На современном этапе развития Российского общества, когда стоит задача сохранения и оздоровления нации, особое значение приобретает не столько реализация медицинских мероприятий, сколько создание социально и личностно ориентированной среды, способствующей формированию позитивного отношения к своему здоровью у участников образовательного процесса.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Здоровый образ жизни ‒ категория общего понятия «образ жизни», включающая благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, которые позволяют сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.
Понятие «отношение к здоровому образу жизни» является сложным и комплексным и включает в себя несколько компонентов: когнитивный (идеи, мнения, убеждения, знания), мотивационный (установки, ценности, мотивы, потребности), деятельностно-практический (действия и деятельность). Отношение к здоровому образу жизни является одним из важнейших компонентов системы ценностей человека. Как здесь ни вспомнить слова Бернарда Шоу: «Здоровое тело – продукт здорового рассудка».
До сегодняшнего дня в среде педагогов имеют место неоднозначные подходы к здоровому образу жизни как в плане понимания сущности, структуры, взаимовлияния, так и процесса его формирования. Большинство из них находятся в позиции по отношению к собственному здоровью - «Важно, нужно, некогда».
Если педагог будет компетентен в вопросе сохранения и укрепления профессионального здоровья, то он изменит собственное отношение к своему здоровью через личностную и профессиональную позицию педагога, что будет положительно воздействовать на физическое и психологическое здоровье дошкольника.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения физического, психического и социального здоровья педагогов в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. Т. Дикая, Л. В. Мохнач, Н. А. Аминов и др. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога (воспитателя), его роли в образовательном процессе детей. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Данная педагогическая разработка, психофизический тренинг «Здоровый педагог – залог успешной работы ДОУ», направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия, что необходимо в профессиональной деятельности педагогов. Предлагаемый тренинг нацелен на гармонизацию внутреннего мира педагогов, ослабление их психической напряженности и повышение эмоциональной устойчивости, профилактики физического здоровья педагогических работников.
Совместный психофизический тренинг педагога – психолога и инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ «Здоровый педагог – залог успешной работы ДОУ»
Цель: укрепление психоэмоционального и физического здоровья сотрудников ДОУ, формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания.
Задачи:
- снятие психоэмоционального напряжения и физической усталости;
- формирование положительного психологического настроя в коллективе, навыков самопознания и эмоциональной саморегуляции;
- развитие позитивного мышления педагогов;
- способствование формированию навыков здорового образа жизни;
- создание благоприятной атмосферы для работы, позитивной и комфортной обстановки для сплочения коллектива.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ.
Время проведения: 45 минут.
Условия проведения: музыкальный или спортивный зал.
Оборудование: музыкальная колонка, подборка музыкальных композиций, два обруча, два фитбола, поднос, на котором располагаются емкость с фасолью, подушечка с травой, музыкальный СД-диск, султанчик, шишка, цветик-семицветик, массажный мяч, воздушный шарик, карточка с изображением кинезиологического упражнения.
Ход тренинга:
Приветствие
Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на нашем совместном мероприятии! Представители педагогической профессии считают свою работу интеллектуально и эмоционально напряженной, связанной со значительными физическими и психическими нагрузками.
Инструктор: Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищами? А вот многие из нас не задумываются, каким сокровищем мы владеем с рождения. Это наше бесценное здоровье! Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни.
Психолог: Говорят – «Здоровье – это еще не все. Но без него все остальное – ничто». А оно у нас бывает не только физическим, но и психическим. Поэтому мы пригласили вас принять участие в нашем психофизическом тренинге и усовершенствовать своё физическое и интеллектуально – эмоциональное здоровье!
Инструктор: Мы надеемся, что после тренинга у вас будет не только крепкое здоровье, но и отличное настроение. Итак, мы начинаем.
Разминка «Те, кто…»
Психолог: Уважаемые, педагоги, предлагаю выполнить небольшую разминку.
Педагог-психолог произносит фразы, а педагоги выполняют движения. Примерный перечень фраз:
Помашите правой рукой те, кто умеет управлять автомобилем.
Помашите левой рукой те, у кого есть сыночки и дочки.
Помашите двумя руками те, кто любит слушать музыку.
Пожмите соседу справа руку те, кто хоть иногда делает зарядку.
Встаньте те, кто умеет танцевать, петь, рисовать, рассказывать сказки.
Поднимите правую руку те, кто считает себя хорошей хозяйкой.
А теперь улыбнитесь и похлопайте те, у кого хорошее настроение.
Инструктор: Замечательно! Настроение наше улучшилось, а теперь несколько упражнений для поддержания нашего физического состояния.
Общеразвивающие упражнения «По кругу»
«Вправо-влево голова» И. п: основная стойка, руки на поясе. Выполнение: 1–4 круговые вращения головой вправо, тоже влево. Повторить по 2 раза в каждую сторону.
«Вперёд-назад плечами» И. п: тоже, руки внизу. Выполнение: 1–4 круговые вращения плечами вперед, тоже назад. Повторить по 2 раза.
«Локти» И. п: основная стойка, руки к плечам. Выполнение: 1–4 круговые вращения локтями вперед, тоже назад. Повторить по 2 раза.
«Руки-вправо, руки-влево» И. п. основная стойка, руки вниз, пальцы соединены в замок. Выполнение: 1–4 круговые вращения рук вправо, тоже влево. Повторить по 2 раза в каждую сторону.
«Туловище» И. п: основная стойка, руки на поясе. Выполнение: 1–4 круговые вращения туловищем вправо, тоже влево. Повторить по 2 раза в каждую сторону.
«Колени» И. п: тоже. Выполнение: 1–4 на полуприседе круговые вращения коленями вправо, тоже влево. Повторить по 2 раза в каждую сторону.
«Рисуем круги» И. п: тоже. Выполнение: 1–4 «рисовать» круг носком правой ноги, 5–8 –носком левой ноги. Повторить по 2 раза каждой ногой.
Ритмическая гимнастика «Танец отдельных частей тела»
Инструктор: После разминки всех частей тела, мы предлагаем использовать свое тело более активно.
Звучит музыка. Участники стоят в кругу. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен: (песня «Я Кукарача» – танец мимики; А. Пугачева «Голова» – танец головы; танец «Ламбада» – танец туловища; танец «Канкан» – танец ног; гр. Вирус «Ручки» – танец рук; танец всех частей тела (любая зажигательная музыка).
Массаж в кругу: «В сказочном лесу»
Психолог: Мы неплохо разогрелись! И теперь приступаем к самой приятной части нашей встречи – массажу. Встаньте, пожалуйста, друг за другом по кругу, положив руки на спину впередистоящей коллеге. (Психолог произносит текст, показывая движения массажа спины тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют движения за психологом, выполняя массаж друг другу).
В далеком сказочном лесу есть длинная дорога (поглаживание от нижней части спины, длинными, движениями вверх, а затем вдоль плеч – «Т»).
В конце – высокая сосна, под нею есть берлога (растирающим круговым движением массируется спина).
В берлоге той медведь живет, он очень любит кушать мед («Медвежья походка» - ладони с обеих сторон позвоночника, от нижней части спины, начинаем движения, имитируя шаги медведя, слегка надавливая на спину проксимальной (мягкой) поверхностью ладони).
Полезный мед, и вкусный мед, ему он пользу принесет (круговыми движениями гладят бока спины).
(Повторить 2 раза)
Инструктор: Ну, что мы расслабились, отдохнули. Пора приступить к серьезной тренировке. Давайте разделимся на 2 команды и проведем эстафетные соревнования.
Эстафета «Быстрый фитбол»
Участники перестраиваются в 2 колонны. У капитана в руках фитбол. Под музыку фитбол передается от капитана над головой в конец колонны. Последний участник бежит с фитболом вперед и снова передает его и т. д. Выигрывает та команда, чей капитан первым прибежит на свое место.
Эстафета «Веселый обруч»
Участники каждой команды стоят в шеренге, взявшись за руки. У капитанов в руках по одному большому обручу. Необходимо пролезть в обруч от первого до последнего участника, не разрывая рук. Тоже, в обратном направлении. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.
Испытание «Волшебный поднос»
Психолог: Настало время прокачать свое интеллектуальное здоровье. Уважаемые участники, перед Вами разложены на подносах разные предметы. Вам нужно подумать и сказать, какой вид оздоровления отражает каждый предмет.
Цветик-семицветик (цветотерапия).
Массажный мяч (оздоровительная гимнастика, массаж рук, стоп).
Султанчик (общеразвивающие упражнения, дыхательная гимнастика).
Фасоль (развитие мелкой моторики рук).
Подушечка с травой (фитотерапия).
СД-диск (музыкотерапия).
Шишка (пальчиковая гимнастика, игровой массаж).
Шарик (дыхательная гимнастика).
Хоровод «Мы теперь с тобой друзья»
Психолог: Наш тренинг подходит к завершению, и мы предлагаем вам встать в дружный хоровод.
Психолог и инструктор находятся внутри круга и выбирают по одному педагогу:
– Это ты! (хлопок в ладоши)
– Это я! (хлопок друг с другом)
– Мы теперь с тобой друзья! (кружение «бараночка»).
Затем вчетвером подходят к другим педагогам и повторяют движения. Игра продолжается до тех пор, пока все участники тренинга не поучаствуют в хороводе.
Психолог: Не забывайте: работа – всего лишь часть нашей жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
Инструктор: Будьте здоровы! Всем спасибо за участие!