В современной России управление муниципальным образованием играет ключевую роль в экономическом процветании и развитии административных округов. Усиление санкционной политики и глобальной конкуренции изменило не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и систему национального управления, поддержку инноваций, развития человеческого потенциала.
Исследованию системы муниципального управления посвящено множество научных школ и трудов [2, с. 65-67; 3; 6; 9]. Эффективное планирование и управление позволяет использовать ресурсы, повышать качество жизни [8], развивать инфраструктуру и привлекать инвестиции. Многие муниципальные образования сталкиваются с различными проблемами, связанными с несовершенством стратегического планирования и управления. Обратимся к некоторым аспектам муниципального управления на примере городского округа Балашиха.
Городской округ Балашиха является одним из самых крупных муниципальных образований в составе Московской области, входит в Московскую агломерацию. Население округа составляет 526 851 чел. Занимает обширную территорию площадью 67,485 км2к востоку от Москвы, простираясь с севера на юг на 16 км, а с запада на восток на 19 км. Данная территория представляет с одной стороны большой зеленый массив, с другой стороны – важную транспортную развязку на востоке Москвы. Три основных шоссе связывают Балашиху с Москвой: Горьковское, Щелковское, Носовихинское. Усиливающаяся динамика ввода нового жилья в Балашихе позволяет определить тенденцию превращения городского округа в спальный пригород Москвы [12].
Представительным органом городского округа Балашиха является Совет депутатов Балашихинского района. (Председатель Попов Г. В.). Глава городского округа Балашиха (Юров С. Г.) является и главой местной администрации – исполнительно-распорядительного органа муниципального образования. Структуру Администрации представляют:
- 12 заместителей Главы городского округа Балашиха;
- 20 Управлений различной направленности;
- 8 Отделов, два из которых – территориальные;
- Комитетом по управлению имуществом;
- Административной Комиссией;
- Контрольный орган муниципального образования города Балашиха представлен контрольно-счётной палатой [12].
В задачи нашего исследования входил анализ представленности социально-экономических проблем в содержании публикаций городских СМИ (газета/сетевое издание «Факт», информационное агентство «Большая Балашиха», филиал телеканала «360» в Балашихе, радио и онлайн-вещание «Большая Балашиха» «BBnews»; социальных сетях (официальные аккаунты органов местного самоуправления, подведомственных организации в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники»).
Анализ материалов СМИ и полевое исследование автора по методу включенного наблюдения (2023-2024 гг.) позволили ранжировать следующие проблемы.
1. Проблема кадрового дефицита и, как ее возможное следствие – взаимодействия депутатов представительного органа с гражданами города Балашиха. Численность Совета депутатов составляет 34 депутата. Согласно Уставу городского округа Балашиха (Статья 26), Совет депутатов состоит из 35 депутатов, избираемых на муниципальных выборах [7]. Все заседания Совета депутатов Городского округа считаются правомочными, так как на них присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов. Осуществляется приём граждан по установленному расписанию.
В 2023 году на службе числилось 237 муниципальных служащих. На основании формул расчёта [5, с. 44-46] численность работников территориальных структурных подразделений администраций районов в среднем должна составлять 0,7 человека на 1 тыс. человек населения по Московской области. Следовательно, минимальное количество муниципальных служащих должно составлять не менее 368 человек. Т. е. обнаруживается значительный кадровый дефицит, составляющий 131 человек.
В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена минимальная численность депутатов представительного органа поселения, которая соответствует численности населения поселения. Исходя из численности населения Балашихинского района (более 500000 человек) количество депутатского корпуса должно составлять менее 35 человек (и отражено в уставе городского округа Балашиха) [7].
2. Кадровый дефицит на объектах социальной сферы: медицинские учреждения, образовательные учреждения.
Вопрос недостатка медицинских кадров остается в городе актуальным, особенно это касается участковых врачей. В системе общего образования – особый дефицит учителей математики, физики, химии, биологии [12].
3. В сфере жилищно-коммунального хозяйства основную нагрузку по рабочим профессиям на себя приняли трудовые мигранты, но это не решает проблему дефицита высококвалифицированных специалистов (в частности, слесарей-сантехников, инженеров теплоснабжения). При этом отток мигрантов продолжается, усугубляя и без того непростую ситуацию. Возможными способами регулирования могут выступать повышение оплаты труда посредством фиксации в тарифе суммы, которая должна обеспечиваться по отраслевому тарифному соглашению и привлечение мигрантов в порядке целевого набора.
4. Высокий уровень трудовой маятниковой миграции. Ежедневно более 100 тыс. жителей уезжают на работу в Москву, другие города Московской области [4].
Различие уровня заработной платы в сравнении с Москвой составляет в среднем от 10 до 25%. При этом в округе сохраняется низкий уровень безработицы – менее 0,5%. Предположительно, низкая безработица снижает маржинальность бизнеса и замедляет его инвестиционную активность.
5. Проблема транспортной инфраструктуры: низкая пропускная способность ключевых автомагистралей. Загруженность автодорог: Щелковское шоссе: загруженность превышает норматив в 5,5 раз. Узкая двухполосная, практически проселочная дорога проходит через г. о. Реутов, мкр. Железнодорожный, г. Купавну, плотную дачную застройку пос. Салтыковки. Носовихинское шоссе: загруженность превышена в 7,5 раз. Горьковское шоссе – превышение загруженности в 2 раза, Леоновское шоссе – в 3,3 раза, соединяя Горьковское и Носовихинское шоссе, из-за отсутствия организованных съездов на трассы, образует постоянную пробку протяжённостью не менее 1 км.
Проблему обостряет организация движения общественного транспорта, в частности – неудобное для горожан расписание и сбои в работе, низкий уровень комфортности поездок пассажиров, несоблюдение необходимых условий соблюдения безопасности при перевозках. А также: неравномерная нагрузка на перевозчиков по обслуживанию льготных категорий пассажиров: отсутствие частных инвестиций в подвижной состав, который мог бы быть задействован на массовых перевозках; отсутствие единых систем контроля и оперативного управления всем парком подвижного состава; отсутствие единой скоординированной маршрутной сети городского округа; низкая доля в использовании городского электротранспорта. На фоне низкой пропускной способности автомагистралей данную проблему можно отнести к разряду ключевых инфраструктурных проблем.
Одним из способов системного решения указанных проблем выступает ресурсный потенциал Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ). Ассоциация развития местного самоуправления была учреждена как национальная в мае 2019 года и переименована во всероссийскую в декабре 2019 года. В настоящее время в состав Ассоциации входят все 89 региональных ассоциаций – Советы муниципальных образований субъектов РФ.
Учредителями ассоциации выступили общественные организации России, в числе которых: Общероссийский Конгресс муниципальных образований, Всероссийский Совет местного самоуправления, Союз российских городов, Международная ассамблея столиц и крупных городов, Ассоциация развития исторических поселений «Русская провинция», Ассоциация закрытых административно-территориальных образований атомной промышленности, Ассоциация городов Поволжья, Союз городов Центра и Северо-Запада России [11].
Во взаимодействии с ВАРМСУ возможно решить для городского округа следующие задачи:
- изучить отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления и муниципального хозяйства, в том числе в региональном аспекте, а также межмуниципального сотрудничества;
- собрать, проанализировать и обобщить опыт лучших практик развития инфраструктуры и управления городом;
- подготовить рекомендации органам местного самоуправления, по совершенствованию законодательства, нормативной правовой базы и повышению эффективности управления муниципальными образованиями и муниципальным хозяйством.
Совершенствование управления муниципальным образованием является важной задачей для обеспечения устойчивого развития территории, привлечения инвестиций, и как следствие, создания благоприятных условия для жизни горожан.