Корпоративное мошенничество – это разноплановое понятие в сфере современных финансов и предпринимательства и на раннем этапе дать нормативно-правовую характеристику очень сложно. Опираясь на сущностные свойства и экономическую природу, можно сформулировать следующее определение.
Корпоративное мошенничество – это умышленное, продуманное неправомерное действие сотрудников компании, связанное непосредственно с их должностным положением и обязанностями, направленное на получение личной выгоды и удовлетворения собственных интересов, вопреки интересам компании, путём воздействия на финансово-хозяйственную деятельность, хищение её активов, несанкционированное использование преимуществ на рынке [1].
Основными причинами корпоративного мошенничества в РФ являются: агентский конфликт между собственником и топ-менеджментом, желание мажоритарного акционера лишить миноритарных их долей прибыли, введение в заблуждение банков и инвесторов путём искажения финансовой отчётности и растраты средств с целью присвоения кредитов инвестиций. А также финансовые проблемы сотрудников, «семейные обстоятельства», плохая организация, отсутствие экономической службы безопасности предприятия.
Ежегодно как России, так и во всем мире возрастает количество корпоративных преступлений. Мошенники разрабатывают различные схемы и применяют их на практике. Это коррупция, картельные сговоры, незаконное присвоение активов, манипулирование финансовой отчетностью, кибермошенничество, махинации при осуществлении подрядных работ и другие.
Коррупция – одна из достаточно серьёзных угроз для развития компании и экономики страны в целом. Причинами распространения коррупции в России являются: насаждение обществу новый чуждых ценностей (культ индивидуализма и личное обогащение); несовершенство законодательной системы; монополизация экономики в условиях олигархического капитализма, конфликт интересов между компаниями (а также акционерами, которые распределяют прибыль) и представителей менеджмента различных уровней, которые, будучи непосредственно вовлечены в процесс «зарабатывания» доходов, сами в их распределений не участвуют [2, с. 44].
К наиболее распространённым преступлениям коррупционной направленности относится дача взятки (ст. 209 УК РФ), получение взятки (ст. 291 УК РФ), совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ), злоупотребление и превышение должностными полномочиями.
Одним из видов корпоративного мошенничества остается незаконное присвоение активов (86% случаев). Это кража активов хозяйствующего субъекта, которое может быть совершено различными способами, включая присвоение финансовых поступлений, кражу активов или побуждение организации платить за товары или услуги, которые не были получены.
Картельный сговор – это отстранение компаний-конкурентов от участия в торгах путем подкупа их руководства или подкупа организаторов торгов. Цель данных действий проста: устранить конкуренцию и получить выгодный заказ от государств. Чаще всего эта схема применяется в строительной отрасли [3].
Манипулирование финансовой отчетностью это практика изменения финансовой отчетности компании с целью представления ложной картины ее финансового состояния. Российские компании теряют огромные суммы денег из-за подделки финансовой отчетности.
Киберпреступность становится одной из наиболее серьёзных проблем современного российского общества, наносящей огромный урон российской экономике и благосостоянию граждан [4, с. 553-561].
В современном цифровом мире организации стали часто подвергаться атакам хакеров и киберпреступников. Это компьютерные взломы, воровство личных данных сотрудников и клиентов, кража интеллектуальной собственности.
Легкой жертвой киберпреступности являются предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ). Такие предприятия в силу малого бюджета, отсутствия квалифицированных кадров, пробелов в познаниях сотрудников не могут на должном уровне обеспечить качественную информационную безопасность.
Одной из основных форм корпоративного мошенничества является фальсификация документов. Злоумышленники создают поддельные контракты, счета или другие документы, чтобы получить необоснованную прибыль или обмануть партнеров, что влечет репутационные риски для компании.
Потери от корпоративного мошенничества не только финансовые. Так, компания рискует утратить налаженные деловые связи, испортить репутацию, снизить темпы собственного развития. Кроме того, фирмы, замешанные в корпоративном мошенничестве, становятся менее конкурнетно- и кредитоспособными, их инвестиционная привлекательность стремится к нулю.
Бороться с корпоративным мошенничеством не просто. Можно выделить четыре этапа работы по данному направлению:
- Проведение профилактических мероприятий. В их числе – установление четкого перечня полномочий сотрудников, ограничение доступа некоторых работников и третьих лиц к коммерческой тайне, принятие соответствующих локальных актов и т. д. Можно установить и технические средства контроля, например видеокамеры (однако об этом необходимо обязательно уведомить сотрудника).
- Выявление случаев корпоративного мошенничества. Руководству следует обратить внимание на поведение своих сотрудников, также необходимо отслеживать появление судебных решений в отношении организации по базам судебных решений в открытом доступе. Если кто-либо из них активно склоняет руководство к заключению контракта с определенным контрагентом, владеет ценным имуществом, явно не соответствующим уровню его зарплаты, следует насторожиться.
- Если факт противозаконной деятельности был выявлен, необходимо обратиться с заявлением о совершении преступления в правоохранительные органы в целях возбуждения уголовного дела и производства следствия. На данной стадии идет сбор данных, их анализ, опрос свидетелей, выстраивание рабочей гипотезы.
- Принятие решение о наказании нарушителей. Если действия сотрудника не нанесли ущерба компании, он может «отделаться» дисциплинарным взысканием. Если ущерб есть, необходимо передать информацию в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности.
Многие компании, желая предотвратить корпоративное мошенничество, учреждают так называемые комплаенс-отделы. В этих отделах работают, как правило, обычные юристы, программисты и бухгалтеры. Разрабатывается комплаенс-программа – комплекс мер, направленных на предотвращение коррупционных проявлений. Реализация такой программы позволяет компаниям не только защитить себя от возможных рисков, но и повысить свой имидж в глазах клиентов, партнеров и государственных органов.
Одним из ключевых моментов при борьбе с корпоративным мошенничеством является создание культуры честности и ответственности внутри организации. Это можно достичь через проведение тренингов, обучения сотрудников компании, создание эффективной системы внутреннего контроля и аудита, а также через стимулирование честного поведения и наказание за мошеннические действия.
Важным аспектом борьбы с корпоративным мошенничеством является создание внутреннего комитета по борьбе с мошенничеством. Это позволит усилить контроль, проводить анализ мошеннических действий, разрабатывать новые меры для их предотвращения и борьбы с ними. В целом, борьба с корпоративным мошенничеством является сложной и многогранной проблемой, которая требует скоординированных усилий со стороны всех заинтересованных сторон – компаний, правительства, общественности. Только совместными усилиями можно снизить уровень корпоративного мошенничества в России и создать благоприятные условия для развития бизнеса и экономики в целом.
Подытоживая вышеизложенное, стоит сказать, что, ограничивая сотрудников путем повышения эффективности методов выявления (у работников будет отсутствовать возможность совершения преступления, поскольку пресекать эти желания будут постоянный контроль и анализ деятельности) и системы наказаний (то есть, у сотрудника сформируется понимание о неотвратимости наказания, будь то привлечение к уголовной ответственности или на корпоративном уровне), борьба, в рамках деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятия, с корпоративным мошенничеством станет более эффективной.