Главная
АИ #20 (202)
Статьи журнала АИ #20 (202)
Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры, пробуждение по...

Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры, пробуждение познавательного интереса к городу через работу с семьёй

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

семья
воспитание
нравственность
культура
традиции
образование
патриотизм
Санкт-Петербург
педагогика
культурные ценности
семейные прогулки
познавательные мероприятия

Аннотация статьи

В статье рассматривается основополагающее влияние семьи на личность ребёнка в мировоззренческом, нравственном и психологическом аспектах.

Текст статьи

Основополагающее влияние семьи на личность ребенка в ее мировоззренческих, нравственных, психологических и других важных аспектах не нуждается в доказательствах.

Семья… есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Об исключительной роли семьи в воспитании подрастающего поколения говорил и известный советский педагог В. Я. Титаренко: «Переживание ребенком уже в раннем возрасте своей причастности к семье, к своему дому служит хорошей школой патриотического воспитания».

Среди многочисленных функций семьи необходимо выделить воспитательную, как основу, без полноценной реализации которой все остальные функции не имеют смысла. Воспитание – это процесс создания нравственной и духовной основы человека, которая формируется, прежде всего, в семье. Именно семья закладывает с детства не только правила поведения, что является внешним мерилом воспитанности, но и дает ту духовно-нравственную основу, которая позволяет человеку безошибочно отличать проявления добра и зла, любить добро, желать и быть готовым творить добро. Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и педагогов (воспитателей). Родителей тоже надо воспитывать. И основной целью воспитания родителей является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.

На основании социокультурного подхода к организации и развитию системы образования (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, В.С. Собкин, И.Д. Фрумин, А.М. Цирульников и др.) мы выделяем особую важность в работе с семьей формирование патриотических чувств, любви к Санкт-Петербургу, к его истории, культуре, краеведенью.

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал.

Педагогам и родителям необходимо организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое могло бы стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения. 

Мы считаем необходимым знакомить детей с культурным наследием Санкт-Петербурга через погружения ребенка в его культурное пространство и проживание значимых событий в форме познавательных прогулок-квестов с педагогом, семьей, сверстниками в игровой интересной и доступной для дошкольников и школьников форме. Мы разработали и проводим в течение учебного года познавательные игровые прогулки выходного дня. Ребята не только увлекательно и интересно знакомятся с достопримечательностями города, но приобретают опыт совместного проведения досуга с семьей, родители проявляют больший интерес и инициативу в организации экскурсий, походов, прогулок с детьми. Это становится для них их семейной традицией.

Тематика наших познавательных прогулок разнообразна и зависит как от времени года («Золотая осень» в Летнем саду (октябрь), «Красавица Нева просыпается от зимнего сна» – Стрелка Васильевского острова (апрель), так и от значимых событий и праздников в городе (Новый год – Дворцовая площадь (декабрь). Ребята знакомятся с историей, традицией праздника, водят хоровод возле главной елки города. В феврале мы посещаем Казанский собор и говорим о славе Русских воинов. Ко дню города ребята знакомятся с памятниками Петру I на Сенатской площади и у Адмиралтейства. Сравнивают их, мы говорим о личности царя основателя Санкт-Петербурга.

Темы прогулок нам подсказывают и ребята и родители. Например, путешествие в забытую Знаменку или на экотропу «Лукоморье». Проект наш открыт, развивается и дополнятся новыми участниками, событиями и мероприятиями.

Пример прогулки-квеста 

Игровая экскурсия для детей от 6 до 10 лет.

Дворцовая площадь.

1. Арка

Ребята мы с вами пришли в самое интересное и важное место нашего города. 

– Давайте сделаем сердечко,

– Мы с вами очутились в самом сердце Петербурга.

– Внимательно смотрите по сторонам и особенно вверх, если увидите что-то интересное подпрыгните.

– Посмотрите, как украшена арка, что вы видите? (скульптуры, воинские доспехи, фигуры воинов и летящие гении славы…)

– Ника – богиня победы крылатая.

Над аркой штаба найдёшь эту статую (Найдите Нику, сколько коней в колеснице Нике?)

Построимся полукругом, руки в середине вверх арка.

Раньше здесь располагались разные министерства, сейчас в здании располагается филиал музея Эрмитаж. Два крыла здания Главного штаба связаны триумфальной аркой. Два корпуса, соединённые аркой, охватывают пространство площади, придают её облику торжественность и монументальность. На крыше арки установлена скульптурная композиция «Колесница Славы» Чтобы узнать высоту скульптуры «Богиня Славы», надо пройти волшебную дорожку.

2. Площадь

– Что такое площадь? Чем отличается от поля, луга?

– Луг в самом центре города. Все началось с того, как 5 ноября 1704 года была заложена Адмиралтейская верфь, служившая ещё и крепостью. По законам военного времени предполагалось часть территории оставить незастроенной для расположения артиллерии в случае нападения неприятеля. После того как Адмиралтейство перестало быть крепостью, незанятый луг приспособили под склады, потом открыли Морской рынок, но большая часть его заросла травой и получила название Адмиралтейский луг. Это и было первым названием Дворцовой площади. Отсюда пошла её история.

Дворцовой площадью начали именовать с 1766 года. Имя было дано по расположенному рядом Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь.

– Ребята как называют главную площадь нашей страны. Где она расположена?

Многим, даже отечественным туристам, кажется, что самая большая площадь в России – это Красная площадь в Москве. Однако не совсем так. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге простирается на 5 гектаров, и она в 2 раза больше столичной Красной площади. 

Но и Дворцовая площадь не самая большая в нашей стране. Для справки, самой большой площадью не только в России, но и в Европе, признана площадь Куйбышева в Самаре в 17,4 га.

Что проводят на площади? (народные гуляния, собрания, световые шоу, парады)

Игра «Аты баты…»

3. Александровская колонна.

Построена в честь победы над Наполеоном. Архитектор – Огюст Монферран. (вес колонны 700 тонн) 47 м. высота.

Колонна задумывалась Николаем I, как грандиозный памятник брату Александру, получившему после победы над Наполеоном титул Благословенного, и скульптор Борис Орловский, работая над фигурой бронзового ангела, установленного на капители монумента, придал ему черты императора.

Александрийская колонна превосходит по своим масштабам все зарубежные аналоги: она выше, чем Помпеева колонна в Александрии, колонны Антонина и Траяна в Риме и Вандомской колонны в Париже, прославляющей победы Наполеона.

Тысячи петербуржцев видели, что исполинская колонна была установлена без каких-либо дополнительных укреплений и держится только под тяжестью собственного веса. Поэтому новый памятник довольно долгое время вызывал у горожан настороженность и даже страх – люди опасались ходить мимо колонны, боясь, что она может упасть.

Городская легенда утверждает, что, дабы развеять эти страхи, Монферран взял за обыкновение каждое утро прогуливаться вокруг колонны со своей собачкой. Со временем его прогулки возымели действие, и петербуржцы перестали бояться Александровской колонны.

4. Хранитель города

Фигуру ангела, венчающего Александровскую колонну, рассмотрите подробнее на фото. Скульптура создана Борисом Орловским, это один из первых памятников в честь победы в войне 1812 года над французами. Ангел крестом придавил змея – тем самым принеся мир и покой уставшим после войны землям. Красивый памятник, верно?

Обсудите с ребенком настроение ангела – как думаете, о чем он думает? Его лицо и поза – какие?

Сосчитайте орлов, вокруг колонны.

5. Зимний дворец

На Дворцовой площади находится очень красивое здание – Зимний дворец.

Главный дворец российских императоров строился с 1754 по 1762 годы придворным архитектором, итальянцем по происхождению Б. Ф. Растрелли. Дворец создавался в распространенном тогда стиле барокко, которому были присущи пышность, величие, выраженная контрастность и торжественность.

Возводиться дворец начал при Елизавете Петровне, но до окончания строительства императрица не дожила и первой хозяйкой нового Зимнего оказалась Екатерина Вторая. Она же явилась инициатором создания картинной галереи и коллекций других произведений искусства, которые со временем образовали бесценные сокровища Эрмитажа. Впоследствии дворец превращается в постоянную резиденцию действующих императоров вплоть до Николая Второго, хотя тот больше любил Царскосельский Александровский дворец.

Здание украшено колоннами по фасадам и скульптурами и вазами на крыше. Что сейчас находится в здании Зимнего дворца, мы узнаем, когда решим ребус. Эрмитаж – один из самых крупнейших музеев мира. В нем более 1000 разных залов и 117лестниц.

6. Кис-кис-кис! Ой, простите, вы же на службе…

Первый проезд при выходе с площади на Миллионную улицу называется Черным. Здесь легко встретить котов – они гуляют между подвалами, где у каждого есть подстилка, еда, и конечно же свои обязанности, ведь все эрмитажные коты официально устроены в музей на работу! Сейчас по приказу директора котов в Эрмитаже не может быть больше 50, так что всех лишних пристраивают в хорошие руки, и даже дарят новым владельцам билет на бесплатное посещение выставочных залов на всю жизнь. 

Начиналась эта история с большой проблемы – полчища крыс угрожали разрушить Зимний дворец, прогрызая дыры в стенах и полах. Тогда Пётр I издал указ «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения». Сработала идея отлично! Крыс истребили, коты прижились и снова пригодились спустя 40 лет, когда Зимний дворец был перестроен и приспособлен под коллекцию живописи и других сокровищ Екатерины II. Она котов не любила, но бесценные полотна без них точно были бы съедены, поэтому императрица придала котам статус «охранников картинных галерей», разделила их на «надворных» и «комнатных», тем самым защитив свою коллекцию. Теперь мы можем ею любоваться, спасибо большое хвостатым стражам!

Придумайте, какую ещё работу могут выполнять котики в музее. Водить экскурсии? Полировать паркет, катаясь на брюшках? Позировать художникам, которые приходят по понедельникам – копировать и вдохновляться?

7. Атланты

Завершить прогулку предлагаем на Миллионной улице, где наше внимание сразу устремляется к ногам исполинов-атлантов, ноги сами несут нас к портику Нового Эрмитажа, а руки так и тянутся погладить им пальчики и загадать желание. Самые первые атланты были найдены в греческом храме Зевса на Сицилии, хотя известно, что в Древнем Египте также делали такие фигуры – совмещающие в себе функции украшения и поддержки части здания.

«Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже» – писал архитектор фон Кленце.

Лица достаточно суровы, но это и объяснимо – тяжело ведь! 

Попробуйте повторить позу атлантов, положив на плечи что-то, что есть под рукой. Рюкзак? Книгу? А пройтись так сможете? Придумайте, кто мог бы работать атлантом в разных подъездах, домах, зданиях. К примеру, в школе, в больнице, у вас дома.

8. Ёлка

По указу царя – Новый Год и ёлки

Санкт-Петербург был основан Петром I, оттуда и начнём наше новогоднее путешествие. Вдобавок, ещё и потому, что именно государь издал первый указ, согласно которому Новый год стал наступать в нашей стране – 1 января, как в Европе.

На Руси шёл 7208 год от сотворения мира. Начало нового года отмечали 1 сентября. Он имел название: "Первый день во году". В конце декабря 27-летний царь Пётр Алексеевич, вернувшийся из заграничного путешествия, где нагляделся на европейскую жизнь и загорелся желанием многое перенять у себя на Родине, издал указ: "впредь лета счислять" с 1 января 1700 года от рождения Иисуса Христа. 

С 1 по 7 января ночью на больших улицах и на свободных пространствах предписано было зажечь огни "из дров, или хвороста, или соломы", а также смоляные бочки. С тех пор, по указу царя, в канун Нового года перед каждым двором нужно было выставлять можжевеловые или сосновые ветки. Зажиточных петербуржцев обязывали наряжать хвойное дерево. А украшали их настоящими конфетами, орехами, фруктами и даже овощами. Хорошо, что не жареными курами и свиными окороками.

Игра «Сугроб-Яма-Снежинка»

– Как только я скажу: «Сугроб!», все поднимите руки вверх. Скажу «Яма!», все присядьте. Скажу: «Снежинка!», все, не опуская рук, изобразите ее. Вот и все! Запомнили? Начинаем игру! Сугроб! Яма! Снежинка! Сугроб!

Список литературы

  1. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993, № 1.
  2. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 1992 № 3-4. 
  3. Цирульников А. М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. СПб.: АОС, 2007.
  4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.
  5. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. – М.: Центр социологии образования РАО, 2002.

Поделиться

1079

Маер О. В., Глазунова С. Г., Есина В. Н. Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры, пробуждение познавательного интереса к городу через работу с семьёй // Актуальные исследования. 2024. №20 (202). Ч.III.С. 89-93. URL: https://apni.ru/article/9272-vospitanie-peterburzhca-v-luchshih-tradiciyah-peterburgskoj-kultury-probuzhdenie-poznavatelnogo-interesa-k-gorodu-cherez-rabotu-s-semyoj

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января