Главная
АИ #19 (201)
Статьи журнала АИ #19 (201)
Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у старших дошколь...

Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у старших дошкольников в проектной деятельности

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

развитие познавательного интереса
старшие дошкольники
исследовательские проекты
этапы проекта
педагогическое проектирование
теоретический уровень
методологический уровень
деятельностный уровень
исследовательская деятельность
любопытство
любознательность
эксперименты
исследовательские методы
проблемные ситуации

Аннотация статьи

В данной статье представлены результаты констатирующего эксперимента, подтверждающие актуальность проблемы развития познавательного интереса у старших дошкольников. На основе выявленных уровней развития познавательного интереса предложены методические рекомендации, направленные на успешное развитие познавательного интереса в проектной деятельности.

Текст статьи

Результаты констатирующего эксперимента позволяют нам говорить об актуальности проблемы развития познавательного интереса у старших дошкольников и необходимости разработки методических рекомендаций.

Исходя выявленных уровней развития познавательного интереса у старших дошкольников можно рассмотреть следующие методические рекомендации, направленные на успешное развитие познавательного интереса у старших дошкольников в проектной деятельности:

  • доминирование в образовательном процессе исследовательских проектов;
  • соблюдение этапов проекта и четкое соблюдение отведенных ролей участниками проекта;
  • владение педагогами тремя взаимосвязанными уровнями проектирования: теоретическим, методологическим и деятельностным.

Для развития познавательного интереса у старших дошкольников в проектной деятельности хотелось бы обратить внимание педагогов на доминирование исследовательских проектов в образовательном процессе.

Почему именно исследовательский проект? Рассмотрим подробнее.

Первое, исследовательский проект является эффективным в развитии познавательного интереса у старших дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста по своей натуре исследователи, открыватели неизведанного. В поведении старших дошкольников присутствует потребность в свежих эмоциях, любопытство, любознательность, вечное желание экспериментировать и проводить опыты, самостоятельно добывать новую информацию об окружающем мире.

Второе, исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы исследования, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы исследования с последующей ее проверкой, анализ и обсуждение полученных результатов исследования. При этом используются методы современной науки: лабораторный опыт или эксперимент, моделирование, опрос и др.

Третье, старшие дошкольников в процессе проведения исследовательского проекта проходят ряд этапов, направленных на развитие познавательного интереса. Перечислим их:

1 этап – возникновение любопытства, любознательности предшественников познавательного интереса;

2 этап – проявление у детей познавательной активности, которая совместно с применением имеющих умений и знаний, решает познавательные задачи и способствует приобретению интеллектуальных знаний, направленных на развитие познавательного интереса;

3 этап – осуществление познавательной деятельности, направленной на изучение свойств предметов и явлений окружающего мира, осмысление важных отношений между ними;

4 этап – руководство познавательной активностью и познавательной деятельностью без чьей-либо помощи, которое отличается направленностью на определение момента возникновения исследования, причинно-следственных связей, устройства окружающих детей событий, явлений.

Четвертое, соблюдение важных требований, выдвигаемых к применению исследовательских проектов при развитии познавательного интереса у детей. Перечислим данные требования:

  1. Наличие исследовательской, созидательной стороны для решения проблемы, цели исследования, поставленных задач исследовательского проекта, требующих разносторонних знаний и умений исследовательского поиска для их решения;
  2. Информационный и практический интерес предполагаемых результатов с теоретической и практической стороны исследовательского проекта;
  3. Применение исследовательских методов предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы, формулировка цели и задач исследования, выдвижение гипотез; обсуждение методов исследования и способов оформления конечных итогов исследовательского проекта; сбор, систематика и анализ приобретенных данных; подведение результатов, оформление итогов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Учитывая вышепредставленное, можно утверждать, что исследовательский проект начинается от простого действия, вокруг которого создаются проблемные ситуации, которые вызывают вопросы и поиск ответов на них, тем самым идет интенсивное развития познавательного интереса.

Следующее на что надо обратить внимание, в процессе развития познавательного интереса у старших дошкольников в проектной деятельности необходимо четкое соблюдение этапов проекта и четкое соблюдение отведенных ролей участниками проекта.

Важным в проектной деятельности является соблюдение отведенной роли педагогу, так как деятельность педагога в проектной деятельности направлена на развитие специфических умений и навыков проектирования и исследования, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию проблемы и постановке задач);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (альбома, макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, методического материала, выставки творческих работ);
  • поиску и отбору актуальной информации и практическому применению знаний в различных ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Чтобы происходило четкое соблюдение этапов проекта и четкое соблюдение отведенных ролей участниками проекта кратко рассмотрим проблему понимание отношений педагога и детей в процессе проектной деятельности.

В типичной ситуации организации проекта реализуется стандартная позиционная схема «педагог – дети», где педагог транслирует знания, а дети усваивают их. Работа над проектом в ДОО включает: этапы проекта, деятельность педагога, деятельность детей и распределяется следующим образом.

Таблица

Этапы проекта, деятельность педагога и детей в проектной деятельности

Этапы проекта

Деятельность педагога и детей

1 этап – целеполагание

Деятельность педагога:

  • определяет тему,
  • осуществляет планирование,
  • организует предметно-развивающую среду,
  • информирует родителей (если участвуют в проекте),
  • помогает определить продукт проекта;
  • изучает литературу.

Деятельность детей:

  • принимают, осмысливают цель, задачи проекта;
  • индивидуально дополняют задачи;
  • вживаются в игровую (сюжетную, проблемную) ситуацию.

2 этап – разработка проекта

Деятельность педагога:

  • организует или оказывает помощь в организации деятельности;
  • помогает в решении задач;
  • организует поисковую исследовательскую деятельность.

Деятельность детей:

  • объединяются в рабочие группы;
  • распределяют роли и функций в деятельности;
  • распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.

3 этап – выполнение проекта

Деятельность педагога:

  • осуществляет практическую помощь по необходимости;
  • создает условия и мотивирует детей;
  • фиксирует результаты поиска информации;
  • осуществляет контроль и координацию проекта.

Деятельность детей:

  • накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков в проектной деятельности.

4 этап – подведение итогов

Деятельность педагога:

  • подготовка к презентации;
  • презентация, защита:
  • оценка результатов деятельности.

Деятельность детей:

  • продукт деятельности готовят к презентации;
  • представляют зрителям, (экспертам) продукт деятельности.

Проанализировав информацию, представленную в таблице роль детей в проектной деятельности заключается в следующем:

  • применять усвоенные ранее знания и умения;
  • осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации;
  • уметь определять и применять методы решения проблемы с помощью педагога, а затем самостоятельно;
  • пользоваться специальной терминологией;
  • ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Для развития познавательного интереса у старших дошкольников в проектной деятельности педагог, который является главным организатором проекта, должен владеть тремя взаимосвязанными уровнями проектирования: теоретическим, методологическим и деятельностным. Рассмотрим их подробнее.

Теоретический уровень владения проектированием включает теоретические знания педагога и их применение в проектной деятельности.

Педагог должен знать хорошо структуру проекта. Первое, грамотная формулировка проблемы проекта. Проблема должна быть актуальной и интересной, посильной для выполнения детьми, заинтересовать родителей (если они принимают участие в проекте), мотивировать на познание нового и соответствовать материально-техническим возможностям.

Педагог должен понимать, что цель и задачи проекта тесно взаимосвязаны. Цель проекта указывает общее направление проекта, задачи описывают основные шаги проекта. Задачи в проекте обычно сформулированы в виде утверждений о происходящих действиях, соответствуют определенной терминологии, эффективны в работе и ориентированы на определенный результат.

Педагог должен знать методы, способы, формы достижения результата проекта – пути и способы достижения цели: Кто? Когда? Где? Как? В какой последовательности? Что делает? Уметь планировать ожидаемые результаты.

Педагог заранее планирует формы работы. В нашем случае это: эксперименты, беседа, наблюдение, трудовые поручения, работа в лаборатории. Создает условия для возникновения самостоятельной деятельности детей и заранее планирует предметно-развивающую среду (пособия, материалы для исследовательской деятельности).

Методологический уровень владения проектной деятельностью рассматривается как интегральная характеристика личностных и деловых качеств педагога, способность к применению методических знаний, умений, опыта, готовность к мотивации, творческой самореализации в проектной деятельности.

Методологическая компетентность педагога проявляется: в методической деятельности педагога, организующего проектную деятельность, в единстве теоретической и практической готовности к осуществлению проекта и основывается на совокупности психолого-педагогических, методических и предметных знаний, умений, навыков, опыта, мотивации и личностных качеств педагога.

Деятельностный уровень владения проектной деятельностью заключается в овладение педагогами следующей группой умений: проектировочные, организационно-педагогические, операционно-технические и рефлексивно-оценочные:

  • проектировочные – представляют собой умения моделировать и конструировать проекты с использованием разных педагогических технологий; формулировать цели, задачи проектной деятельности, планировать их достижение, предусматривать возможные трудности; осуществлять подбор форм, методов и технологий в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей;
  • организационно-педагогические – включают овладение способами организации проектной деятельности и взаимодействия детей на всех этапах проекта;
  • операционно-технические – реализуются в частных умениях разрабатывать, апробировать к дошкольному возрасту и применять современные педагогические технологии; инструментально представлять педагогическую технологию: создавать дидактическое (интерактивные игры, кейсы, пособия) и методическое (технологические карты, конспекты занятий и др.) обеспечение;
  • рефлексивно-оценочные умения позволяют осуществлять оценку и корректировку педагогом деятельности воспитанников на всех этапах реализации проекта.

Таким образом, для развития познавательного интереса у старших дошкольников в проектной деятельности можно рассматривать следующие методические рекомендации:

  • доминирование в образовательном процессе исследовательских проектов;
  • соблюдение этапов проекта и четкое соблюдение отведенных ролей участниками проекта;
  • владение педагогами тремя взаимосвязанными уровнями проектирования: теоретическим, методологическим и деятельностным.

Поделиться

972

Бускина Н. А., Родная О. В., Салова Я. О. Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у старших дошкольников в проектной деятельности // Актуальные исследования. 2024. №19 (201). Ч.III.С. 68-72. URL: https://apni.ru/article/9193-metodicheskie-rekomendacii-po-razvitiyu-poznavatelnogo-interesa-u-starshih-doshkolnikov-v-proektnoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января