Жизнь человека неразрывно связана с искусством. Благодаря искусству человек способен сформировать и раскрыть свою личность, так как творческая деятельность способствует формированию чувств и эстетически воспитывает личность. Следовательно, эстетическое воспитание должно присутствовать в жизни как взрослого человека, так и ребенка. Фольклорный танец глубоко отражает национальный характер народа, иллюстрирует его быт, выражает чувства и эмоциональное состояние, а также воспитывает в человеке чувство эстетической красоты. Как утверждает Захаров Р. В.: «Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме» [3, с. 7]. Народ в момент танца выражает себя, показывает уникальность, региональные особенности, самобытность и яркость. Именно благодаря этим качествам танцевальное фольклорное искусство оказывает немалое влияние на гармоничное развитие личности, формирование эстетики, культуру поведения ребенка.
Деятельность человека имеет свое отражение во всех видах искусства. А искусство танца является некоторым выражением действительности, способом передачи эмоции, чувства, настроения, идеи и мыслей человека. Таким образом можно сделать вывод, что основа содержания танца отвечает переживаниям человека, через которые происходит реализация образов окружающей среды в хореографическом произведении. Танец достаточно тонко воздействует на мышление человека, он дает возможность зрителю и исполнителю пережить какое-либо событие, ощутить определенные эмоции, которые не относятся к их реальной жизни. Таким образом использование фольклорного танца в деятельности ребенка дает возможность развить многие сферы его жизнедеятельности:
- социально-коммуникативная сфера;
- способность к познавательной деятельности;
- развитие речевых способностей;
- эстетическое воспитание;
- Формирование и развитие физических данных.
Посредством танцевального искусства ребенок ощущает окружающий его мир, пробуют общаться, познают свою эмоциональную составляющую, учатся взаимопониманию и коллективной работе. Следовательно, занятие фольклорным танцем помогают развивать и внутренний мир ребенка, что очень важно для становления личности. Девочки, занимаясь танцами, приобретают красоту и грациозность движений, мальчики легко обретают спортивную и здоровую форму.
Фольклорный танец является достаточно интересным направлением, хореография отражает трудовой процесс, быт, отражает природные условия. Как в своем труде писал Климов А. А.: «Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь» [4, с. 2]. Используется особая пластика, которая относится к определенному этносу, что передает неповторимость многовековых традиций. Язык танца у каждого народа отличается, как и речь. Русский танец имеет множество особенностей, отличается манерой исполнения, имеет широту и красочность.
Фольклорный танец представляет собой бесконечный источник, который обогащает культурное наследие народа. Благодаря данному виду искусства ребенок ощущает принадлежность к традициям народа, воспитывается любовь к родине и истории, ребенок изучает танцевальную культуру других народов, знакомится с их обычаями, музыкой, костюмом.
Фольклорный танец иллюстрирует целую историю народа, отражает героизм, радость и печаль, нравы и веру. Исторически доказано, что танцевальное искусство сопровождало человека на протяжении всей жизни, мог видоизменяться только характер произведений. По мнению Захарова Р. В.: «С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии» [3, с. 8]. Фольклорный танец не существовал отдельно и самостоятельно, он сочетал в себе песенное искусство, музыку, устное народное творчество и хореографию. Благодаря такому сочетанию танец приобретал напевность и образность. До сих пор многие народы во время танца используют песенное сопровождение, чтобы более точно раскрыть слова песни в движении, что особенно ценится при исполнении бытовых сцен или моментов обрядов. Фольклорный танец издревле был коллективным творчеством, которое впитывало в себя опыт и знания целого народа. Например, на территории нашего государства наиболее востребованным будет русский танец, так как он отражает характер русского народа и воспитывает в подрастающем поколении чувство патриотизма, дает осознание национальной принадлежности.
Фольклорный танец развивает личность ребенка не только с точки зрения эстетики, но и музыкальности, пластики, физической подготовки, духовности. В процессе воспитания ребенка фольклорный танец является одним из главных творческих направлений, который способен развить в ребенке чувство эмоционального, интеллектуального и действенного единства. Задачей педагога становится развитие интереса ребенка к занятиям фольклорным танцем, пробудить в обучающихся положительные эмоции посредством работы в направлении фольклорный танец, сформировать здоровую творческую активность и воображение. Педагог на занятиях фольклорным танцем следит за реакцией обучающихся на ценности окружающего мира, воспитывает способность ребенка образно мыслить, фантазировать, выражать эмоциональное состояние и способность придавать движениям характер героя определенной хореографической композиции. Такие движения в процессе занятия вызывают у ребенка чувство радости, удовлетворения, эмоциональную положительную динамику, повышаю настроение и тонус.
Кроме того, фольклорный танец позволяет ребенку научиться принимать логичные и целесообразные решения, систематические занятия развивают грациозность движений, мышечную выносливость, координацию. С каждым занятием ребенок повышает уверенность в себе тем, что старается добиться желаемой выразительности движений в танце и правильного из выполнения.
Таким образом можно сделать вывод о том, что ребенок, занимающийся фольклорным танцем более открыт и свободен в танце, не ощущает стеснения и зажатости, что значительно укрепляет его психологическое здоровье. Воспитанники ансамблей и коллективов, которые специализируются на фольклоре, более осмысленно воспринимают музыкальный материал. Ученики могут с легкостью дать характеристику услышанной музыке на занятии, а также продемонстрировать подходящие по характеру и манере движения, что является очень важным, так как музыкальное сопровождение на занятиях благотворно влияет на образное мышление, формирование чувства ритма, способность определить темп произведения, развивается память и гармонический слух. Все эти критерии помогают исполнителю грамотно танцевать на сценической площадке и тем самым придают ребенку еще больше чувства уверенности и желания к самосовершенствованию.
Нередко на занятиях хореографией, в том числе фольклорным танцем, ребенок развивает не только физические данные и любовь к искусству, но и личностные качества: доброту, честность, самостоятельность, ответственность, вежливость, скромность, что также является основой эстетического воспитания личности. Эстетический идеал, который присутствует в искусстве хореографии, оказал большое влияние на целые поколения людей. Крайне важно приобщение ребенка к ценностям фольклорного танца, так как воплощение на сценической площадке исторических танцев требует знаний и определенного душевного отклика. Фольклорный танец способствует познанию окружающего нас мира через преобразования действительности в пластические движения. Как утверждал А. А. Борзов: «Танец – прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания танец перестает быть искусством» [8].
На сегодняшний день задачей воспитания личности ребенка посредством фольклорного танца является формирование интереса к народному творчеству с раннего детства, в тот момент, когда идет заложение понятий, умений и навыков ребенка.
Для более эффективного интеллектуального и физического развития ребенка творческая деятельность является неотъемлемым фактором. Творческая деятельность уникальным образом поддерживает здоровье, она оказывает содействие при выходе из стрессовых состояний и тревоги, благодаря чему новая информация для ребенка легче усваивается и закрепляется. Стоит отметить, что на раскрытие личности человека очень влияет знание национальной культуры, где фольклорный танец отличается богатством и красотой, выразительностью и уникальностью, является средством сохранения национального колорита и носителем характерных особенностей народа.
Образовательный процесс очень важен для ребенка, именно этот процесс в сфере искусства дает ребенку доступное представление о фольклорном танце, где он может изучить основные движения, элементы танца и манеру исполнения. Фольклор необычайно разнообразен. Фольклорный танец подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа [7]. Русский фольклор не является исключением, он включает в себя плавные и красивые хороводы, игривые и озорные пляски, замысловатые кадрили и переплясы. Образовательный процесс с детьми по изучению фольклорного танца требует грамотного подхода и тщательного выбора лексического материала для детей. Для более легкого усвоения материала многие педагоги используют в своей практике прибаутки, потешки или характерные песни, которые создают атмосферу для ребенка, заставляют работать его воображение, что готовит обучающегося к дальнейшей творческой деятельности. Хорошим приемом для развития двигательного аппарата, реакции, внимания, а также образного творческого мышления в процессе обучения используют образно-подражательную лексику. В фольклорном танце образно-подражательные движения дают возможность ребенку передать не только поставленное педагогом движение, но и требуют характера исполнения.
Следовательно, ребенок на занятиях фольклорным танцем будет развивать не только техническую составляющую, но и свою артистичность, способность к исполнению фольклорных движений более эмоционально. Нередко педагоги добавляют в образовательный творческий процесс элементы игровых миниатюр, которые существовали параллельно с фольклорной музыкой. Так ребенок занят игрой, более раскрепощен и свободен в своей эмоциональности. Можно контролировать настроение ребенка в хореографическом произведении, что является очень важным фактором для балетмейстера и качества его работы. В процессе игровой миниатюры обучающиеся двигаются более выразительно. Можно использовать в работе прием импровизации, который благотворно сказывается на развитии воображения ребенка. Для того чтобы ребенок был подготовлен и нацелен на сочинение движений фольклорного танца необходимо использовать наглядный пример, проводить беседы о содержании будущего произведения, обсуждение характера музыкального материала. Как результат – ребенок приходит к осознанию какой тип движений подходят к данному музыкальному материалу и задумывается о передачи смысла каждой строчки посредством движений. Фольклорный детский танец нередко исполняется с каким-либо атрибутом, это могут быть платок, шарф, веточка и т. д., таким образом ребенок учится координировать движение, перемещение и предмет в танце.
Обучающиеся могут создавать собственные хореографические произведения на основе материала, который был выдан педагогом. Такая методика позволит выявить ребенка, который будет чувствовать себя неловко в момент танца, следовательно, необходимо будет провести индивидуальные занятия, которые будут направлены на избавление от эмоционального зажима посредством фольклорного танца. В процессе импровизации движения ребенка имеют очень большую динамику и разнообразие, это могут быть отдельные движения пальцами, быстрые вращения, амплитудные взмахи руками, прыжки и т. д.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно заключить, что фольклорный танец благотворно влияет на личность ребенка, он развивает его воображение и способность мыслить образами. Ребенок, увлекающийся фольклорным танцем, находится в некотором поиске воплощения своей фантазии в танце, он более активен и свободен в своих движениях. При работе с фольклорным танцем в сопровождении с музыкальным материалом у ребенка раскрывается душа. На протяжении всего процесса обучения ребенок соприкасается с фольклором, этот момент достаточно значим, так как историческая тема для народа всегда будет актуальна. Фольклорный танец, музыка, устное народное творчество вызывают у ребенка эмоциональный подъем и хорошее настроение на занятиях. Прослушивание фольклорной музыки вызывает желание обучающихся уловить музыкальную выразительность, определить характер и настроение материала для того, чтобы в последующем образ или движение подходило под музыкальное сопровождение и создавало целое произведение. Так ребенок может самовыражаться через исполнение движений под определенную фольклорную музыку. Очень важно уделять внимание процессу обучения ребенка фольклорному танцу, так как он способствует более грамотному и обширному воспитанию личности. Ребенок приобретает определенные личностные качества, навык красиво танцевать, чувствует себя более раскрепощено не только на сценической площадке, но и в обычной жизни.