Главная
АИ #20 (202)
Статьи журнала АИ #20 (202)
Отграничение бандитизма от смежных составов преступления

Отграничение бандитизма от смежных составов преступления

Автор(-ы):

Гильмутдинов Алмаз Айдарович

14 мая 2024

Научный руководитель

Романова Галина Валерьевна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

право
уголовная ответственность
практика
правоприменение
отграничение
бандитизм

Аннотация статьи

В данной работе рассматривается проблема разграничения бандитизма и других преступлений, схожих с ним по объективной стороне.

Текст статьи

В практической деятельности часто возникают случаи, когда совершение иных преступлений имеет некоторое сходство с бандитизмом. Поэтому возникает необходимость проведения разграничения между составом бандитизма и составами других преступлений. Так, в силу некоторой внешней схожести действий, составляющих объективную сторону бандитизма, сопряженного с вооруженным нападением и применением насилия или угрозой его применения, возникает необходимость отграничить бандитизм от некоторых смежных составов, которые также посягают на неприкосновенность личности, её жизнь, здоровье и имущественные права. И, прежде всего, бандитизм следует отграничивать от создания преступного сообщества для совершения тяжких или особо тяжких преступлений [6, с. 188].

Итак, преступное сообщество характеризуется более высокой степенью организованности и сплоченности по сравнению с организованной группой, каковой является банда. Преступное сообщество имеет структурные подразделения, в качестве которых выступают конкретные организованные группы, руководители которых подчиняются общему руководителю данного сообщества в целом. Поскольку преступное сообщество предполагает объединение нескольких организованных преступных групп, то естественно, общее количество его участников намного превосходит тот количественный показатель в два или три человека, который необходим для признания наличия организованной группы - банды.

В таблице 1 представлены основные отличия преступного сообщества от банды [11, с. 274].

Таблица 1

Отграничение преступного сообщества от банды

 Преступное сообществоБанда

Объективная

сторона

1. Сплоченная организованная группа1. Организованная группа
2. Может не иметь оружия2. Всегда вооруженная группа
3. Объединение нескольких организованных групп3. Объединение группы лиц
4. Круг общественно опасных последствий шире4. Круг общественно опасных последствий более ограниченный
Субъективная сторона1. Цель - совершение убийств, разбоев, тяжких и особо тяжких преступлений1. Цель - нападение, может быть и не сопряжено с убийством
2. Умысел - прямой, заранее обдуманный и определенный2. Умысел - прямой, но может быть внезапно возникший и не конкретизированный
3. Объединяет в себе организованные группы, организаторов, руководителей и иных представителей организованных групп3. Состоит всегда из рядовых членов и руководителя (организаторов).

В отличие от преступного сообщества, банда – это всегда вооруженная устойчивая группа, в то время как преступное сообщество может не иметь ни одной единицы оружия, так как может создаваться для совершения таких преступлений, которые не требуют для их совершения непосредственного применения оружия, например, при совершении экономических преступлений [10].

Банда всегда организуется для совершения нападений, целью которых, как показывает судебно-следственная практика, является совершение преступных общественно опасных деяний, преследующих цель завладения чужим имуществом или даже совершения, в связи с этим убийств, изнасилований, то есть общественно опасные последствия бандитских нападений вписываются в понятие тяжкого или особо тяжкого преступления. Но при бандитизме круг таких общественно опасных последствий более ограниченный, чем при объединении организованных групп в преступное сообщество для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

Различия имеются и в субъективной стороне. Если преступное сообщество заранее создается именно с целью совершения убийств, разбоев и т. п. тяжких и особо тяжких преступлений, то при организации банды умысел её участников может быть и не направлен на совершение убийств или представляющих собой внешне разбойных нападений. Имея при себе оружие, члены банды могут как раз и не планировать его применение, и только конкретные обстоятельства совершения каждого конкретного нападения заставляют их это сделать. В момент подготовки бандитского нападения умысел виновных, направленный на завладение в результате совершенного нападения имуществом, может и не включать в себя совершение убийства. Оно происходит внезапно, при столкновении с сопротивлением потерпевшего, которого не устрашила, к примеру, угроза причинить ему какое-либо телесное повреждение или демонстрация оружия. Участники же преступного сообщества заранее планируют в деталях предстоящие преступления. Их психическое отношение к желаемым последствиям выступает в форме заранее обдуманного и определенного умысла [7, с. 181].

Преступное сообщество может объединять в себе не только отдельные организованные группы, но и организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп. Бандитское образование состоит всегда из рядовых членов и руководителя (организаторов).

Следственная и судебная практика показывает, что иногда возникают такие ситуации, в которых следует проводить разграничение между составом бандитизма и составом вымогательства (табл. 2) [9, с. 285].

Таблица 2

Отграничение бандитизма от вымогательства

ВымогательствоБандитизм
1. Состав вымогательства признака вооруженности не имеет1. Признак вооруженности присущ только бандитизму
2. Передача имущества или иных ценностей происходит после выдвижения соответствующего требования, при этом имеется разрыв во времени между этими двумя актами2. Завладение имуществом происходит сразу же после осуществления нападения и применения насилия, если оно имело место
3. Угроза применения насилия переносится на будущее3. Угроза применения насилия носит реальный и определенный характер, что означает, что она будет исполнена в данный момент

Анализ понятия «организованная группа» применительно к вымогательству свидетельствует о том, что таким организованным группам присущи признаки устойчивости, распределения ролей при совершении преступлений, неоднократность совершения преступных действий.

Представляется, что разграничение между вымогательством и бандитизмом должно проходить по следующим направлениям. Признак вооруженности присущ только бандитизму. Состав вымогательства, как правило, такого признака не имеет. При бандитских нападениях завладение имуществом происходит сразу же после осуществления нападения и применения насилия, если последнее имело место. При вымогательстве передача имущества или иных ценностей происходит после выдвижения соответствующего требования, при этом имеется разрыв между двумя этими актами. Насилие со стороны требующего предполагается осуществить в случае, если потерпевший откажется выполнить выдвигаемые преступником требования имущественного характера. Угроза насилия переносится на будущее, и она может быть иметь место не только в отношении лица, к которому предъявляются незаконные требования передачи имущества, но и в отношении его близких, или оглашения о них позорящих сведений, или о самом потерпевшем. При бандитизме, даже если преступники требуют выдать материальные ценности, хранящиеся или имеющиеся у потерпевшего, угроза применения насилия носит вполне реальный и определенный характер, что означает, что она будет исполнена в данный момент, и выдача имущества требуется незамедлительно. Нападение при бандитизме носит внезапный и насильственный характер, для вымогательства этот признак не характерен, для него характерно обещание в будущем исполнить конкретную угрозу, если не последует передача имущества. Некоторые общие признаки имеются у бандитизма с преступлением, предусмотренным ст. 208 Уголовного кодекса РФ, в которой установлена уголовная ответственность за создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом и за непосредственное участие в таком формировании. Как видно из формулировки закона, и в случае бандитизма, и в случае совершения преступления, предусмотренного ст.208 Уголовного кодекса РФ, речь идет о совместном участии нескольких лиц, имеющих в своем распоряжении оружие, в некоторой организации.

В ст. 208 Уголовного кодекса РФ говорится о таком вооруженном формировании, которое не предусмотрено федеральным законом. В федеральном законе «Об обороне» [3] сказано, что запрещается и преследуется по закону создание и существование формирований, имеющих военную организацию и военную технику, либо в которых предусматривается прохождение военной службы, положения которых не урегулировано федеральными законами. Таким образом, отличительным признаком незаконного вооруженного формирования от банды является, прежде всего, то, что оно представляет собой разновидность военного формирования и совершается с целью осуществления задач военного характера. Эти цели могут быть и общественно полезными в представлении какой-то определенной группы лиц, они могут создаваться с целью защиты населения от возможных боевых или иных провокационных проявлений экстремистски настроенных групп, но главная их противозаконность заключается в том, что они создаются вопреки положениям федерального закона «Об обороне».

В основу разграничения составов указанных преступлений должна быть положена, прежде всего, цель их создания. Так, вооруженная банда всегда создается только с противоправной целью, для совершения нападений на организации и граждан. Участники незаконного вооруженного формирования, не предусмотренного федеральными законами, могут содержать отдельные насильственные действия в отношении граждан, выражающиеся в убийствах, поджогах, хищениях и прочих преступлениях против личности и её прав, но они являются, как бы побочными последствиями деятельности отдельных членов такого незаконного формирования и не вытекают из тех задач, которые ставит перед собой вооруженное формирование. В таких случаях действия виновных должны квалифицироваться по ст. 208 Уголовного кодекса РФ и соответствующим статьям о преступлениях против личности. Если же преступные нападения на граждан с целью завладения их имуществом или совершения в отношении их преступных действий носят систематический характер, то правомерно ставить вопрос о совокупности ст. 208 Уголовного кодекса РФ и бандитизма.

Следует отметить, что бандитизм имеет ряд сходных признаков с вооруженным разбоем (рис.) [5, с. 17].

image.png

Рис. Отграничение бандитизма от вооруженного разбоя

Разбой может заключаться в нападении вооруженной группы лиц на граждан. В силу этого в судебной практике возникает вопрос о разграничении бандитизма и вооруженного группового разбоя. Разграничение – это следует проводить по двум основным признакам. Первый из них - наличие банды, которой нет даже при групповом вооруженном разбое: нападение, здесь хотя и совершается группой лиц, но они не образуют устойчивой, созданной специально для нападения банды. Второй признак относится к мотивам нападения. Если при вооруженном групповом разбое нападение совершается лишь с корыстной целью, т. е. с целью завладеть государственным, общественным или личным имуществом граждан, то при бандитизме такая цель не обязательна [8, с. 189].

Бандитизм по своему содержанию представляет корыстно-насильственное преступление. Его преимущественными целями служат завладение чужим имуществом, ценностями, деньгами путем насилия или реальной угрозы его немедленного применения. Однако бандитские нападения могут преследовать и цели неимущественного характера, связанные с интересами членов банды.

Количество зарегистрированных фактов бандитизма за последние десять лет возросло в несколько раз, что на сегодняшний день, даёт основания говорить о неспособности правоохранительных органов эффективно бороться с этим видом преступления.

Поэтому необходимо и дальше совершенствовать уголовное законодательство, касающееся наказания за бандитизм.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Текст] // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/9099 dfd3d2c86f6a2e4e993 085457883068dc405.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 06.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Федеральный закон РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 3.
  5. Галиакбаров Р.А. Разграничение разбоя и бандитизма. Ошибка в теории ломает судебную практику // Российская юстиция. 2020. № 7. С. 17.
  6. Курс уголовного права. Особенная часть. / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисcарова. М.: Юристъ, 2018. С. 188.
  7. Полный курс уголовного права / Под ред. А.И. Коробеева. СПб.: Изд-во Р. Асланова; Юрид. центр «Пресс», 2019. С. 181.
  8. Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / Сост. С.В. Бородин, А.И. Трусова; Под ред. В.М. Лебедева. М.: Спарк, 2018. С. 189.
  9. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. М.: Норма, 2019. С. 285.
  10. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: ИНФРА-М, 2019.
  11. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова. М.: ИНФА-М, 2019. С. 274.

Поделиться

474

Гильмутдинов А. А. Отграничение бандитизма от смежных составов преступления // Актуальные исследования. 2024. №20 (202). Ч.III.С. 29-33. URL: https://apni.ru/article/9274-otgranichenie-banditizma-ot-smezhnyh-sostavov-prestupleniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля