Главная
АИ #19 (201)
Статьи журнала АИ #19 (201)
Решение проблемы «фирм-однодневок» путем совершенствования механизма их выявлени...

Решение проблемы «фирм-однодневок» путем совершенствования механизма их выявления

Автор(-ы):

Чубыкина Ксения Константиновна

8 мая 2024

Научный руководитель

Титова Ольга Викторовна

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

фирма-однодневка
регистрация фирм
регистрация юридического лица
борьба с фирмами-однодневками

Аннотация статьи

В статье рассмотрены вопросы борьбы с регистрацией компаний-однодневок, проанализированы факторы, способствующие созданию компаний-однодневок, а также предложены меры по совершенствованию законодательства и практики государственных органов для борьбы с компаниями-однодневками.

Текст статьи

Предмет: проблемы «фирм-однодневок» путем совершенствования механизма их выявления.

Цели: определить способы борьбы с фирмами-однодневками.

Методология: использован системный подход с применением метода анализа.

Результаты: исследованы тенденции появления и выявления фирм-однодневок, на основе определенных недостатков разработаны направления совершенствования фирм однодневок.

Область применения: результаты расширяют возможности механизма выявления фирм-однодневок.

Выводы: нововведения должны положительно сказаться на тенденциях выявления и сокращения числа фирм-однодневок.

Введение

Использование схем уклонения от уплаты налогов «фирмами-однодневками» является одной из наиболее острых проблем, препятствующих эффективному налогообложению бизнес-сектора на сегодняшний день. Нельзя отрицать, что налоговый план оказал крайне негативное влияние на экономическое развитие России. Поступления в бюджет ограничены, инновационный процесс продвигается медленно, что препятствует укреплению конкурентного рынка и стабильной рыночной экономики.

Информационный обзор

Фирма-однодневка – это организация, созданная не с целью осуществления реальной экономической деятельности, а исключительно для уклонения от уплаты налогов (то есть для получения необоснованных налоговых льгот). Само явление выбора фирмы-однодневки (далее ФО) как контрагента преследует собой цель снизить налоговую нагрузку на фирму, ее использующую, то есть необоснованно получить налоговые вычеты. Сами ФО получают от подобного «союза» лишь небольшую денежную премию (примерно от 10 до 60 тыс. руб.) за несуществующие сделки, тогда как наибольшую прибыль получат сущностные организации. Можно сказать, что такие организации как бы получают «услугу» от ФО по снижению в свой адрес уплаты налогов (к примеру, НДС), поэтому целесообразно было бы сделать упор в процессе избавления от ФО на самих заказчиков подобных «услуг». Нет спроса – нет и предложения.

Делая упор на ФО, ужесточая наказание за регистрацию и усиливая юридическую ответственность номинальных руководителей, мы всего лишь добьемся стимулирования выработки новых схем уклонения и новых подставных лиц, которые за дополнительную стоимость будут готовы взять на себя ответственность. В условиях современных рыночных отношений проблемы компании затрагивают всех участников рынка: поставщиков, покупателей, страны, регулирующие органы и тех, кто только организовал свой бизнес.

В январе – июне 2023 года Банк России выявил 2449 субъектов (компаний, проектов, индивидуальных предпринимателей и т. д.) с признаками нелегальной деятельности, в том числе с признаками финансовых пирамид. Это всего на 7% больше, чем за аналогичный период годом ранее. 18 января агентство ТАСС со ссылкой на исследование аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza сообщило, что в России было открыто 242,1 тыс. новых компаний в прошлом году. При этом закрыто было 280,2 тыс. коммерческих предприятий. Таким образом, число закрытых компаний превысило число открытых на 38,1 тыс. или 13,6% [3].

Анализ

Фирмы-однодневки (фиктивные компании и т. д.) используются для совершения ряда противоправных действий, связанных с движением безналичных денежных средств и их обналичиванием: различные формы коррупции, уклонение от уплаты налогов, взяточничество, отмывание денег, незаконное участие в предпринимательской деятельности, фиктивное банкротство и т. д.

Основными и неизменными характеристиками фирмы-однодневки являются:

  • это юридическое лицо, уставной целью деятельности которого является получение прибыли;
  • юридические лица не имеют самостоятельного намерения фактически осуществлять экономическую деятельность;
  • фактическая деятельность юридического лица сводится к его использованию в незаконной деятельности.

Создание юридического лица с характеристиками компании-однодневки самостоятельно не формирует социально-опасное поведение и не является его катализатором. Как элемент механизма преступного поведения, компания-однодневка является средством совершения преступных действий, в то время как использование фиктивных компаний является способом преступного посягательства [2].

В большинстве случаев учредительные документы компании-однодневки оформляются с использованием поддельных или утерянных паспортов, а лицо, отвечающее за юридическую консультацию, или сотрудник выступают в качестве учредителя и назначенного директора зарегистрированной компании. Уставный капитал компании-однодневки формируется с минимальной суммой. Перечень видов деятельности в учредительном документе сформулирован формально, а основные виды деятельности не указаны. Как правило, однодневная производственная или торговая деятельность компании не осуществляется.

Существует проблема отсутствия, либо неэффективного использования преждевременного выявления риска регистрации фирм-однодневок, то есть отсутствия дополнительной проверки лиц, регистрирующих на свое имя юридическое лицо (например, у него в настоящее время или до этого уже были зарегистрированы фирмы-однодневки или есть подобные признаки «отмывания» денег). Фирмы-однодневки должны по возможности выявляться на этапе регистрации, а не на этапе принудительного закрытия уполномоченным органом по доказательству не совершенных сделок, либо же закрытия самостоятельно по исполнению договоренностей.

В то же время сегодня наша страна не приняла эффективных мер, что каким-то образом предотвратить распространение этого явления. Низкий минимальный размер уставного капитала, упрощенные процедуры создания и регистрации коммерческих организаций и слабый надзор за соблюдением юридических обязанностей в этом отношении – все это, несомненно, помогает тем, кто хочет обойти установленные коммерческие и налоговые процедуры.

Фактически реформы, направленные на совершенствование гражданского законодательства о юридических лицах, не решили одну из важнейших проблем. Учитывая сложившуюся ситуацию, одним из решений представляется возможным увеличить минимальный размер уставного капитала, однако надо учитывать, что существует множество фирм-однодневок с уставным капиталом и 50 000 руб. и 80 000 руб., и даже выше.

В соответствии со сказанным выше выдвигаются следующие гипотезы, которые могут помочь в решении данной проблемы:

  1. Создать систему барьеров, которые исключат саму возможность создания юридического лица без цели вести реальную финансово-хозяйственную деятельность (подразумевает под собой качественную проверку еще до регистрации ЮЛ);
  2. Создание неблагоприятного климата для использования фирм-однодневок сущностными организациями (повышение ставок налогообложения, исключение налоговых льгот, усиленный контроль за контрагентами (повышение ответственности при повторном случае использования ФО));
  3. Включение фирмы в специальный реестр при повторном случае использования сомнительных контрагентов как недобросовестного контрагента, а также увеличение внимания со стороны налоговых органов (подобные меры должны способствовать снижению репутации организации, что, как следствие, отпугнет потенциальных крупных контрагентов);
  4. Выработка системы лояльности для чистых добросовестных фирм.

Обсуждение результатов

Предотвращение фиктивной регистрации фирмы должно включать комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на предотвращение регистрации компании у ее предшественников и использование утерянных или украденных документов. Представляется необходимым внести изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [1], уполномочив регистрирующий орган проводить более детальную проверку достоверности сведений, представленных для регистрации, и одновременно поручив учредителю лично отчитываться о результатах своей деятельности. Целесообразно ввести практику обращения в регистрирующий орган с заявлением о законности намерения регистрации.

По оценкам ЦБ, доля высокорисковых клиентов выросла на 0,7 процентных пункта с ноября прошлого года: тогда их доля составляла 0,7%, а в конце мая 2023 года – уже равна 1,4% [3].

Для облегчения подготовки и проверки учредительных документов может быть предусмотрено зарегистрировать устав на основе утвержденного типового документа наиболее распространенного типа юридического лица, внести ряд возможных наиболее типичных изменений в устав или зарегистрировать оригинал документа по выбору учредителя. Также возможно увеличить размер уставного капитала, необходимого для регистрации организации, и одновременно установить порядок контроля за внесением уставного капитала и ответственности за несоблюдение требований закона относительно его формирования.

До сих пор не сформулированы эффективные меры по борьбе с компаниями-однодневками и «мертвыми» юридическими лицами: участники государственных и гражданско-правовых соглашений продолжают страдать, когда вносят недостоверные сведения в Единый национальный реестр юридических лиц.

Выводы

Важным фактором в борьбе с компаниями-однодневками является юридическая ответственность. Увеличение минимального размера уставного капитала, усложнение процедур регистрации юридических лиц и усиление контроля при регистрации – все это превентивные меры. Совершенно очевидно, что какие бы препятствия ни устанавливала страна перед захватчиками, кто-то всегда сможет их обойти. В этом случае, в качестве дополнительного звена в цепи комплекса мер по борьбе с недобросовестными предпринимателями, должны быть приняты детализированные институты юридической ответственности. Эффективность существующих в России карательных механизмов в этих вопросах можно оценить по масштабу вышеупомянутых проблем. Это означает, что национальная политика должна быть направлена не только на превентивные меры, но и на привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., № 33 (Часть I). ст. 3431.
  2. Преступления, совершаемые с использованием фирм-однодневок: механизм и предупреждение: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Рожавский Заур Денисович; [Место защиты: Сарат. гос. юрид. акад.]. – Саратов, 2018. – 35 с.
  3. Противодействие нелегальной деятельности на финансовом рынке [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://cbr.ru/analytics/inside/2023_1/(дата обращения: 10.04.2024).
  4. Официальный сайт Федеральная налоговой службы / [Электронный ресурс] // ФНС России: [сайт]. – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 10.04.2024).

Поделиться

254

Чубыкина К. К. Решение проблемы «фирм-однодневок» путем совершенствования механизма их выявления // Актуальные исследования. 2024. №19 (201). Ч.III.С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/9188-reshenie-problemy-firm-odnodnevok-putem-sovershenstvovaniya-mehanizma-ih-vyyavleniya

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля