посредством применения норм муниципального права в тесном взаимодействии с другими отраслями права, путем эффективного использования муниципального имущества, в т. ч. за счет инвестиций, направленных на улучшения инфраструктуры муниципальных образований. Именно такой путь является спасением для небольших населенных пунктов с дотационным бюджетом.
Продуктом таких отношений по итогам реализации проектных мероприятий становится результат совместной деятельности указанных партнеров, приносящих благо населению публичных образований. Ведь именно путем реализации концессии появляются возможности приведения в «порядок» муниципальной собственности, ее целевое использование и тем самым оказание потребителю услуг надлежащего качества.
Одной из перспективных форм сотрудничества между представителями бизнеса и администрацией муниципального образования выступает концессионное соглашение (концессия) (далее – КС), поскольку именно с его помощью достигаются цели по развитию и реализации инфраструктурных проектов».
Концессия, как форма реализации ГЧП, является соглашением в рамках которого государство (муниципальное образование) будучи собственником имущества входящего в предмет КС, на срок указанный в соглашении передает частному партнёру полномочия по осуществлению указанной в соглашении функции, в связи с чем наделяет его определенными правами по обеспечению эффективного функционирования объекта концессии [4, с. 262-264].
При реализации концессии собственность на объект всегда сохраняется за публичной стороной, а эксплуатация объекта возлагается на частного партнера, указанное является отличительной чертой концессии от других форм ПЧП, таких, как соглашение о государственно-частного партнерства (ГЧП), а также другими ГЧП.
КС является гражданско-правовым договором между Российской Федерацией либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием и частной стороной, на длительный срок, а взаимосвязь между концессионным соглашением и публично-правовым образованием, в т. ч. муниципальным образованием обозначена конституционными положениями закона и Федеральном законом от 06.10. 2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Динамика реализации КС показывает, что на территории Российской Федерации это правовое явление набирает популярность. Так, по результатам мониторинга Министерства экономического развития Российской Федерации в 2022 году количество заключенных концессионных соглашений составило 380, в 2023 это количество возросло до 413, то есть на 9% [2, с. 45-53].
Популярность концессионного соглашения имеет место быть и в силу давности принятия на Федеральном уровне закона, регулирующего все аспекты реализации публично-частного партнерства в управлении имуществом, в т. ч. муниципального образования в сфере концессионного соглашения.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования статьи 3 закон № 115–ФЗ, можно сформулировать следующие характерные для муниципального концессионного соглашения признаки:
- правоотношения возникают на основании заключенного между сторонами письменного соглашения (договора);
- концессионное соглашение – это правоотношения с публично-правовым элементом (муниципальным образованием);
- по средствам муниципального концессионного соглашению может быть передано только право владения и пользования имуществом, собственником которого выступает публичное образование (муниципальное образование);
- концессионное соглашение включает в себя поэтапное его исполнение, с определенной последовательностью.
Обратимся к особенностям объекта муниципальных концессионных соглашений. Одной из наиболее важных составляющих жизнеобеспечения населения страны, охватывающей практически всех граждан и занимающей приоритетное место среди всех отраслей нашей экономики, является жилищно-коммунальный комплекс.
В условиях острой потребности средств на модернизацию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, и обязательств государства в части обеспечения граждан жилищно-коммунальными услугами, а также с учетом специфики отрасли жилищно-коммунального хозяйства, наиболее эффективное её развитие может обеспечить именно механизм государственно-частного партнерства, одной из форм которого является концессионное соглашение.
Согласно опубликованным на сайте www.economy.gov.ru результатам мониторинга, проведенным Министерством экономического развития Российской Федерации, из 413 заключенных в 2022 году концессионных соглашений, 270 (65%) заключены в коммунально-энергетической сфере [3], 114 (28%) – в социальной сфере, 21 (5%) – в транспортной сфере и 8 (2%) в иных сферах [1, с. 1255-1270]. Приведенная статистика дает основание полагать, что концессионные соглашения в жилищно-коммунальной сфере являются наиболее распространенной формой концессионных соглашений, в том числе на уровне муниципалитетов.
Анализируя порядок и условия заключения концессионных соглашений в жилищно-коммунальной сфере, цивилисты отмечают, что в целом они не отличаются от общих положений, установленных законом.
Объектом концессии может являться не только недвижимость (здания котельных, теплотрассы, водопроводные сети, водозаборные скважины, очистные сооружения), но и совокупность недвижимого и движимого имущества, непосредственно используемая для деятельности, предусмотренной договором.
Таким образом, с учетом специфики отрасли жилищно-коммунального хозяйства, наиболее эффективное её развитие может обеспечить исключительно механизм государственно-частного партнерства, в форме концессионного соглашения. Порядок и условия заключения концессионных соглашений в жилищно-коммунальной сфере в целом не отличаются от общих положений, установленных законом, однако имеют свою специфику, связанную, прежде всего, с объектом соглашения. При этом эксплуатация объектов водопроводного и теплового хозяйства, в установленных законом случаях, должно осуществляться исключительно в рамках концессий.