По мере развития средств вооруженной борьбы, решение проблемы сохранения, поддержания и восстановления боеспособности все более усложняется. Увеличение боевой мощи средств поражения, совершенствования способов боевых действий и изменение их характера, сопровождается ростом потерь на поле боя, возрастанием необходимости своевременного восстановления боеспособности войск органов тылового обеспечения (ТО), принятия мер к их защите, возрастанием роли и значения резервов.
Однако, в прошедших войнах, применение соответствующих средств поражения, даже на значительных участках фронта, обуславливало относительно медленное возрастание потерь войск по мере развития боя и операции, относительно предвидимое их распределение по элементам оперативного и тактического построения войск и органов тылового обеспечения, не вызывавших нарушения организационной целостности соединений и частей. Характер поражения войск и органов тылового обеспечения, с качественным и количественным развитием обычных средств, изменялся достаточно медленно.
Ситуация резко изменилась с появлением современных средств поражения, и она усугубляется по мере развития высокоточных систем. Теперь потери войск и органов тылового обеспечения по масштабам, могут граничить уже с полным их уничтожением, нарушением организационной структуры. А сроки происходящего придают скачкообразный, быстрый, всеохватывающий характер изменению боеспособности войск и органов тылового обеспечения.
Сохранение боеспособности войск и органов тылового обеспечения, уже нельзя рассматривать как одну из многочисленных военных обязанностей командиров, начальников и штабов, как это делалось в прошлом, оно поднялось до уровня самостоятельного принципа оперативного искусства и тактики, стало относиться к числу основных руководящих правил в действиях войск и органов тылового обеспечения. Важность проблемы сохранения боеспособности неизмеримо возросла, а по мере углубления знаний, эта проблема была осознана как проблема боевой устойчивости и живучести войск.
Реформирование Вооруженных сил РФ выдвигает на первый план качественные преобразования систем вооружения, форм и методов вооруженной борьбы, и требует адекватных изменений организации и осуществления тылового обеспечения войск.
Система тылового обеспечения общевойскового соединения иерархична и представляет собой частный случай централизованной системы, характерной особенностью которой, является наличие вертикальных внутренних связей и подсистем, играющих доминирующую роль, и, являющихся центром системы. Поэтому в ходе оценки внутренних качественных параметров, способных наиболее полно охарактеризовать оперативную эффективность системы тылового обеспечения мотострелковой бригады, их необходимо рассматривать совместно с внешними, характеризующими по тем же показателям внешние проявления, влияющее на конечный результат обеспечения для полного и своевременного удовлетворения потребности войск в материальных средствах.
Такими параметрами, наиболее полно характеризующими качественное состояние системы тылового обеспечения, в различные периоды подготовки и ведения боевых действий, могут быть устойчивость, живучесть, мобильность, автономность и др. Причем по данному перечню параметров необходимо рассматривать, анализировать и синтезировать полученные результаты, как частные проявления относительно общего состояния системы и ее внутренних показателей, а также как характеристики внешних потоков и взаимосвязей во взаимодействии с непосредственно внутренними проявлениями и показателями системы и ее подсистем [1]. Другими словами, устойчивость, надежность, живучесть, мобильность и автономность, как качественные характеристики системы тылового обеспечения общевойскового соединения, необходимо оценивать с учетом территориального принципа обеспечения и возможного отрыва района боевых действий от складов группировки материально-технического обеспечения на театре военных действий (ТВД). Поэтому вопросы устойчивости системы тылового обеспечения, ее живучести, адаптивности, восстанавливаемости, мобильности и автономности необходимо рассматривать в контексте всех этих внутренних и внешних воздействующих факторов.
Устойчивость тылового обеспечения достигается применением и использованием современных технических средств, оборудованием местности, умелым быстрым восстановлением утраченного положения, высокой морально-психологической подготовкой личного состава подразделений тылового обеспечения. Кроме того, устойчивость можно рассматривать как совокупность надежности и живучести [2].
Под надежностью, можно понимать свойство системы тылового обеспечения, во взаимодействии с системой материально-технического обеспечивающего центра и боевыми системами выполнять данные функции, сохраняя во времени установленные эксплуатационные и структурные показатели в определенных пределах, соответствующие режимам и условиям их использования (применение, транспортирование, хранение, переработка, распределение).
Надежность может включать в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость в отдельности или в системном сочетании.
Под живучестью системы, следует понимать свойства системы тылового обеспечения общевойскового соединения, ее объектов, средств управления сохранять свои свойства для выполнения поставленных задач, в соответствии с предназначением в период ведения боевых действий. Живучесть системы тылового обеспечения может достигаться защитой ее элементов от средств поражения противником, эшелонированием частей и подразделений тылового обеспечения, запасов материальных средств, приданием ее элементам автономности, созданием резервов, безотказной работой транспортных коммуникаций, рассредоточением органов тылового обеспечения, средств управления тылового обеспечения, их защитой, обороной, охраной и маскировкой от всех видов оружия и разведки противника, подготовленностью системы к восстановлению своей работоспособности и адаптивностью.
В современных условиях, при наличии мощных средств поражения, большие скорости потерь элементов структуры будут правилом, а не исключением.
Система тылового обеспечения общевойскового соединения, является относительно адаптивной, что означает ее способность выполнять задачи тылового обеспечения при определенном уровне потерь. Другими словами, она не может быть абсолютно адаптивной, так как в условиях боевых действий, ее восстанавливаемость не может опередить скорости разрушения, а с другой стороны; она не может быть абсолютно адаптивной, так как в этом случае любая потеря одного из элементов ее подсистем, немедленно бы вызывала разрушение системы в целом [3].
Восстанавливаемость системы тылового обеспечения тесным образом связана с ее адаптивностью. Уровень восстанавливаемости системы тылового обеспечения должен поддерживать ее способность выполнять в определенный период свои функции с большей или меньшей степенью боевой эффективности. При этом для успешного восстановления системы тылового обеспечения необходимо иметь резерв сил и средств, что может представлять из себя гарантированный запас материальных средств, восполнение расхода или потерь элементов структуры, на основе центра поставок или с использованием территориальных обеспечивающих центров, функционирующих по принципу территориального обеспечения.
Одними из основных параметров, определяющих уровень функционирования системы тылового обеспечения, являются ее мобильность и автономность, что в ряде случаев, при ведении боевых действий, может стать определяющим для успешного функционирования системы боя. Маневр силами и средствами в условиях современной войны невозможен без тесного взаимодействия с территориальными обеспечивающими центрами, что обусловливается также и возможной значительной удаленностью от складов группировки материально-технического обеспечения на ТВД, превышающей в некоторых случаях предельные расстояния для своевременной доставки материальных средств [4]. В данном случае возможно прикрепление подразделений тылового обеспечения к определенным объектам и базам снабжения территориальных обеспечивающих центров, что будет способствовать повышению вероятности мобильности и маневренности силами, и средствами и, в частности, запасами материальных средств.
Таким образом, оценка качественных параметров, характеризующих степень эффективности функционирования системы тылового обеспечения общевойсковых соединений, с учетом тесного и полного взаимодействия обеспечивающих и обеспечиваемых структур, может являться основой для обоснования уровней и номенклатуры, создаваемых запасов материальных средств, способов их доставки потребителю, тенденций к развитию внешних и внутренних связей системы на уровнях операции и организации, совершенствованию способов прохождения информационных потоков, а так же для анализа существующей системы тылового обеспечения и выработки теоретических положений и их практического обоснования, совершенствования функционального потенциала частей и подразделений общевойсковых соединений.