Главная
АИ #19 (201)
Статьи журнала АИ #19 (201)
Проблемы правового регулирования искусственного интеллекта в банковской деятельн...

Проблемы правового регулирования искусственного интеллекта в банковской деятельности

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

искусственные интеллект
банки
цифровизация банковской деятельности
банковская система

Аннотация статьи

В статье рассматриваются существующие нормативно-правовые акты, регулирующие использование искусственного интеллекта банковскими организациями, а также возможные риски и проблемы, связанные с данным процессом.

Текст статьи

За последнее время искусственный интеллект всё чаще используется в банковском секторе. С точки зрения права, искусственный интеллект – это компьютерная программа, действующая в интересах принципала, в том числе при заключении сделок [4, с. 45]. Тем не менее искусственный интеллект, не имея правосубъектности, не может самостоятельно нести юридическую ответственность за свои действия.

Руководители финансовых учреждений всё чаще используют искусственный интеллект, тем самым стимулирую значительные инвестиции в данную технологию. Использование искусственного интеллекта считается важным преимуществом в финансовой отрасли как на текущем этапе, так и в будущем [6, с. 103].

Искусственный интеллект используется не только в банковском секторе, но также и в других сферах. Одна из них кредитование. Здесь он особенно востребован, в связи с чем перед ним ставятся задачи, решение которых позволит усовершенствовать и оптимизировать процесс заключения кредитных договоров, а также их исполнение.

Фактически, искусственный интеллект – это компьютерные процессы, работающие в соответствии с достаточно сложными алгоритмами и способные принимать решения, аналогично с теми, которые мог бы принять сам человек [10, с. 63].

Искусственным интеллектом осуществляется функция, которая также считается наиболее востребованной банками – это сбор данных о клиентах банка. Благодаря ему получается систематизировать огромное количество информации, которая может быть использована в своей коммерческой деятельности. Е. Д. Бутенко отмечал, что выгодность использования искусственного интеллекта состоит в том, что сбор данных на прекращается и в то же время база становится больше, тем самым подтверждая эффективную работу системы [2, с. 232].

Благодаря технологиям искусственного интеллекта банки получают доступ к компьютерным инструментам для создания обширных баз данных. Это позволяет банкам собирать информацию о предпочтениях клиентов, их удовлетворенности банковскими услугами и прогнозировать их ожидания относительно новых финансовых продуктов и технологий.

Цифровая экономика имеет не только положительные стороны, но и риски, связанные с автоматизацией и роботизацией. Среди них киберугрозы, использование и анализ данных о людях для контроля над их действиями и решениями, а также риск безработицы из-за устаревания некоторых профессий. Важно определить модель регулирования искусственного интеллекта при создании правовой базы в этой области. Стоит отметить, что важным элементом в создании правовой базы в данной сфере является определение модели регулирования технологий искусственного интеллекта. На основании выше указанной стратегии можно сказать, что Россия выбрала модель при которой полностью отсутствует нормативно-правовое регулирование и специализированно регламентирующих финансовые технологии искусственного интеллекта.

В области искусственного интеллекта в банковской сфере Сбербанк уже в 2020 году использовал ИИ для принятия 100% розничных кредитных решений и оформления 95% из них автоматически, без участия человека. Таким образом, применение ИИ при заключении и выполнении кредитных соглашений становится ключевым направлением банковского кредитования, позволяя ускорить эти процессы [4, с. 45].

Что касается полностью автоматизированных процессов, например составления типовых заявлений о взыскании долгов, в Сбербанке это выполняется самостоятельно, и требуется только администратор-человек для контроля за процессом и выполнения служебных обязанностей персоналом [3, с. 128].

В юридической науке уже длительное время происходят дискуссии относительно определения искусственного интеллекта и его юридического статуса. Некоторые авторы предлагают отказаться от идеи наделять искусственный интеллект способностью быть субъектом права. Споры о том, можно ли признать искусственный интеллект субъектом права, придают острый характер этому вопросу. Некоторые исследователи высказывают мнение, что в случае, если технологии продолжат развиваться в ожидаемом направлении, можно будет рассматривать технику как разумного, похожего на человека робота, что потребует изменений в законодательстве для учета роли подобных систем в обществе [5, с. 588; 9, с. 202]. Их мнение заключается в том, что юридический статус электронной системы с элементами искусственного интеллекта и автономного устройства должен различаться. Они считают, что последнюю можно считать полноценным участником цифрового общества без сомнений, однако со смещением, что такой статус предполагает различные варианты прав и ответственности. Вывод учёных состоит в том, что системы с искусственным интеллектом должны иметь определенный юридический статус, который будет зависеть от функционала и других аспектов каждой конкретной системы.

Для того чтобы минимизировать всевозможные риски, а также в связи с распространением искусственного интеллекта, становится актуальным вопрос регулирования со стороны банковского права. Например, осуществление тестирования технологии применения искусственного интеллекта в банковской деятельности в режиме так называемой «регуляторной песочницы», которая представляет собой экспериментальный правовой режим [7, с.186]. Данным режимом будет предусматриваться установление дополнительного ограничения обработки данных, который будет отличаться от общего регулирования.

Кроме того, представляет особый интерес использования искусственного интеллекта в целях взаимодействия с третьим лицом для того, чтобы осуществить возврат задолженности. Было установлено, что клиент при общении с роботом-коллектором не подозревал, что телефонный разговор происходит не с работником банка, а с компьютерной программой, которая обладает признаками искусственного интеллекта, при этом программа выдаётся себя клиенту как человека. Компьютерная программа способна задавать вопросы, отвечать на поступающие вопросы, способна воспринимать и обрабатывать человеческую речь. Однако, данный метод взаимодействия с клиентами не может относиться ни к одному из способов согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [1], так например частью 1 статьи 4 данного закона не предусмотрено подобного рода взаимодействия с клиентом, однако его следует расценивать как иное средство взаимодействия которое может быть возможным только при заключении письменного соглашения между должником и кредитором и (или) иным лицом действующим в его интересах, что предусмотрено частью 2 статьи 4 данного закона.

Несмотря на положительные стороны использования искусственного интеллекта стоит также отметить и такую проблему как дискриминация и нарушение прав человека. Проблема заключается в том, что решение о предоставлении кредита принимается или отклоняется на основе алгоритмов. Однако если разработчик создаёт некорректный алгоритм намеренно или случайно, возможна дискриминация по таким признакам, как пол, раса, национальность и так далее [8, с. 164]. Другая проблема связана с защитой персональных данных, так как объём информации, необходимый для эффективной работы искусственного интеллекта, вызывает опасения относительно сохранности данных и их конфиденциальности. Утечка этих данных значительно увеличивает риск мошенничества.

В заключении хочется отметить, что проблемы правового регулирования искусственного интеллекта в банковской сфере связаны с необходимостью модернизации действующего законодательства и формирования новых подходов к контролю и надзору в этой области. Сложности возникают из-за сложности интеграции технологий ИИ в бизнес-процессы, проблем машинного обучения, отсутствия квалифицированных кадров и правовых ограничений. Однако развитие финансовых технологий и искусственного интеллекта открывает новые перспективы для повышения эффективности, автоматизации, цифровизации и управления рисками в банковской сфере.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Часть I). ст. 4163.
  2. Бутенко Е.Д. Искусственный интеллект в банках сегодня: опыт и перспективы Дайджестфинансы. 2020. Т. 25. № 2 (254). С. 230-242.
  3. Гаврилин А.В., Филатов А.А. Юнит искусственного интеллекта как субъект права: целесообразность и перспективы развития идеи в контексте цифрового банкинга // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11 (165). С. 127-131.
  4. Камалян В.М. Использование искусственного интеллекта при заключении и исполнении кредитного договора // Юридическая наука. 2021. № 6. С. 45-49.
  5. Крысанова Н.В. Правовые вопросы искусственного интеллекта // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1. С. 586-589.
  6. Мусханова, Х.Ж. Влияние инновационных технологий на эффективность банковской деятельности в условиях цифровизации / Х. Ж. Мусханова // Молодежь, наука, инновации: Сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 15 ноября 2020 года. – Грозный: АЛЕФ, 2020. – С. 101-104.
  7. Незнамов А.В. Правовые аспекты внедрения технологий искусственного интеллекта в финансовой сфере // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2020. Т. 15. № 5. С. 185-202.
  8. Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие, 2-е издание, обновленное и дополненное – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет. 2022. – 275 c.
  9. Шестак В.А., Волеводзс А.Г. Современные потребности правового обеспечения искусственного интеллекта: взгляд из России // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 2. С. 197-206.
  10. Шитов, В.Н., Юртаева, А.И. Применение искусственного интеллекта в банковских технологиях. В сборнике: Проблемы и перспективы экономических отношений предприятий авиационного кластера. – Ульяновск: УлГТУ. 2023. С. 63-66.

Поделиться

1003

Новиков А. В. Проблемы правового регулирования искусственного интеллекта в банковской деятельности // Актуальные исследования. 2024. №19 (201). Ч.II.С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/9207-problemy-pravovogo-regulirovaniya-iskusstvennogo-intellekta-v-bankovskoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января