Автоматическая коробка переключения передач является будущим за машиностроением. Спрос на автомобили с АКПП в России растет (рис. 1).
Рис.1 Диаграмма доля версий с автоматическими трансмиссиями в продажах новых автомобилей на российском рынке с 2011 по 2019 год
Также различают несколько видов АКПП: роботизированная, вариаторная, DSG, а также классический гидротрансформатор. Рассмотрим плюсы и минусы каждого вида АКПП (таблица). Ввиду сложной конструкции коробки, её необходимо правильно эксплуатировать, а также правильно обслуживать. В данной статье мы рассмотрим правильную эксплуатацию АКПП [5].
Таблица
Плюсы и минусы разных типов АКПП
|
Гидравлический «автомат» |
Вариатор |
Роботизированная |
DSG |
Плюсы |
Плавность, комфорт, надёжность, универсальность. |
Плавность, экономичность, высокий КПД, малый вес. |
Экономичность, невысокая стоимость. |
Экономичность, плавность, скорость переключений. |
Минусы |
Увеличенный расход топлива и более долгий разгон. |
Фоновый шум, сложная электрика, дороговизна ремонта и обслуживания, невысокая надежность. |
Толчки и рывки при переключениях, задумчивость. |
Дороговизна, плохая ремонтопригодность, сложность конструкции |
Для рассмотрения правильного использования автомобиля с АКПП нужно рассмотреть и понять схему работы коробки. Рассмотрим на примере классического гидротрансформатора (рис. 2). Данная АКПП состоит из планетарной коробки передач и гидротрансформатора. Гидротрансформатор состоит из двух лопастных машин – центробежного насоса и центростремительной турбины. Между ними расположен направляющий аппарат – реактор. Насосное колесо жёстко связано с коленчатым валом двигателя, турбинное – с валом коробки передач. Реактор, в зависимости от режима работы, может свободно вращаться, а может быть заблокирован при помощи обгонной муфты [2, с. 18].
Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществляется потоками рабочей жидкости (масла), которая отбрасывается лопатками насосного колеса на лопасти колеса турбинного. Между насосным колесом и турбиной обеспечены минимальные зазоры, а их лопастям придана специальная геометрия, которая формирует непрерывный круг циркуляции рабочей жидкости. Так что получается, что жёсткая связь между двигателем и трансмиссией отсутствует. Это обеспечивает работу двигателя и остановку автомобиля с включённой передачей, а также способствует плавности передачи тягового усилия [3, с. 23].
Рис. 2. Основные части АКПП
Немного узнав о конструкции и принципе действия АКПП, можно поговорить о правильной эксплуатации АКПП, а также о типичных ошибках владельцев автомобилей с АКПП.
Одним из главных условий правильной и долгой работы коробки является своевременная замена масла, а также выбор масла и поддержание его уровня [1].
Менять масло в коробке необходимо: раз в 70 тысяч километров или раз в 2 года при нормальных условиях эксплуатации; и раз в 25 тысяч километров или раз в год при экстремальных условиях. Выбирать масло необходимо следуя рекомендациям завода-изготовителя и приобретать его только у официальных дилеров, чтобы не попасть на подделку [1].
Основной ошибкой автовладельцев является то, что они не используют стояночный тормоз, а используют только положения «Р» на селекторе АКПП. Это в корне неправильно. Если на ровных поверхностях это допустимо и не вредит АКПП, то на уклонах это способствует повышенному износу деталей, что уменьшает ресурс, а также может привести к не произвольному скатыванию автомобиля. Необходимо при остановке на уклоне сначала поставить автомобиль на стояночный тормоз, а затем селектор перевести в положение «Р» [4].
Многие считают, что на АКПП пробуксовка ведет к её выходу из строя, но это не так, если система охлаждения в норме и не допускать перегрева коробки, то пробуксовка никак не повлияет на работоспособность и ресурс.
Буксировать автомобиль с АКПП необходимо только при заведенном ДВС, но лучше этого избегать. При каких-либо проблемах с коробкой транспортировать автомобиль необходимо на эвакуаторе до станции технического обслуживания. Это обусловлено тем, что смазывание АКПП производится принудительно. На возможность буксирования, также влияет разное строение и принцип работы.
При езде на высокой скорости, пытаясь переключить рычаг АКПП, необходимо следить за передачами. Если вы едите быстро и случайно переключите на первую или вторую скорость, то машина резко затормозит, произойдет рывок. Это чревато серьезным заносом и аварией. Во время езды переключение положений селектора АКПП не допускается. Если включен режим Драйв, то переводить рычаг в положение нейтральной передачи или парковки нельзя, это приведет к поломке агрегата.
Для увеличения ресурса необходимо прогревать масло в АКПП, особенно в холодное время года. Данную процедуру необходимо проводить таким образом: на заведенном ДВС переключать селектор во все положения и задерживаться на каждом на небольшой промежуток времени, а перед началом движения включить положение «D» ,и удерживая педаль тормоза на холостых оборотах, постоять так две-три минуты, после чего можно начинать движение. Если необходимо срочно начать движение, то агрегат нужно прогреть минимум до 40 градусов. До полного прогревания нельзя превышать скорость в 40 км/ч и обороты двигателя должны быть в пределах 2000 об/мин, а также избегать резких ускорений и торможений [3, с. 23].
При использовании АКПП зимой необходимо соблюдать несколько правил. Если надо войти в поворот, а на дорогах гололед, маневр выполняется на пониженной скорости. Либо нужно нажать на тормоз перед поворотом, либо необходимо включить более низкую передачу на Типтронике, если речь идет о ручном управлении.
Правильная эксплуатация и обслуживание АКПП является залогом правильной и долгой работы коробки. Если выполнять основные требования, то проблем при эксплуатации не будет. И тогда миф о ненадёжности АКПП будет развеян.