Главная
АИ #20 (202)
Статьи журнала АИ #20 (202)
Проблемы международного усыновления в Российской Федерации

Проблемы международного усыновления в Российской Федерации

Автор(-ы):

Терентьева Евгения Николаевна

12 мая 2024

Секция

Социология

Ключевые слова

международное частное право
международное усыновление
иностранные граждане
семейное законодательство
права ребенка

Аннотация статьи

Статья посвящена актуальным проблемам в сфере международного усыновления детей, имеющих российское гражданство, иностранными гражданами. Несмотря на перманентное совершенствование отечественного законодательства в области международного усыновления, в нем, тем не менее, остаются недочеты и пробелы. В данной работе будут рассмотрены основные проблемные моменты.

Текст статьи

В современное время не редкость случаев усыновления детей Российской Федерации иностранцами. Но при проведении данной процедуры возникают разные проблемы.

Согласно ст. 124 Семейного кодекса РФ усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 СК РФ (при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, религию, культуру, язык. Что касается усыновления детей иностранцами. Статей, касающихся усыновления детей иностранцами, в СК РФ всего четыре – п. 4 ст. 124, п. 2 ст. 126, п. 4 ст. 127, ст. 165 [5].

Вопрос усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства регулируется п. 4 ст. 124 СК РФ. Изменялся этот пункт в редакции Федеральных законов от 27.06.1998 № 94-ФЗ, от 28.12.2004 № 185-ФЗ.

Согласно ст. 4 ст. 123 СК РФ, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства возможно только в случаях, если нельзя передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, которые постоянно здесь проживают, или родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. При соблюдении вышеперечисленных условий дети могут быть переданы в семью по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 СК РФ.

Как следует из п. 2 ст. 126 ГК РФ, учет иностранных граждан и лиц без гражданства, которые решили усыновить российских детей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 СК РФ).

Пунктом 4 ст. 127 СК РФ определено общее требование о подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, которое осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

К тому же иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть показаны документы о прохождении надлежащей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, которые будут соответствовать программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Однако, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые хотят усыновить ребенка, не прошли необходимую подготовку на территории своего государства, где они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке п. 4 ст. 127 СК РФ.

При этом, нормативы программы, а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме определяют самостоятельно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Определено, что общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70 % академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование)).

Также нормы ст. 165 СК РФ регулируют указанные взаимоотношения.

Указывается, что усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

При усыновлении на территории РФ иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином РФ, должны быть соблюдены требования статей 124 – 126, статьи 127 (за исключением абзаца восьмого пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 – 133 СК РФ с учетом норм международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

Таким образом, законодательство достаточно коротко регулирует усыновление иностранцами российских детей.

Президиумом Верховного Суда РФ вопрос о международном усыновлении подробно рассматривался, 23.05.2012 был утвержден «Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации», где суд анализирует данный вопрос.

При изучении судебной практики по делам, связанным с усыновлением детей иностранными гражданами, то следует отметить, что некоторые судебные акты показывают недостаточное регулирование данного вопроса и на законодательном, и на правоприменительном уровнях.

Для примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2008 № 33-Г08-1 по конкретному делу, когда иностранным гражданам, семейной паре Ю. и А., судом было отказано в удовлетворении заявления об удочерении несовершеннолетней Я. в связи с тем, что имелось действующее решение иностранного суда, которое должно учитываться при оценке личности усыновителя Ю. При этом представитель опекуна ребенка – детского дома дала согласие на удочерение девочки супругами Ю. и А. Представитель органа опеки и попечительства полагала, что данное удочерение отвечает интересам Я [4].

Некоторые отказы в усыновлении связаны с тем, что органы опеки и попечительства не принимают первоочередных мер для устройства ребенка в семью в России. Например, Новоорловский областной суд отказал в удовлетворении заявления гражданки США об усыновлении ребенка, причиной явилось отсутствие мер по устройству ребенка гражданам Российской Федерации.

Дополнительно стоит заострить внимание на создании и формировании государственного банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, который регулируется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [6].

Этот вопрос связан с тем, что статья 124 СК РФ закрепляет принцип приоритета российских граждан перед иностранными гражданами в усыновлении несовершеннолетних детей. В соответствии с пунктом 4 данной нормы усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства разрешается, если нет возможности отдать усыновляемых детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этих детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников; истекли шесть месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Большая часть дел, связанных с отказом в усыновлении детей, связана с нарушением требований ст. 124 СК РФ и несоблюдением порядка и сроков, установленных вышеуказанными ФЗ № 44-ФЗ и Постановлением № 217.

К тому же ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется статьей 5.36. КоАП РФ, в ч. 1 которой указано наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Если же ответственные лица укрывает детей от передачи на воспитание в семью, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 тысяч до 3 000 рублей (ч. 2 чт. 5.36. КоАП РФ).

Также ст. 5.37. КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные действия по усыновлению ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью в виде установления административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц – от 4 000 до 5 000 рублей.

Указанные выше статьи КОАП РФ подвергались редакции 22.06.2007, не изменялись.

Также можно отметить, что согласно статье 154 УК РФ, незаконные действия влекут уголовную ответственность в виде штрафа в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Вывод

Таким образом, из анализа проблем международного усыновления российских детей иностранцами, видно, что существует необходимость в более подробном законодательном регулировании данного вопроса, в более полных разъяснениях правоприменительной практики, в совершенствовании методов воздействия на должностных лиц, ответственных за усыновление, в ужесточении административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка усыновления.

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.).
  2. Минеева И.Н., Панфилов М.А. Проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2014. № 1.
  3. Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 № 37205) // «Российская газета», № 105, 19.05.2015г.
  4.  Пятов, Р.В. Проблемы реализации иностранцами и лицами без гражданства своих прав и свобод / Р.В. Пятов.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
  6. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Поделиться

333

Терентьева Е. Н. Проблемы международного усыновления в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2024. №20 (202). Ч.II.С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/9238-problemy-mezhdunarodnogo-usynovleniya-v-rossijskoj-federacii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля