Главная
Конференции
Роль образования, науки, технологий в модернизации государства и общества
Жизненные стратегии людей находящиеся в поиске работы: социологический аспект

Жизненные стратегии людей находящиеся в поиске работы: социологический аспект

Научный руководитель

Попов Евгений Александрович

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

жизненная стратегия
жизненная сила
поиск работы
социологическое знание
выпускники вуза

Аннотация статьи

Статья посвящена теоретической рефлексии относительно феномена жизненных стратегий. Рассмотрены ключевые компоненты жизненных стратегий, а также особенности выпускников вуза как ключевой целевой группы, которая перманентно ищет место работы.

Текст статьи

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы, связанные с жизненными стратегиями людей. В различных ситуациях индивиды применяют те или иные жизненные стратегии, которые отличаются в первую очередь по эффективности. В социально типичных ситуациях человек достаточно легко ориентируется, выбирает подходящие жизненные стратегии, руководствуясь здравым смыслом, и без особых проблем достигает выбранной цели. Естественно, состояние безработицы и поиска работы едва ли можно назвать социально-типичным для индивида, соответственно в таком случае жизненные стратегии избираются в случайном порядке, зачастую без опоры на рациональный компонент. Исследовательский интерес представляет не столько сам выбор жизненной стратегии, сколько форма жизненной стратегии, ведь фактически форма жизненной стратегии представляет собой отражение жизненной силы индивида в краткосрочной и среднесрочной перспективах.

Прежде всего отметим, что жизненные стратегии обладают определенными особенностями, которые свойственны только им. Во-первых, специфичность: выбор жизненной стратегии соответствует определенной специфике сложившейся ситуации. Речь идет о том, что сложившаяся ситуация обладает комплексом социальных характеристик, на которые индивид вынужден обращать свое внимание. Исходя из комплекса характеристик формируется сущностное положение дел, которое в дальнейшем и выступает основой выбора жизненной стратегии. Далее обратим внимание на тот факт, что жизненная стратегия в каждом отдельном случае уникальна, ведь совокупность феноменологических практик может быть схожей, но не полностью идентичной, ввиду чего сами жизненные стратегии будут несколько отличаться от схожих социальных субъектов. В-третьих, отметим, что жизненным стратегиям присуща социентальность, то есть ориентация на интересы и особенности той социальной группы, о которой идет речь в каждом отдельном случае. Например, специфика жизненных стратегий бедных людей заметно отличается от специфики жизненных стратегий обеспеченных людей даже в случае поиска работы. Если бедный человек будет искать любую работу и за любые деньги лишь бы как-то закрыть свои потребности и гештальты, то богатый человек будет искать такую работу, которая будет соответствовать его ожиданиям, а на меньшее такой индивид не согласится.

Итак, под жизненной стратегией в данном случае понимается совокупное конструирование реальности социального толка, а также собственной жизни путем последовательного создания будущего, определенных его элементов и ключевых форм, характеристик. Ввиду чего категория жизненной стратегии выступает несколько футуристичной, на самом же деле, она вполне конкретна и закреплена в существующей социальной реальности. Каждый человек на протяжении всей феноменологии своей деятельности руководствуется теми или иными жизненными стратегиями, которые им кажутся уместными, правильными, полезными, эвристически ценными и так далее. Ключевая особенность жизненной стратегии заключается в том, что индивид получает возможность не только планировать собственное будущее, но и критически оценивать текущее положение дел, а также, в полной мере, переосмысливать прошлое. Получается жизненная стратегия она имеет как футуристичный, так и ретроспективный характер. Такая универсальная категория влияет на всю сознательную жизнь индивида. Более того, выбор жизненной стратегии обусловлен наличием или отсутствием социального опыта у индивида, который он считает значимым, важным и ценным [1, с. 75-79].

Не всегда сформированная жизненная стратегия будет реалистична. Нередки случаи, когда представители современной молодежи слишком идеализируют положение дел на рынке труда, а также степень своей трудовой востребованности, ввиду чего возникают ложные образы окружающего мира, а, следовательно, и жизненные стратегии начинают приобретать эфемерный характер. Обратная ситуация будет наблюдаться в том случае, если в состоянии поиска работы оказался взрослый и состоявшийся человек. Именно при таком положении дел никаких идеализированных конструктов сознания, формирующих жизненную стратегию, возникать не будет, вероятнее всего будет четкая рефлексия относительно имеющегося опыта, а на основании этого опыта и будет сформирована жизненная стратегия.

Что касается жизненных стратегий индивидов, находящихся в поисках работы, то важно определить ключевые особенности. Во-первых, перечень таких особенностей в значительной степени будет зависеть от общего положения дел в стране, а также от того, как в материальном плане живет население, какого формата политика проводится в отношении населения, а также как проявляет себя традиции и менталитет. В некоторых регионах нашей стране вовсе могут быть определенные особенности поиска работы, связанные с традициями, национальными особенностями поиска работы и так далее. Тем не менее дефицит кадров несколько упрощает процедуру поиска работы, в результате чего индивиду просто найти новое место [2, с. 785-790]. Если говорить в целом, то особенности поиска работы предопределяются совокупность как объективных, так и субъективных параметров. При этом объективные параметры детерминируются экономическим, социальным, политическим и культурным формами детерминант, а вот субъективные параметры детерминируются исключительно совокупностью психологических и социальных особенностей граждан, которые находятся в поисках работы.

Конечно, значимыми и важными факторами при поиске работы оказываются величина заработной платы, географический компонент, ведь очень важно, насколько далеко от дома расположено рабочее место, а также иные детерминанты, связанные с наличием социальных гарантий, в частности, с социальным пакетом, положением дел в страте, к которой относится человек и так далее. Стоит обратить внимание также на степень стабильности компании, размер компании для трудоустройства, транспортную доступность, возраст соискателя, ведь чем моложе человек, тем большее количество должностей ему доступно, еще пока нет значимых ограничений по здоровью, если сравнивать с более возрастными коллегами [3, с. 22-26].

Выпускники вуза представляют собой достаточно неоднородную социальную группу, которая имеет ряд особенностей, обусловленных усвоенными знаниями и компетенциями, а также промежуточным социальным положением: человек уже не является студентом, но и, зачастую, не является сотрудником той или иной компании. Важной особенностью современного выпускника вуза является также бинарная классификация компетенций: с одной стороны, необходимы профессиональные знания и умения, а с другой стороны упор делается на наличие общекультурных компетенций, которые являются базовыми для человека, получившего высшее образование. Подготовка современного специалиста включает в себя не только приращение знаний и развитие умений, но и формирование личностных качеств, необходимые в повседневной деятельности.

Наличие социальной ответственности является важной чертой социальной группы выпускников вуза, поскольку культура социального бытия предопределяет наличие системы целеполагания и оформленную систему миропонимания у человека, которой он успешно пользуется в повседневной жизни. Особую роль такие компетенции будут играть при трудоустройстве на работу, поскольку дальнейшая самореализация индивида, осуществление его социальных запросов будет происходить именно на рабочем месте, а не в стенах университета, как это было раньше [4, с. 56-66].

Выпускник университета должен понимать значимость правового государства в жизни социума и, как следствие, должен соблюдать все имеющиеся права и обязанности, которые присуще гражданину РФ, и в рамках исполнения этих обязанностей уважительно относится к традициям своей страны ее историческому наследию. Практика показывает, что не все выпускники университета обладают такими компетенциями, некоторые уклоняются от выполнения своих обязанностей как гражданина РФ, в то же время большая часть выпускников активно реализуют данную компетенцию в рамках своей жизнедеятельности официально работая, получая белую заработную плату и даже в том случае, если выпускник только стремиться к получению такого места работы.

Важно отметить, что ключевой личностной характеристикой выпускника вуза будет не наличие общекультурных и профессиональных компетенций, а то, что выпускник должен быть интеллигентом в полном смысле этого слова, должен выступать образцом образованности и воспитанности, выпускник современного вуза оказывается человеком высокой культуры, а как следствие такой человек является честным, порядочным, исполнительным, духовно свободным, способным критически мыслить, уважать другого, иметь чувство собственного достоинства, понимать основные онтологические характеристики человеческой жизни [5, с. 16-22]. Знание основных фактов истории, наличие аргументированной точки зрения по тому или иному вопросу, умение использовать существующие средства информации, осуществлять поиск информации, стремление к творчеству в делах и новаторству, а также обостренное чувство справедливости, доброжелательность к людям – всё это черты интеллигентного человека и, как следствие, характеристика группы выпускников современного вуза.

Общими характеристиками социальной группы выпускников вуза выступают следующие социально-важные характеристики, а именно социальная активность, социальный оптимизм, гражданственность, законопослушность, высокий уровень ценностных ориентаций, высокая социальная и профессиональная мобильность, ориентация на достижение успеха, повышенная способность к адаптации в новых условиях, а также способность к сотрудничеству. Данные характеристики вытекают их характеристик отдельной личности выпускника вуза, что в свою очередь детерминировано теми компетенциями, которые получает человек в процессе обучения в высшем образовательном учреждении по соответствующим образовательным программам.

Таким образом, жизненные стратегии зависят от социального статуса индивида, особенностей социально-экономического характера, положения дел на рынке труда и совокупности иных параметров, которые в меньшей степени оказывают влияние на жизненные стратегии при поиске работы индивидом.

Список литературы

  1. Андреянова, Е.Л., Чипизубова В.Н. Трудовые и карьерные мотивации современной молодежи Иркутской области // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2021. № 53. С. 75-79.
  2. Бейлин, М.В. Прекарность как тип жизненной стратегии индивида / М.В. Бейлин, Н.А. Камбур // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество: ежегодник, Москва, 06–07 октября 2021 года. Том Выпуск 5. Часть 1. – Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2022. – С. 785-790.
  3. Бекурина, Ю.С. Философский анализ жизненных стратегий российской молодежи / Ю.С. Бекурина // Общество: философия, история, культура. – 2019. – № 2(58). – С. 22-26.
  4. Варшавская, Е.Я. Стратегии поиска работы выпускниками вузов: распространенность и эффективность // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 56-66.
  5. Деникин, А.В. Жизненные стратегии молодежи в современном социологическом дискурсе и массовой коммуникации / А.В. Деникин, З.Д. Деникина, А.С. Проскурина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2023. – № 4(108). – С. 16-22.

Поделиться

577

Золотовская М. И. Жизненные стратегии людей находящиеся в поиске работы: социологический аспект // Роль образования, науки, технологий в модернизации государства и общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 30-33. URL: https://apni.ru/article/9255-zhiznennye-strategii-lyudej-nahodyashiesya-v-poiske-raboty-sociologicheskij-aspekt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря