Главная
АИ #19 (201)
Статьи журнала АИ #19 (201)
Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с ОНР III уровня

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с ОНР III уровня

Рубрика

Психология

Ключевые слова

коммуникативная компетентность
общее недоразвитие речи
социализация
речевое развитие
нарушения речи
сравнение
экспериментальная группа
контрольная группа

Аннотация статьи

В этой работе рассматривается проблема успешной социализации детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и важность развития их коммуникативной компетентности. Автор анализирует исследования, проведённые ранее другими учёными, и приводит результаты собственного эксперимента, в котором участвовали младшие школьники с ОНР третьего уровня и дети с нормативным речевым развитием.

Текст статьи

Ряд исследователей, среди которых И. С. Зайцева, указывают на то, что успешная социализация ребенка с общим недоразвитием речи невозможна без достаточного уровня развития коммуникативной компетентности. У детей с нарушениями речевого развития без целенаправленной помощи взрослого коммуникационная сфера развивается с особой спецификой. Исследования Т. А. Дунаевой [1, с. 45-49], Н. А. Ерышевой [2, с. 56-59], И. С. Зайцева [3, с. 45-49], Р. Е. Левиной [4], Н. А. Таран [6, с. 45-49] и других авторов указывают на влияние стойких фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений речи у детей при общем ее недоразвитии на процесс формирования коммуникативной компетентности. Н. А. Ерышева [2, с. 56-59] делает акцент на бедности словаря, который не обеспечивает детям возможности полноценного общения, а Л. Г. Соловьева подчеркивает общую взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений [5, с. 62-67].

Несмотря на имеющиеся исследования, остается актуальным уточнение специфики коммутативной компетентности младших школьников с ОНР 3 уровня.

В данной статье представлены результаты особенностей проявления коммуникативной компетентности у младших школьников с ОНР III уровня на выборке ГБОУ Казанская школа № 61 для детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментальную группу составляет 15 детей 7–8 лет, состояние речевой функции которых квалифицировалось ПМПК как «общее недоразвитие речи» (2, 3 уровень). Для сравнения привлекалась группа из 18 детей младшего школьного возраста с нормативным речевым развитием.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), организационные: сравнительный (результаты двух групп), методы математической статистики (критерий Манна-Уитни). Методика исследования: Наблюдение-методика «Рукавички» Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной.

В ходе исследования получены следующие результаты

Рассмотрим результаты методом наблюдения за совместной деятельностью детей старшего дошкольного возраста по методике «Раскрась рукавички» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, целью которой является выявление степени сформированности коммуникативных навыков и способностей осуществления сотрудничества.

Значимые различия выявлены по всем шкалам. Совместное сотрудничество в умении договариваться (p ≤ 0,05) проявляется чуть больше у детей с НРР по сравнению с детьми ОНР, то есть они могут приходить к общему решению, обсуждая и соглашаясь со сверстниками в продуктивной деятельности. Умение убеждать (p ≤ 0,05) партнёра в паре проявлялось у детей с НРР так же в чуть больше выраженной степени. Умение аргументировать (p ≤ 0,01) присуще детям с НРР по сравнению с детьми с ОНР.

Таким образом, результаты показывают, что дети с общим недоразвитием речи, менее успешны в умении приходить к общему решению, как договориться с партнёром по паре, и в представлении аргументировать, чтобы прийти к общему согласию, по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста с НРР.

У детей с общим недоразвитием речи слабо проявляется умение придерживаться первоначального замысла (p ≤ 0,05), что означает, что им сложно следовать своему первоначальному плану и не отклоняться от него. Они редко замечают у других отступления от исходного замысла (p ≤ 0,05), что указывает на их не способность обращать внимание на действия своих сверстников. Они слабо реагируют на замечания (p ≤ 0,05), что говорит о том, что они не принимают во внимание замечания и комментарии, которые делают другие дети.

Дети с нормальным речевым развитием в достаточной степени придерживаются первоначального замысла, замечают у других отступления от замысла, и еще реагируют на замечания.

Таким образом, результаты показывают, что дети с общим недоразвитием речи, хуже, чем и дети с нормальным речевым развитием проявляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности.

У детей с общим недоразвитием речи слабо проявляется графическое сходство узора (p ≤ 0,01), а так же слабо проявляется выбор одинакового цвета(p ≤ 0,05).

Это говорит о том, что дети с нормальным речевым развитием более склонны к сходству в выборе цветовой гаммы и узора в рамках данной совместной деятельности, чем дети с ОНР.

Дети младшего школьного возраста с ОНР менее склонны к сотрудничеству и согласованности друг с другом при выборе одинакового цвета.

Дети с ОНР в слабой степени проявляют помощь по ходу рисования (p ≤ 0,01), в то время, дети с нормально речевым развитием проявляют взаимопомощь по ходу рисования в достаточной степени.

Таким образом, такие показатели указывают на то, что дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в коммуникативном общении и взаимодействии в процессе творческой деятельности по сравнению со старшими дошкольниками с нормально речевым развитием.

Имеются значимые различия в эмоциональном отношении при совместной деятельности (p ≤ 0,05). Больше присуще детям НРР испытывать удовольствие в процессе рисования по сравнению с детьми ОНР.

Дети с НРР больше взаимодействуют друг с другом по необходимости. Взаимодействие в парной работе происходило в силу необходимости: когда кто-нибудь забывал вид рисунка или хотел посмотреть, как идут дела у партнера не смогли найти общее решение, договориться.

Дети с НРР не игнорируют друг друга, дети с ОНР игнорируют друг друга в слабой степени. В данном параметре так же выявляются различия.

Таким образом, результаты показывают, что эмоциональное отношение детей к совместной деятельности различаются между детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) и детьми с нормальным речевым развитием (НРР). Это может свидетельствовать о различиях в коммуникативных навыках, эмоциональной регуляции и взаимодействии между двумя группами детей.

Таким образом, присутствуют различия в коммуникативной компетентности младших школьников с ОНР III уровня и НРР. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в коммуникативном общении и взаимодействии в процессе творческой деятельности по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Анализ результатов по методике «Раскрась рукавички» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина позволил сделать следующие выводы.

Дети с общим недоразвитием речи, менее успешны в умении приходить к общему решению, как договориться с партнёром по паре, и в представлении аргументировать, чтобы прийти к общему согласию, по сравнению с детьми с НРР.

Дети с общим недоразвитием речи, хуже, чем и дети с нормальным речевым развитием проявляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Они менее склонны к сотрудничеству и согласованности друг с другом при выборе одинакового цвета. Дети с ОНР в слабой степени проявляют помощь по ходу рисования, в то время, дети с нормально речевым развитием проявляют взаимопомощь по ходу рисования в достаточной степени.

Выявлены значимые различия в эмоциональном отношении при совместной деятельности. Больше присуще детям НРР испытывать удовольствие в процессе рисования по сравнению с детьми ОНР. Дети с НРР больше взаимодействуют друг с другом по необходимости. Дети с НРР не игнорируют друг друга, дети с ОНР склонны игнорировать друг друга.

Список литературы

  1. Дунаева Т.А. Особенности формирования у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями иноязычной коммуникативной компетенции на материале английского языка // Auditorium, 2019. С. 45-49.
  2. Ерышева Н.А. Особенности формирования коммуникативного поведения младших школьников с общим недоразвитием речи в системе дополнительного образования // Научный журнал Курского государственного университета, 2017. С. 56-59.
  3. Зайцев И.С. Школьная адаптация в аспекте социального развития детей с тяжелыми нарушениями речи // Auditorium, 2019. С. 45-49.
  4. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159с.
  5. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г. Стреблева // Дефектология. – 1996. – № 1. – С. 62-67.
  6. Таран Н.А. Особенности сформированности речевой коммуникации у младших школьников с ОНР (III уровень) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. – С 45-49.

Поделиться

398

Иванов М. Д. Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с ОНР III уровня // Актуальные исследования. 2024. №19 (201). Ч.III.С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/9185-osobennosti-kommunikativnoj-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-s-onr-iii-urovnya

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа