Главная
АИ #20 (202)
Статьи журнала АИ #20 (202)
Роль фольклорного танца в процессе развития личности ребенка

Роль фольклорного танца в процессе развития личности ребенка

Научный руководитель

Трофимов Роман Викторович

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

искусство
фольклор
образовательный процесс
формирование личности
фольклорный танец

Аннотация статьи

Данная статья рассматривает влияние фольклорного танца на уровень развития личности ребенка. Также в статье рассматривается самобытность фольклорного танца, которая требует сохранения, так как фольклорный танец отражает всю уникальность и неповторимость народной культуры. Авторами рассматриваются практические моменты включения фольклорного танца в образовательный момент. Кроме того, авторы отмечают благотворное влияние фольклорного танца на формирование не только физических данных ребенка, но и личностных качеств.

Текст статьи

Жизнь человека неразрывно связана с искусством. Благодаря искусству человек способен сформировать и раскрыть свою личность, так как творческая деятельность способствует формированию чувств и эстетически воспитывает личность. Следовательно, эстетическое воспитание должно присутствовать в жизни как взрослого человека, так и ребенка. Фольклорный танец глубоко отражает национальный характер народа, иллюстрирует его быт, выражает чувства и эмоциональное состояние, а также воспитывает в человеке чувство эстетической красоты. Как утверждает Захаров Р. В.: «Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме» [3, с. 7]. Народ в момент танца выражает себя, показывает уникальность, региональные особенности, самобытность и яркость. Именно благодаря этим качествам танцевальное фольклорное искусство оказывает немалое влияние на гармоничное развитие личности, формирование эстетики, культуру поведения ребенка.

Деятельность человека имеет свое отражение во всех видах искусства. А искусство танца является некоторым выражением действительности, способом передачи эмоции, чувства, настроения, идеи и мыслей человека. Таким образом можно сделать вывод, что основа содержания танца отвечает переживаниям человека, через которые происходит реализация образов окружающей среды в хореографическом произведении. Танец достаточно тонко воздействует на мышление человека, он дает возможность зрителю и исполнителю пережить какое-либо событие, ощутить определенные эмоции, которые не относятся к их реальной жизни. Таким образом использование фольклорного танца в деятельности ребенка дает возможность развить многие сферы его жизнедеятельности:

  • социально-коммуникативная сфера;
  • способность к познавательной деятельности;
  • развитие речевых способностей;
  • эстетическое воспитание;
  • Формирование и развитие физических данных.

Посредством танцевального искусства ребенок ощущает окружающий его мир, пробуют общаться, познают свою эмоциональную составляющую, учатся взаимопониманию и коллективной работе. Следовательно, занятие фольклорным танцем помогают развивать и внутренний мир ребенка, что очень важно для становления личности. Девочки, занимаясь танцами, приобретают красоту и грациозность движений, мальчики легко обретают спортивную и здоровую форму.

Фольклорный танец является достаточно интересным направлением, хореография отражает трудовой процесс, быт, отражает природные условия. Как в своем труде писал Климов А. А.: «Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь» [4, с. 2]. Используется особая пластика, которая относится к определенному этносу, что передает неповторимость многовековых традиций. Язык танца у каждого народа отличается, как и речь. Русский танец имеет множество особенностей, отличается манерой исполнения, имеет широту и красочность.

Фольклорный танец представляет собой бесконечный источник, который обогащает культурное наследие народа. Благодаря данному виду искусства ребенок ощущает принадлежность к традициям народа, воспитывается любовь к родине и истории, ребенок изучает танцевальную культуру других народов, знакомится с их обычаями, музыкой, костюмом.

Фольклорный танец иллюстрирует целую историю народа, отражает героизм, радость и печаль, нравы и веру. Исторически доказано, что танцевальное искусство сопровождало человека на протяжении всей жизни, мог видоизменяться только характер произведений. По мнению Захарова Р. В.: «С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии» [3, с. 8]. Фольклорный танец не существовал отдельно и самостоятельно, он сочетал в себе песенное искусство, музыку, устное народное творчество и хореографию. Благодаря такому сочетанию танец приобретал напевность и образность. До сих пор многие народы во время танца используют песенное сопровождение, чтобы более точно раскрыть слова песни в движении, что особенно ценится при исполнении бытовых сцен или моментов обрядов. Фольклорный танец издревле был коллективным творчеством, которое впитывало в себя опыт и знания целого народа. Например, на территории нашего государства наиболее востребованным будет русский танец, так как он отражает характер русского народа и воспитывает в подрастающем поколении чувство патриотизма, дает осознание национальной принадлежности.

Фольклорный танец развивает личность ребенка не только с точки зрения эстетики, но и музыкальности, пластики, физической подготовки, духовности. В процессе воспитания ребенка фольклорный танец является одним из главных творческих направлений, который способен развить в ребенке чувство эмоционального, интеллектуального и действенного единства. Задачей педагога становится развитие интереса ребенка к занятиям фольклорным танцем, пробудить в обучающихся положительные эмоции посредством работы в направлении фольклорный танец, сформировать здоровую творческую активность и воображение. Педагог на занятиях фольклорным танцем следит за реакцией обучающихся на ценности окружающего мира, воспитывает способность ребенка образно мыслить, фантазировать, выражать эмоциональное состояние и способность придавать движениям характер героя определенной хореографической композиции. Такие движения в процессе занятия вызывают у ребенка чувство радости, удовлетворения, эмоциональную положительную динамику, повышаю настроение и тонус.

Кроме того, фольклорный танец позволяет ребенку научиться принимать логичные и целесообразные решения, систематические занятия развивают грациозность движений, мышечную выносливость, координацию. С каждым занятием ребенок повышает уверенность в себе тем, что старается добиться желаемой выразительности движений в танце и правильного из выполнения.

Таким образом можно сделать вывод о том, что ребенок, занимающийся фольклорным танцем более открыт и свободен в танце, не ощущает стеснения и зажатости, что значительно укрепляет его психологическое здоровье. Воспитанники ансамблей и коллективов, которые специализируются на фольклоре, более осмысленно воспринимают музыкальный материал. Ученики могут с легкостью дать характеристику услышанной музыке на занятии, а также продемонстрировать подходящие по характеру и манере движения, что является очень важным, так как музыкальное сопровождение на занятиях благотворно влияет на образное мышление, формирование чувства ритма, способность определить темп произведения, развивается память и гармонический слух. Все эти критерии помогают исполнителю грамотно танцевать на сценической площадке и тем самым придают ребенку еще больше чувства уверенности и желания к самосовершенствованию.

Нередко на занятиях хореографией, в том числе фольклорным танцем, ребенок развивает не только физические данные и любовь к искусству, но и личностные качества: доброту, честность, самостоятельность, ответственность, вежливость, скромность, что также является основой эстетического воспитания личности. Эстетический идеал, который присутствует в искусстве хореографии, оказал большое влияние на целые поколения людей. Крайне важно приобщение ребенка к ценностям фольклорного танца, так как воплощение на сценической площадке исторических танцев требует знаний и определенного душевного отклика. Фольклорный танец способствует познанию окружающего нас мира через преобразования действительности в пластические движения. Как утверждал А. А. Борзов: «Танец – прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания танец перестает быть искусством» [8].

На сегодняшний день задачей воспитания личности ребенка посредством фольклорного танца является формирование интереса к народному творчеству с раннего детства, в тот момент, когда идет заложение понятий, умений и навыков ребенка.

Для более эффективного интеллектуального и физического развития ребенка творческая деятельность является неотъемлемым фактором. Творческая деятельность уникальным образом поддерживает здоровье, она оказывает содействие при выходе из стрессовых состояний и тревоги, благодаря чему новая информация для ребенка легче усваивается и закрепляется. Стоит отметить, что на раскрытие личности человека очень влияет знание национальной культуры, где фольклорный танец отличается богатством и красотой, выразительностью и уникальностью, является средством сохранения национального колорита и носителем характерных особенностей народа.

Образовательный процесс очень важен для ребенка, именно этот процесс в сфере искусства дает ребенку доступное представление о фольклорном танце, где он может изучить основные движения, элементы танца и манеру исполнения. Фольклор необычайно разнообразен. Фольклорный танец подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа [7]. Русский фольклор не является исключением, он включает в себя плавные и красивые хороводы, игривые и озорные пляски, замысловатые кадрили и переплясы. Образовательный процесс с детьми по изучению фольклорного танца требует грамотного подхода и тщательного выбора лексического материала для детей. Для более легкого усвоения материала многие педагоги используют в своей практике прибаутки, потешки или характерные песни, которые создают атмосферу для ребенка, заставляют работать его воображение, что готовит обучающегося к дальнейшей творческой деятельности. Хорошим приемом для развития двигательного аппарата, реакции, внимания, а также образного творческого мышления в процессе обучения используют образно-подражательную лексику. В фольклорном танце образно-подражательные движения дают возможность ребенку передать не только поставленное педагогом движение, но и требуют характера исполнения.

Следовательно, ребенок на занятиях фольклорным танцем будет развивать не только техническую составляющую, но и свою артистичность, способность к исполнению фольклорных движений более эмоционально. Нередко педагоги добавляют в образовательный творческий процесс элементы игровых миниатюр, которые существовали параллельно с фольклорной музыкой. Так ребенок занят игрой, более раскрепощен и свободен в своей эмоциональности. Можно контролировать настроение ребенка в хореографическом произведении, что является очень важным фактором для балетмейстера и качества его работы. В процессе игровой миниатюры обучающиеся двигаются более выразительно. Можно использовать в работе прием импровизации, который благотворно сказывается на развитии воображения ребенка. Для того чтобы ребенок был подготовлен и нацелен на сочинение движений фольклорного танца необходимо использовать наглядный пример, проводить беседы о содержании будущего произведения, обсуждение характера музыкального материала. Как результат – ребенок приходит к осознанию какой тип движений подходят к данному музыкальному материалу и задумывается о передачи смысла каждой строчки посредством движений. Фольклорный детский танец нередко исполняется с каким-либо атрибутом, это могут быть платок, шарф, веточка и т. д., таким образом ребенок учится координировать движение, перемещение и предмет в танце.

Обучающиеся могут создавать собственные хореографические произведения на основе материала, который был выдан педагогом. Такая методика позволит выявить ребенка, который будет чувствовать себя неловко в момент танца, следовательно, необходимо будет провести индивидуальные занятия, которые будут направлены на избавление от эмоционального зажима посредством фольклорного танца. В процессе импровизации движения ребенка имеют очень большую динамику и разнообразие, это могут быть отдельные движения пальцами, быстрые вращения, амплитудные взмахи руками, прыжки и т. д.

Таким образом, исходя из вышесказанного можно заключить, что фольклорный танец благотворно влияет на личность ребенка, он развивает его воображение и способность мыслить образами. Ребенок, увлекающийся фольклорным танцем, находится в некотором поиске воплощения своей фантазии в танце, он более активен и свободен в своих движениях. При работе с фольклорным танцем в сопровождении с музыкальным материалом у ребенка раскрывается душа. На протяжении всего процесса обучения ребенок соприкасается с фольклором, этот момент достаточно значим, так как историческая тема для народа всегда будет актуальна. Фольклорный танец, музыка, устное народное творчество вызывают у ребенка эмоциональный подъем и хорошее настроение на занятиях. Прослушивание фольклорной музыки вызывает желание обучающихся уловить музыкальную выразительность, определить характер и настроение материала для того, чтобы в последующем образ или движение подходило под музыкальное сопровождение и создавало целое произведение. Так ребенок может самовыражаться через исполнение движений под определенную фольклорную музыку. Очень важно уделять внимание процессу обучения ребенка фольклорному танцу, так как он способствует более грамотному и обширному воспитанию личности. Ребенок приобретает определенные личностные качества, навык красиво танцевать, чувствует себя более раскрепощено не только на сценической площадке, но и в обычной жизни.

Список литературы

  1. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. – Москва: Искусство, 1963. – 118 с.
  2. Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки / В.Е. Гусев – СПб: СПИТМиК, 1993. – 110 с.
  3. Захаров, Р.В. Записки балетмейстера / Р.В. Захаров. – Москва: Искусство, 1976. – 351 с.
  4. Климов, А.А. Русский народный танец. Учебное пособие / А.А. Климов.-Москва, 1996. – 44с.
  5. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников – Москва: Просвещение, 1987. – 240с.
  6. Шмелькова, А.А. Русский танцевальный фольклор / А.А. Шмелькова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 51 (289). – С. 482-484.
  7. Развитие танцевального искусства в ХХ столетии. Фольклорный танец. [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/17222486/page:7/.
  8. Роль народного танца в творческом развитии и социализации старших подростков. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/01/30/rol-narodnogo-tantsa-v-tvorcheskom-razvitii-i.

Поделиться

697

Боева Л. И. Роль фольклорного танца в процессе развития личности ребенка // Актуальные исследования. 2024. №20 (202). Ч.III.С. 80-84. URL: https://apni.ru/article/9291-rol-folklornogo-tanca-v-processe-razvitiya-lichnosti-rebenka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря