Главная
АИ #20 (202)
Статьи журнала АИ #20 (202)
Правовое регулирование заключения, изменения и расторжения контракта в сфере гос...

Правовое регулирование заключения, изменения и расторжения контракта в сфере государственных закупок

Автор(-ы):

Толошная Алла Юрьевна

13 мая 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

государственные закупки
контракт
заключение
изменение
расторжение
правовое регулирование

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются правовые аспекты заключения, изменения и расторжения контрактов в сфере государственных закупок. Анализируются основные нормативные акты, регулирующие данные процессы, а также обсуждаются проблемные вопросы и пути их решения.

Текст статьи

Государственные закупки являются неотъемлемой частью экономической деятельности государства, обеспечивающей функционирование государственных органов и предоставление общественных услуг. В связи с этим, важное значение имеет правовое регулирование отношений, возникающих в процессе заключения, изменения и расторжения контрактов в сфере государственных закупок.

1. Заключение контракта

Заключение контракта в сфере государственных закупок регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке и заявкой победителя закупки [1].

Для электронных закупок действует единый порядок, согласно которому стороны заключают контракт по результатам закупки, вне зависимости от способа закупки. Сроки, в которые нужно заключить контракт, одинаковы для электронных конкурса и аукциона, для запроса котировок сроки короче. При закупке у единственного поставщика сроки зависят от того, когда внесли закупку в план-график [2]. Порядок и сроки заключения контракта прописаны в статье 51 Закона № 44-ФЗ и представлены в следующей таблице.

Таблица 1

Порядок заключения контракта

Сроки заключения контракта

Аукцион и конкурс

Запрос котировок

Заказчик размещает в Единой информационной системе (далее - ЕИС) проект контракта без подписи2 рабочих дня после даты размещения итогового протокола закупки или раньше1 рабочий день, следующий за днем, когда заказчик разместил итоговый протокол в ЕИС
Победитель закупки подписывает проект контракта5 рабочих дней после даты, когда заказчик разместил проект контракта, или раньше1 рабочий день после даты, когда заказчик разместил проект контракта
Заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС2 рабочих дня после даты, когда победитель подписал контракт, но не раньше 10 календарных дней с даты, когда заказчик опубликовал в ЕИС итоговый протокол1 рабочий день после даты, когда победитель подписал контракт. Но не раньше 2 рабочих дней после даты, когда заказчик разместил в ЕИС итоговый протокол

Закупка у единственного поставщика

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком

Через 1 календарный день после того, как внесли изменения в план-график.

Есть исключение. Если закупка осуществляется по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, изменения в план-график вносите не позднее календарного дня, когда заключен контракт

Контракт с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем заключается в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Порядок заключения контракта определяется заказчиком самостоятельно. При закупке у единственного поставщика извещение в ЕИС публиковать не нужно (часть 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ). Под исключение попадает электронная малая закупка, предусмотренная частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, для которой формирование извещения в ЕИС является обязательным условием.

В двух случаях необходимо согласовать закупку с Федеральной антимонопольной службой:

  • не состоялась закрытая закупка (пункт 24 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • не состоялся открытый конкурс, открытый аукцион или запрос котировок (пункт 25 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

В четырех случаях необходимо направить в контрольный орган в сфере закупок уведомление о том, что контракт заключен с единственным поставщиком:

  • закупка продукции у органа исполнительной власти, государственного учреждения или унитарного предприятия, либо акционерного общества, 100 процентов акций которого принадлежит России (пункт 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупка товаров, работ или услуг для ликвидации последствий аварии и чрезвычайной ситуации (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупка услуг по лечению гражданина РФ за рубежом, если контракт заключает федеральный орган исполнительной власти (пункт 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупка транспортных услуг для воинских перевозок (пункт 50 часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в контрольный орган в сфере закупок необходимо отправить уведомление вместе с копией контракта и обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком. Срок уведомления – не позднее одного рабочего дня, который следует за датой заключения контракта.

По результатам проведения закрытого конкурса и аукциона заказчик направляет победителю два экземпляра проекта контракта в течение трех рабочих дней с даты, когда подписали протокол. Копию протокола необходимо направить в Федеральную антимонопольную службу не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания.

Победитель обязан подписать и вернуть оба экземпляра проекта контракта в сроки, предусмотренные документацией. Заказчик подписывает документ с учетом крайнего срока (часть 14 статьи 73 Закона № 44-ФЗ) [24].

Независимо от способа закупки заказчику необходимо соблюдать следующие правила:

  • заказчик подписывает контракт только после получения обеспечения – денежный залог или независимая гарантия, если данное обеспечение предусмотрено условиями извещения (часть 4 статьи 96 Закона № 44-ФЗ);
  • заказчик возвращает обеспечение заявки, если предусмотрел его в извещении (часть 16 статьи 44 Закона № 44-ФЗ);
  • заказчик вносит сведения в реестр контрактов. Срок – пять рабочих дней с даты, когда заключили контракт в бумажной форме и три рабочих дня, если контракт заключен через ЕИС (часть 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ) [31].

С 1 апреля 2024 года у заказчиков появилась новая обязанность – заключение цифровых контрактов в ЕИС. В цифровой контракт информация последовательно подтягивается из ранее сформированных документов автоматически. Все сведения, которые неверно или недостаточно четко сформированы заказчиком в структурированном техническом задании, в сведениях о заказчике или поставщике станут частью контракта [28, с. 16-21].

В решении Псковского УФАС от 03.11.2023 г. № 060/06/48-461/2023 рассмотрена следующая ситуация. Заказчик допустил две ошибки: первую - когда формировал извещение о закупке и вторую - когда направил проект контракта участнику.

Из-за технической ошибки в региональной системе заказчик не смог разместить в ЕИС закупку с конкретной характеристикой товара, поэтому в извещении установил характеристики согласно позиции Каталога товаров, работ, услуг 32.50.13.110-00004568 «Градуированный объем шприца > 2 и < 3». При этом в прикрепленном файле «Описание объекта закупки» конкретную характеристику менять не стал. В результате в извещении и в прикрепленном файле образовалось разночтение.

Таблица 2

Характеристика в извещенииХарактеристика в прикрепленном файле «Описание объекта закупки»

Градуированный объем шприца:

> 2 и < 3 кубических сантиметра;^миллилитр

Градуированный объем шприца:

2 кубический сантиметр;^миллилитр

Участник закупки в поданной заявке в структурированном виде указал объем градуированного объема шприца > 2 и < 3, так как по инструкции нужно было указать диапазон значений. Заказчик заявку допустил, участника признал победителем. Процедура перешла на этап заключения контракта.

В спецификации к проекту контракта, направленному на подпись победителю, заказчик указал:

Таблица 3

Наименование медицинских изделий, страна происхожденияХарактеристики товара (в соответствии с заявкой участника)

Шприц общего назначения.

Страна происхождения: Российская Федерация

Градуированный объем шприца: 2 кубический сантиметр;^миллилитр

Согласно решению Псковского УФАС заказчик в адрес победителя направил проект контракта не на условиях, представленных в структурированной заявке. Заказчик нарушил часть 1 статьи 34, подпункт «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ. Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях [3].

Контролеры выявили в действиях заказчика нарушения Закона № 44-ФЗ, но не выдали предписание по двум причинам: нарушения не повлекли иных результатов торгов и товар отвечал потребности заказчика [19].

Поскольку заказчик выбрал способ заключения контракта «в прикрепленном файле», у него не возникло трудностей с последующим его исполнением. При заключении контракта в структурированном виде исправить подобную будет возможно только посредством заключения сторонами дополнительного соглашения.

Заказчику не стоило спешить с публикацией извещений. Если закупка срочная, лучше рассмотреть вариант закупки у единственного поставщика и заключить контракт на тот объем, которого будет достаточно, чтобы провести конкурентную процедуру. После решения всех технических вопросов можно объявить конкурентную закупку в плановом порядке с исключением разночтений в извещении и в прикрепленных к извещению документах [30].

Возможна и другая ситуация, когда поставщик не подпишет направленный заказчиком контракт в установленный Законом № 44-ФЗ срок.

Такого победителя закупки заказчик обязан признать уклонившимся от заключения контракта и направьте сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП). При этом заказчик заключает контракт с участником закупки, который предложил лучшие после победителя условия и не отозвал заявку. Второй и последующие участники в таком случае обязаны заключить контракт, иначе и их придется признать уклонившимся. В случае, если никто не подпишет контракт, заказчику придется провести новую закупку (часть 7 статьи 51 Закона № 44-ФЗ).

Например, по окончании срока подачи заявок на участие электронном запросе котировок на поставку кондиционеров бытовых для нужд ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер», извещение от 29.01.2024г. № 0307200015924000042, была подана только одна заявка на участие в закупке.

Протокол подведения итогов определения поставщика размещен в ЕИС 05.02.2024 г., 06.02.2024 г. заказчик сформировал и разместил в ЕИС проект контракта.

В регламентированный для подписания проекта контракта срок (до 07.02.2024 г.) подписанный проект контракта, а также документ в подтверждение предоставления обеспечения исполнения контракта поставщиком на электронной площадке и в единой информационной системе не размещены [22].

Заказчиком 08.02.2024 г. сформирован и размещен в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.

Поставщиком направлено пояснение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, рассматривающее обращение заказчика. В пояснении поставщик сообщил, что в подтверждение намерения заключить и исполнить контракт направил в адрес заказчика представителя для определения объемов работ по монтажу кондиционеров, то есть осуществил действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. Заказчик подтвердил данный факт.

По результатам рассмотрения дела комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми не включила единственного участника закупки в РНП, а закупка завершилась без заключения контракта [20].

Из вышеприведенных примеров следует, что процедура заключения контрактов сложный и в должной степени урегулированный процесс, который все же зависит от человеческого фактора, как со стороны заказчика, так и поставщика.

Переход системы государственных закупок на цифровую платформу, в том числе заключение контрактов в структурированном виде, помогут свести к минимуму рассматриваемый субъективный человеческий фактор, поскольку оптимизация закупок будет происходить полностью в автоматическом режиме.

2. Изменение контракта

Изменение контракта возможно в двух случаях: при заключении и при исполнении. Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

При заключении контракта заказчик вправе по согласованию с участником закупки увеличить количество товара. При этом необходимо соблюдать два условия (пункт 2 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ):

  • количество товара увеличиваете на сумму, которая не больше разницы между начальной (максимальной) ценой контракта и ценой контракта, которую предложил участник закупки;
  • цена единицы товара не должна превышать цену, которую рассчитывают по формуле: цена единицы = цена контракта в заявке разделена на количество товара в извещении.

Внесение изменений в контракт при его заключении возможно только, когда выбран победитель аукциона или конкурса. При заключении контракта по результатам проведенного запроса котировок увеличить количество товара нельзя (пункт 4 части 6 статьи 50 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, данную норму нельзя применять и при закупке с неопределенным объемом (пункт 2 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ) [26].

Для каждого случая изменения контракта при его исполнении Законом № 44-ФЗ предусмотрено свое основание. Полный, но не исчерпывающий, список оснований указан в части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Рассмотрим их подробнее.

1) Предмет контракта. Это обязательства, которые должен выполнить поставщик. Например, поставить хозяйственные товары, выполнить ремонт отделения или оказать услуги по проведению лабораторных исследований.

По общим правилам изменение такого существенного условия контракта, как предмет, при его исполнении не допускается. Но в некоторых контрактах предмет меняют – если есть решение правительства, высшего исполнительного органа власти в регионе или местной администрации. Это исключение касается контрактов (пункты 2–4 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, пункт 1 Постановления Правительства от 19.12.2013 г. № 1186 [6]):

  • для федеральных нужд – на срок от 3 лет и с ценой от 10 млрд рублей;
  • для региональных нужд – на срок от 3 лет и с ценой от 1 млрд рублей;
  • для муниципальных нужд – на срок от 1 года и с ценой от 500 млн рублей.

2) Характеристики товаров, работ, услуг. Стороны могут изменить это существенное условие контракта по 44-ФЗ на другие позиции с улучшенными характеристиками, но при этом не меняя предмет контракта. Есть исключение: закупки по национальному режиму (часть 6 статьи 14 Закона № 44-ФЗ). К примеру, стороны могут поменять страну-изготовителя, если в результате поставят товар с улучшенными характеристиками. Но если для товара предусмотрены условия допуска, страну происхождения можно изменить только на государство ЕАЭС (пункт 1.7 Приказа от 04.06.2018 № 126н [8]).

3) Цена контракта. Заказчики включают в проект контракта условие о твердой цене, которая действует весь срок его исполнения (часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ). А в случаях, когда контракт предусматривает поэтапное исполнение, цену прописывают для каждого этапа.

Закон № 44-ФЗ позволяет корректировать цену контракта при следующих условиях, не исключая иные основания:

  • Снижение цены контракта без изменения количества закупаемого товара, объема работ или услуг, их качества и иных параметров (подпункт 1.1 части 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ). Например, когда необходимо выровнять копейки в структурированном контракте и поставщик готов ради этого на незначительное снижение.
  • Корректировка цены из-за изменения тарифов, которые регулирует государство (пункт 5 части 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ). Например, если комитет по тарифам выпустил новое распоряжение с тарифами на электроэнергию и цены там выше прежних.
  • Снижение цены сделки и изменение объемов заказа из-за уменьшения финансирования заказчика (пункт 6 части 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ). Например, если бюджет уменьшили в течение года, когда заказчик уже разместил закупку и ее не отменить [32]).

4) Количество товара, объем работ и услуг. Заказчик определяет, сколько товаров, какой объем работ или услуг ему надо получить в результате сделки. Количественные показатели прописывают в соответствии с единицей измерения, которую установил заказчик.

Заказчику и поставщику доступно изменение существенных условий контракта в части количества товаров. Изменить количество поставки по своей инициативе можно только в пределах 10%.

Согласно анализу заключенных дополнительных соглашений в ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» (г. Сыктывкар), данное основание для заключения дополнительных соглашений к контрактам заказчика является наиболее востребованным среди иных рассматриваемых оснований. Так, например, в последний месяц исполнения контракта заказчик наиболее точно понимает, корректно ли рассчитана его потребность в количестве закупленного товара. В случае, если заказчику будет недостаточно указанного в контракте количества, он может заключить дополнительное соглашение к контракту и увеличить количество в пределах 10% от общего количества товара, предусмотренного спецификацией контракта.

В контрактах на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов до 31.12.2024 г. по предложению заказчика можно увеличить или уменьшить количество товаров в пределах 30% (часть 65.2 статьи 112 Закона № 44-ФЗ). А если увеличили количество товаров, то можно изменить и цену, но не более чем на 30%. При уменьшении товаров цену также определяют пропорционально.

Если контракт соответствует критериям пункта 1 Постановления Правительства от 19.12.2013 г. № 1186 и у заказчика есть решение правительства или местных органов власти, можно увеличить количество товара больше чем на 10% (пункты 2–4 части 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ).

5) Срок оплаты по контракту. По общему правилу срок оплаты составляет не больше 7 рабочих дней с даты подписания документов о приемке этапа или всего контракта. Но есть ряд исключений, предусмотренный частью 13.1 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ.

Это существенное условие можно изменить, если контракт по Закону № 44-ФЗ:

  • Отвечает критериям из п. 1 Постановления Правительства от 19.12.2013 г. № 1186. Это те же условия, что и для изменения предмета контракта. В таком случае контракт меняют по решению правительства, региональной или местной власти (пункты 2–4 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).
  • Заключен с единственным поставщиком по пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (пункт 10 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, письма Минфина РФ от 01.10.2020 г. № 24-03-08/86086, от 20.12.2019 г. № 24-03-07/99997, от 19.12.2019 г. № 24-03-07/99602 [9, 10, 11].).
  • Заключен с единственным поставщиком по пунктам 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 части 1 статьи 93 Закона № 44. Изменение существенных условий контракта по этому основанию допускается до 31.12.2024 г. (часть 65.3 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).

6) Иные принципиальные условия сделки:

  • Порядок и сроки приемки товаров, работ, услуг. Это обязательное условие позволяет проверить результат проведенной закупки - по количеству и комплектности поставки, каким способом будет проводиться приемка, в какой срок надо подписать документы и какие действия должен совершить поставщик (часть 13 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ).
  • Обеспечение исполнения контракта. Если в извещении есть требование об обеспечении исполнения контракта, то среди обязательных должно быть условие о предоставлении такого обеспечения (статьи 34, 37, 96 Закона № 44-ФЗ).
  • Ответственность сторон. В контракт необходимо включить условие об ответственности заказчика и поставщика за нарушения договорных обязательств (части 4–6, 7–9 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).
  • Срок исполнения контракта. Срок исполнения исчисляют днями, неделями или месяцами. Продолжительность определяется на основании объекта закупки и сроков исполнения основных обязательств по контракту.

Изменение срока исполнения контракта возможно, когда учреждению уменьшили финансирование или, к примеру, когда срок исполнения изменили по решению властей. А срок исполнения отдельных этапов можно менять только в рамках предусмотренного срока исполнения контракта (пункт 12 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

До 01.01.2025 г. доступно изменение любых существенных условий контракта, если его невозможно исполнить по обстоятельствам, не зависящим от заказчика и поставщика. К примеру, допускается изменение существенных условий федерального контракта по части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, который невозможно исполнить из-за мобилизации (пункт 1 Постановления Правительства от 15.10.2022 № 1838 [7]).

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ допускается по соглашению сторон. Но для многих оснований понадобится еще и решение правительства или органов власти. Когда заказчик получит такое решение на руки, стороны смогут изменить контракт.

На практике есть лишь один способ, как изменить существенные условия контракта: заключить дополнительное соглашение с заказчиком. Обычно дополнительное соглашение готовит поставщик: указывает в нем, какие сведения меняются и на каком основании. Также необходимо прописать, что остальные положения контракта при этом не изменились.

Дополнительное соглашение составляется в двух экземплярах. Если стороны согласны с новыми условиями, дополнительное соглашение подписывают уполномоченные представители поставщика и заказчика [27].

За необоснованное изменение существенных условий контракта грозит штраф. Любое изменение существенных условий контракта, которое не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, является нарушением. Должностному лицу придется заплатить 20 000 рублей, организации – 200 000 рублей (часть 4 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях [3]).

3. Расторжение контракта

Расторжение контракта в сфере государственных закупок может быть произведено в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Согласно части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта до его полного исполнения возможно по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.

3.1. Соглашение сторон

Расторжение контракта по соглашению сторон возможно, если у заказчика и контрагента нет претензий. Например, расторжение контракта возможно, если:

  • контрагент не в состоянии исполнить обязательства по обстоятельствам, которые от него не зависят.
  • у заказчика больше нет потребности в продукции, а контрагент готов расторгнуть контракт без возмещения материального ущерба [13].
  • исполнить контракт невозможно из-за форс-мажорных обстоятельств.

Основания, по которым стороны вправе расторгнуть контракт по соглашению, в Законе № 44-ФЗ не прописано, поэтому необходимо руководствоваться статьей 451 ГК РФ [19].

3.2. Решение суда

Когда контрагент нарушил условия контракта и в значительной степени не выполнил обязательства, можно расторгнуть контракт через суд. В судебном порядке можно расторгнуть контракт и в случаях, когда другие основания для расторжения не подходят.

Обращаться в суд можно в двух случаях.

  • Первый – поставщик отказывается расторгнуть контракт по соглашению сторон.
  • Второй – нет оснований для одностороннего расторжения контракта.

Законодательством или контрактом могут быть предусмотрены и другие причины подать иск в суд.

Суд расторгнет контракт, только если контрагент существенно нарушил обязательства. То есть нарушение повлекло ущерб, который в значительной степени лишает заказчика того, на что он рассчитывал, когда заключал сделку. Например, заключили контракт на поставку товаров. Поставщик привез товар с недостатками, которые невозможно устранить в приемлемый для покупателя срок. Либо поставщик неоднократно нарушил сроки поставки. Это и есть существенные нарушения. Вывод следует из статьи 450 ГК РФ и пункта 2 статьи 523 ГК РФ.

Заказчик, как и контрагент, вправе расторгнуть сделку через суд, если вторая сторона контракта нарушит свои обязательства и откажется расторгнуть контракт по соглашению сторон [16, 17].

Расторжение контракта через суд осуществляется в следующем порядке:

  • Предложить контрагенту расторгнуть контракт по соглашению сторон. Только после этого можно направить иск в арбитражный суд. Правило установлено в пункте 2 статьи 452 ГК РФ.
  • Оплатить госпошлину в размере 6000 руб. Размер платы установлен в подпункте 2 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ [4].
  • Составить исковое заявление в суд и направить копию контрагенту заказным письмом с уведомлением о вручении. Вместе с иском отправить документы, которых нет у ответчика. Подать иск в арбитражный суд письменно или через сайт суда. Если подаете иск через интернет, подписать документ электронной подписью.
  • Внести сведения в реестр контрактов и направьте обращение в Федеральную антимонопольную службу для включения контрагента в РНП. Сделать это нужно в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий. Правило установлено в части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ [25].

3.3. Односторонний отказ от исполнения контракта

У заказчика есть как право (часть 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ), так и обязанность по (часть 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ) принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее – ООИК).

При принятии решения об ООИК заказчику важно соблюсти требование части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, согласно которой заказчик вправе принять решение об ООИК по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом [21]. На основании части 14 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о ООИК в соответствии с положениями частей 8–11, 13–19, 21–23 и 25 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе принять решение об ООИК в следующих случаях:

  • если поставлен некачественный товар с существенными недостатками (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
  • если поставщик не поставил товар или прислал уведомление/письмо о невозможности осуществления поставки (п. 1 ст. 463 ГК РФ);
  • если поставщик систематически, неоднократно нарушает сроки поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ);
  • если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 405 ГК РФ);
  • если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 ГК РФ) [18];
  • если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ) [12];
  • если подрядчик не приступил к выполнению работ вовремя и из фактических обстоятельств явно следует, что контракт не будет исполнен в соответствующие сроки (п. 2 ст. 715 ГК РФ).

Обязанность по ООИК возникает у заказчика в случаях, когда в ходе исполнения контракта установлено [15], что:

  • поставщик перестал соответствовать установленным в извещении о закупке требованиям к участникам закупки (кроме ситуации, когда в ходе исполнения контракта поставщик попал в РНП);
  • поставляемый товар перестал соответствовать установленным в извещении о закупке требованиям к поставляемому товару;
  • при проведении самой процедуры закупки будущий поставщик (исполнитель, подрядчик) предоставил недостоверные сведения о себе или поставляемом товаре и за счет этих сведений получил преимущества при определении победителя торгов.

С точки зрения правильного применения норм статьи 95 Закона № 44-ФЗ при принятии решения об ООИК заказчику важно не только соблюсти процедуру расторжения контракта в случае реализации права или же обязанности, но и выполнить определенную последовательность действий после расторжения контракта, который не был исполнен в полном объеме. В частности, нужно понимать, когда можно заключить контракт на невыполненный объем со вторым участником, а когда необходимо проводить новую закупочную процедуру.

Зачастую при возникновении проблем со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) на стадии исполнения контракта заказчики в целях сокращения времени на процедуры ООИК, срочного высвобождения и перераспределения лимитов, проведения новых процедур, во избежание судебных споров, рассмотрения жалоб в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы России принимают решение о расторжении контракта по соглашению сторон. Возникает вопрос, насколько правомерен такой подход при наличии вины поставщика (подрядчика, исполнителя).

Возможно ли расторгнуть контракт по соглашению сторон при наличии оснований для ООИК по инициативе заказчика? В письме Минфина России от 03.03.2023 № 24-06-06/17938 регулятор косвенно определяет возможности расторжения контракта по соглашению сторон и последствия такого расторжения [14].

В случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт может быть расторгнут по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. При этом в указанном случае необходимость заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон отсутствует.

Безусловно, можно возразить, что часть 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ допускает возможность заключения контракта со вторым участником и при расторжении контракта по соглашению сторон, но нужно иметь в виду следующее. Расторжение контракта по соглашению сторон с победителем закупки, то есть с лицом, предложившим наименьшую цену за исполнение контракта или наилучшие условия, и последующее заключение контракта со вторым участником, то есть с лицом, предложившим цену более высокую, нежели победитель, либо более худшие условия, может быть расценено контролирующими органами как нарушение принципа эффективного использования бюджетных средств, закрепленного в статье 34 БК РФ [5].

Поэтому заказчик должен понимать, что, используя указанную возможность, он принимает на себя определенные риски [29].

image.png

Рис. Количество подписанных ГУ РК "ККД" расторжений контрактов по соглашению сторон в 2020-2023 гг.

По результатам проведенного анализа количества подписанных ГУ РК «Клинический кардиологический диспансер» (г. Сыктывкар) расторжений контрактов в 2020–2023 гг. можно сделать вывод, что в 2023 году значительно снизились случаи растяжения заключенных заказчиком контрактов [23].

Можно предположить, что такая ситуация стала результатам введения санкционных мер западных стран в отношении российского бизнеса. В результате на рынке государственных закупок остались наиболее добросовестные поставщики, а заказчики стали более эффективно планировать собственный бюджет. К примеру, при том же совокупном годовом объеме закупок, что и в предыдущие годы, возросшем уровне цен на закупаемые товары, заказчики вынуждены покупать меньшее количество товаров по более высоким ценам.

Эффективное планирование и более тщательный отбор планируемых к закупке товаров привели более высокому уровню качественной составляющей государственных закупок. Приведенный пример можно уместить в одну бессмертную цитату немецкого филолога Фридриха Ницше: «Все, что нас не убивает - делает сильнее».

Заключение

Правовое регулирование заключения, изменения и расторжения контрактов в сфере государственных закупок является важным элементом обеспечения эффективности и прозрачности государственных закупок. Вместе с тем, на практике возникают проблемные вопросы, связанные с ненадлежащим исполнением контрактов, злоупотреблением правом на изменение и расторжение контрактов, а также с несовершенством правового регулирования.

Для решения данных проблем необходимо усовершенствовать действующее законодательство в сфере государственных закупок, а также обеспечить эффективное контрольно-надзорное функционирование органов контроля.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.
  6. Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 г. № 1186 «Об установлении размера цены контракта, предельного размера цены контракта, при которых или при превышении которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно».
  7. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2022 г. № 1838 «Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  8. Приказ Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  9. Письмо Минфина РФ от 01.10.2020 г. № 24-03-08/86086.
  10. Письмо Минфина РФ от 20.12.2019 г. № 24-03-07/99997.
  11. Письмо Минфина РФ от 19.12.2019 г. № 24-03-07/99602.
  12. Письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 18 февраля 2016 г. № 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об установлении в проекте контракта оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ».
  13. Письмо Минфина от 13.08.2020 г. № 24-03-08/71230.
  14. Письмо Минфина России от 3 марта 2023 г. № 24-06-06/17938 «О рассмотрении обращения».
  15. Информационное письмо Минфина России от 20.07.2022 г. № 24-01-06/6992.
  16. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.01.2021 № Ф10-5790/2020 по делу № А64-7910/2019.
  17. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.02.2021 по делу № А70-5099/2020.
  18. Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
  19. Решение Псковского УФАС от 03.11.2023 г. № 060/06/48-461/2023.
  20. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 15.02.2024г. № РНП-11-36 (реестровый номер записи органа контроля - 011/06/99-123/2024).
  21. Решение Московского областного УФАС России от 29.07.2022 г. № 050/06/105-26958/2022.
  22. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок: https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/checklist-information.html?reestrNumber=202400114406000112.
  23. Реестр контрактов // Официальный сайт Единой информационной системы: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/search/results.html.
  24. Антоновская К.В. Какие сроки закупок применять по 44-ФЗ: расчетчики и примеры // Официальный сайт справочной системы «Госзаказ»: https://1gzakaz.ru/#/document/16/146194/bssPhr203/?of=copy-984977da03.
  25. Баландина О. В каких случаях и как расторгнуть контракт по 44-ФЗ // Официальный сайт справочной системы «Госзаказ»: https://1gzakaz.ru/#/document/16/144849/bssPhr284/?of=copy-052f84c63b.
  26. Добрецов Г.Б. Изменение контракта при его заключении. Изменение контракта при его исполнении «без дополнительных оснований», изменение при невозможности исполнения // Официальный сайт Федеративной академии дополнительного образования: https://fado-dpo.ru/articles/goszakupki-stati/izmenenie-kontrakta-pri-ego-zaklyuchenii-izmenenie-kontrakta-pri-ego-ispolnenii-bez-dopolnitelnykh-o.
  27. Задорожнева А. Можно ли менять существенные условия контракта по 44‑ФЗ // Официальный сайт электронного журнала «СБИС»: https://sbis.ru/articles/tenders/izmenenie_sushchestvennyh_uslovij_kontrakta_44_fz.
  28. Купцова Н. Топ-6 вопросов заказчиков, которые уже попробовали заключить структурированный контракт // Официальный сайт электронного журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»: https://1gzakaz.ru/system/content/magviewer/192/43690/16/index.html. Выпуск № 3, март 2024 г.
  29. Милонаец О. Расторжение контракта: соглашение сторон или односторонний отказ от исполнения контракта? Риски, последствия для заказчиков и исполнителей по контракту // Официальный сайт электронного журнала «Прогосзаказ.рф»: https://xn--80alqgor.xn--80aahqcqybgko.xn--p1ai/rastorzhenie-kontrakta-soglashenie-storon-ili-odnostoronnij-otkaz-ot-ispolneniya-kontrakta-riski-posledstviya-dlya-zakazchikov-i-ispolnitelej-po-kontraktu/#footnote-5. Выпуск № 10, 2023 г.
  30. Тарасова Е.А. Как работать с цифровым контрактом // Официальный сайт справочной системы «Госзаказ»: https://1gzakaz.ru/#/document/16/146631/dfas2exsci/?of=copy-47c0246241.
  31. Федюкович М. В каком порядке заказчик и поставщик заключают контракт // Официальный сайт справочной системы «Госзаказ»: https://1gzakaz.ru/#/document/86/715977/bssPhr240/?of=copy-a05b443435.
  32. Челозерцева А. Как изменить цену контракта по 44‑ФЗ // Официальный сайт электронного журнала «СБИС»: https://sbis.ru/articles/tenders/izmenenie_kontrakta_44_fz.

Поделиться

397

Толошная А. Ю. Правовое регулирование заключения, изменения и расторжения контракта в сфере государственных закупок // Актуальные исследования. 2024. №20 (202). Ч.III.С. 55-65. URL: https://apni.ru/article/9254-pravovoe-regulirovanie-zaklyucheniya-izmeneniya-i-rastorzheniya-kontrakta-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля