В современных условиях возрастает роль образования, т.к. образование – мощный фактор, который способствует изменению и развитию не только отдельного человека, но и общества в целом. Поэтому поиск новых образовательных технологий становится актуальной проблемой [1, с. 107].
Актуальность внедрения модульного обучения в современный образовательный процесс не подвергается сомнению.
Содержание модульного обучения представлено обычно в виде информационных блоков, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель модуля содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый обучаемый получает от педагога советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. [3].
Одной из главных целей модульного обучения является создание условий для самостоятельной работы учеников по освоению новой темы. Преподаватель играет роль консультанта.
Модуль состоит из следующих компонентов:
- точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
- банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ, текстов;
- методическое руководство по изучению материала (достижению целей);
- практические занятия по формированию необходимых умений;
- комплекс оборудования, инструментов, материалов;
- диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле [4, с. 274].
Целью нашего исследования стала разработка занятий по внеурочной деятельности «КаМелот» для обучающихся в возрасте 12-14 лет в системе модульного обучения.
Для достижения цели нами была разработана программа по внеурочной деятельности на 32 часа, включающая в себя изготовление украшений в различных техниках, декорирование изделий бусинами и тканью, выставку работ.
Целью программы является методическая разработка занятий по внеурочной деятельности в системе модульного обучения. Разработаны следующие блоки-модули:
«Удивительный материал-проволока»;
«От простого к сложному»;
«Творим прекрасное», включающие в себя технологические карты, электронные приложения (рис. 1, 2), конспекты уроков, интерактивные игры (рис. 3, 4).
Рис. 1. Модуль «Удивительный материал-проволока»
Рис. 2. Материал модуля «Профессия вальцовщик»
Рис. 3. Фрагмент игры «блиц-опрос»
В электронное приложение включены вопросы и задания на проверку пройденного материала, а также ссылки на внешние источники.
Рис. 4. Задание на закрепление материала
Разработанный материал может найти применение при проведении занятий по внеурочной деятельности по проволокоплетению в образовательных учреждениях.