Главная
АИ #19 (201)
Статьи журнала АИ #19 (201)
Специфика бюрократизации права

Специфика бюрократизации права

Автор(-ы):

Рафикова Ильвира Фанисовна

8 мая 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

бюрократия
государство
власть
бюрократизация права
правопонимание

Аннотация статьи

Статья посвящена рассмотрению феномена бюрократизации права. Перечислены главные характеристики бюрократизации права, обозначен ряд объективных факторов. Определено, что бюрократизация права представляет собой процесс, при котором правовая система становится все более сложной, формальной и объемной.

Текст статьи

Бюрократизация означает увеличение роли и влияния бюрократических структур и формальных процедур в организации и функционировании государства и общества. Бюрократизация права может стать закономерным следствием подчинения права задачам государственного аппарата. Главные характеристики бюрократизации права включают:

  1. Формальность: право часто оформляется в виде формальных норм, которые определяют процедуры и правила без учета конкретных обстоятельств. Это может привести к жесткости и непригодности права для учета индивидуальных ситуаций.
  2. Массовость: в условиях современного общества право должно учитывать огромное количество общественных отношений, что приводит к росту нормативного массива и сложности правовой системы.
  3. Укрупнение и абстракция: чтобы охватить множество ситуаций, право часто формулируется в обобщенной и абстрактной форме, что может привести к упрощению и неполноте учета конкретных обстоятельств.
  4. Процедурность: бюрократическое право ориентировано на формальные процедуры, что может замедлить принятие решений и реагирование на изменения в обществе.
  5. Чрезмерная регуляция: в поиске контроля и управления общественными отношениями, возникает огромное количество нормативно-правовых актов, которые нужны для регулирования широкого спектра экономических, социальных и культурных отношений [4, с. 348-352].

Бюрократизация права представляет собой процесс, при котором правовая система становится все более сложной, формальной и объемной. Это связано с рядом объективных факторов, таких как:

  1. Рост сложности общества: с появлением новых технологий, индустриальных отношений, глобализации и других социально-экономических процессов возникают новые социальные отношения и проблемы, которые требуют правового регулирования. В ответ на это законодательство может становиться более объемным и сложным.
  2. Развитие государственного аппарата: с ростом функций и задач государства расширяется и его аппарат, включая правоохранительные органы, суды, правительство и другие структуры. Это приводит к необходимости создания новых норм и правил для регулирования их деятельности.
  3. Нормативный активизм: в ряде случаев правительства и законодатели склонны использовать законодательство в качестве инструмента для решения широкого спектра проблем, включая социальные, экономические и политические. Это может приводить к чрезмерной регулировке и увеличению объема законов и нормативных актов.
  4. Юридическая культура общества: с повышением правовой культуры общества растет требование к законодательству и его роли в регулировании всех сфер жизни. Это также может привести к усилению бюрократизации права [2, с. 32-40].

Бюрократизация права может иметь негативные последствия:

  1. Сложность и неопределенность правовых норм: многочисленные правовые акты и нормативные документы могут привести к сложности и неопределенности правовых норм, что затруднит их понимание и применение.
  2. Затруднение доступа к правосудию: большое количество правовых актов и формальных процедур может создать преграды для доступа граждан к судебной системе.
  3. Коррупция и произвол: чрезмерное умножение правовых норм и процедур может способствовать возникновению коррупции и произвола в правоохранительных и судебных органах [3, с. 194-201].

Чрезмерное умножение нормативного массива означает, что в правовой системе появляется огромное количество правовых актов, правил и регуляций, что может затруднить понимание и применение правил гражданами и представителями правоохранительных органов. Это может создать проблемы с управлением и координацией в правовой сфере.

В чрезмерном умножении нормативного массива и господстве формальных начал над содержательными может заключаться следующее:

  1. Зависимость от бюрократических процедур: приоритет формальных процедур может замедлить или осложнить решение важных правовых вопросов, что может привести к неэффективному правоприменению и ограничению доступа граждан к правосудию.
  2. Излишняя сложность и неясность нормативных актов: когда важным становится не смысл и содержание правовых норм, а их форма и оформление, это может привести к созданию запутанных и неясных законов и правил, что затрудняет их понимание и исполнение.
  3. Ограничение прав и свобод: бюрократизация права может привести к избыточному регулированию и ограничению прав и свобод граждан, что может противоречить принципам правового государства и прав человека.

Однако следует отметить, что бюрократизация не является неизбежным следствием правового регулирования. Современные подходы к правотворчеству и правоприменению стремятся устранить избыточную бюрократию и улучшить качество правовых норм. Правовые системы стремятся стать более простыми, понятными и эффективными, чтобы обеспечить справедливое правосудие и защиту прав и свобод всех граждан. Важно найти баланс между необходимостью правового регулирования и избеганием излишней бюрократии, чтобы обеспечить эффективное функционирование правовой системы.

Таким образом, баланс между необходимостью государственного регулирования и предотвращением излишней бюрократизации права является важным вопросом для развития современного правового государства. Современные подходы стремятся к упрощению правовых норм, улучшению их качества и устранению избыточных процедур с целью обеспечения более эффективной и справедливой правовой системы.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.08.2023). – Текст : электронный.
  2. Скоробогатов А.В. Детерминанты бюрократизации права в российском обществе // Российское право онлайн. 2022. № 1. С. 32-40.
  3. Халед Р.К.Б. Власть и право: контекст бюрократической регламентации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 63. С. 194-201.
  4. Щёлков К.С. Бюрократизация как тенденция развития современного права / В сб.: Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. М., 2016. С. 348-352.

Поделиться

305

Рафикова И. Ф. Специфика бюрократизации права // Актуальные исследования. 2024. №19 (201). Ч.II.С. 78-80. URL: https://apni.ru/article/9192-specifika-byurokratizacii-prava

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля