Введение
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (ФСВНГ РФ, Росгвардия) – государственная структура, созданная для обеспечения общественного порядка, защиты правопорядка и безопасности граждан, борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Личный состав Росгвардии представлен тремя категориями граждан: военнослужащие, лица, имеющие специальные звания полиции (сотрудники), и гражданский персонал. Учитывая существующие сложности с комплектованием, качественное и своевременное медицинское обслуживание представляется одним из важных механизмов удержания личного состава и сокращения некомплекта [1].
В данной статье рассмотрим актуальные проблемы, касающиеся медицинского обслуживания сотрудников ФСВНГ РФ, и предполагаемые пути их решения.
1. Анализ текущей ситуации в медицинском обслуживании сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
Главная отличительная черта медицинского обслуживания сотрудников ФСВНГ РФ от медицинского обслуживания гражданских лиц, не состоящих на службе в силовых структурах – отсутствие у первых возможности пользоваться полисом обязательного медицинского страхования. Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», поступление на службу в Росгвардию является основанием для приостановки действия полиса ОМС, поскольку такая служба законодателем сочтена приравненной к военной [9].
Сотрудники ФСВНГ РФ имеют право на медицинскую помощь в ведомственных медицинских учреждениях и в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения, с которыми заключен договор на предоставление медицинской помощи.
Амбулаторная медицинская помощь сотрудникам предоставляется в ведомственной поликлинике, стационарное лечение – в госпитале ФСВНГ РФ. Помимо стандартной возможности обратиться за медицинской помощью в случае заболевания, для сотрудников Росгвардии также предусмотрена такая обязательная ежегодная процедура, как профилактический медицинский осмотр [8], имеющая две разноплановые цели [2]. С одной стороны, профилактический осмотр призван выявить у сотрудников потенциальные проблемы со здоровьем на ранней стадии и проявляется как забота о благополучии личного состава. С другой стороны, в ходе профилактического осмотра проводятся мероприятия, результаты которых могут служить препятствием для продолжения службы сотрудником (например, химико-токсикологическое исследование), что представляет собой меру по защите безопасности самой структуры ФСВНГ РФ.
Еще одной мерой по охране здоровья сотрудников является заключенный Росгвардией государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации [7], предполагающий страховые выплаты в случаях, полученных в течение прохождения службы ранений, увечий или заболеваний.
Также сотрудникам ВС ФНГ РФ доступно санаторно-курортное лечение в ведомственных учреждениях здравоохранения [6].
Таким образом, медицинское обслуживание сотрудников ФСВНГ РФ представляет собой выстроенную систему, охватывающую все возможные жизненные ситуации и предоставляющую значительный спектр медицинских услуг[3].
2. Актуальные проблемы медицинского обслуживания сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и пути их решения
Несмотря на масштабность и внушительность системы медицинского обслуживания сотрудников Росгвардии, данная система не лишена некоторых проблем. Рассмотрим данный вопрос на примере г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В то время как система обязательного медицинского страхования стремится к максимальному удобству для граждан и скорости работы, презентуя все новые способы записи к специалисту (запись по телефону 122 Единой региональной информационно-справочной службы без ожидания, запись через портал «Здоровье Петербуржца») и совершенствуя учреждения здравоохранения, ведомственная «Поликлиника №1 Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области», лишена таких новшеств. Несомненно, возможность записи к врачу только при личном обращении легко объяснима необходимостью удостоверить личность пациента и подтвердить его принадлежность к структуре, однако нельзя отрицать значительную разницу в комфорте обращения за медицинской помощью.
Отдельно стоить отметить проблему транспортной доступности. Несмотря на нахождение поликлиники в самом центре Санкт-Петербурга, следует отметить, что дорога гражданских лиц, имеющих доступ к системе ОМС и обращающихся в поликлинику по месту жительства или фактического пребывания, занимает значительно меньшее время. К примеру, дорога из Калининского района г. Санкт-Петербурга (адрес – Суздальский пр., д. 109) занимает 58 минут на общественном транспорте, 17 из которых займут движение пешком. В то же время, до обслуживающего данный адрес Санкт-Петербургского ГБУЗ «Городская поликлиника № 86» дорога составит 18 минут пешком. Данный пример является среднестатистическим, в некоторых случаях учреждение здравоохранения еще более доступно, а ведомственное – еще более удалено. Кроме того, на данный момент Поликлиника № 1 ФКУЗ «МСЧ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области» находится в зоне платной парковки, что добавляет ограничения в вопрос транспортной доступности учреждения.
Что же касается возможности вызова врача на дом, ситуация также осложнена некоторыми обстоятельствами. Согласно официальному сайту Поликлиники № 1 «Районы выездов медицинского персонала ограничен техническими возможностями поликлиники (автотранспортом) и наличием персонала» [5], что фактически означает невозможность для некоторых сотрудников вызвать врача на дом и необходимость обращаться за медицинской помощью лично, несмотря на самочувствие и состояние здоровья.
Следующая особенность медицинского обслуживания сотрудников ФСВНГ РФ – необходимость согласования требуемого лечения в случаях получения его не в ведомственных учреждениях, что в свою очередь связано не с желанием самого сотрудника получить медицинскую помощь в сторонней организации, а с невозможностью ведомственных учреждений такую помощь предоставить (например, ведение беременности и родоразрешение у сотрудников женского пола). Процедура согласования затягивает возможность обращения за медицинской помощью, а в некоторых случаях скорейшее обращение является критически важным.
Немаловажной деталью представляется также тесная взаимосвязь между результатами медицинских обследований, профилактических осмотров, перенесенных заболеваний и т. п. и возможностью продолжения службы сотрудником. Очевидно, что в рядах личного состава должны находиться только годные по состоянию здоровья сотрудники, а нарушение данного постулата грозит серьезными последствиями как для самой структуры (ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, угроза общественной безопасности), так и для сотрудника (ухудшение состояния здоровья вследствие не обращения за медицинской помощью). Однако указанная связь между медицинскими заключениями и продолжением службы зачастую толкает сотрудников обратиться в частные учреждения здравоохранения, документы которых не будут влиять на прохождение службы.
Вне всякого сомнения, существующие ограничения в доступе к медицинской помощи у сотрудников ФСВНГ РФ оправданы закрытостью структуры, необходимостью удостоверения личности сотрудника при обращении и прямой зависимостью прохождения службы от состояния здоровья.
В то же время, вопрос транспортной доступности может быть решен путем рассмотрения вопроса о заключении договоров с несколькими бюджетными учреждениями здравоохранения в районах города.
Заключение
Медицинское обслуживание сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации имеет свои особенности в сравнении с широким доступом к системе здравоохранения у граждан, имеющих полис обязательного медицинского страхования.
Существующие сложности напрямую влияют на удовлетворенность службой сотрудников и, как следствие, на укомплектованность личного состава. Решение части перечисленных нами в данной статье проблем дает возможность положительного влияния на указанные процессы.