Отношения между Кубой и Соединенными Штатами – это давний исторический процесс. Конфликтный характер, который он приобрел с течением времени, особенно обострившийся с 1959 года, роль конкретных политических интересов северной страны в формулировании политики Вашингтона по отношению к карибской нации и постоянное усиление санкций и продление эмбарго – все эти аспекты сложной реальности двусторонних отношений требуют исследования с целью определения перспектив дальнейшего развития экономического и политического сотрудничества.
Американское эмбарго и отсутствие дипломатических отношений с Гаваной являются важными вопросами разногласий между Соединенными Штатами и регионом. Эта реальность логически усугубляется существованием военно-морской базы США в Гуантанамо, на которой содержатся заключенные, удерживаемые Соединенными Штатами после войн в Ираке и Афганистане. В регионе хорошо помнят, что Обама, как кандидат от Демократической партии, так и уже избранный президентом, пообещал своей администрации закрыть базу Гуантанамо, однако реализовать это не удалось, поскольку достичь соглашения с Конгрессом оказалось невозможным.
Экономическое эмбарго, действующее с 1960 года и закрепленное в Законе о кубинской демократии («Закон Торричелли») в 1992 году, было направлено на то, чтобы правительство Кубы осуществляло переход к «демократизации и уважению прав человека». Закон запрещал торговлю американских компаний с кубинскими, поездки на Кубу граждан США и отправку денежных переводов родственникам на Кубе. В 1996 году Конгресс принял Закон Хелмса-Бэртона, который предусматривал, в частности, что любая неамериканская компания, которая «торгует конфискованной кубинской собственностью без компенсации со стороны гражданина Соединенных Штатов», может быть привлечена к судебной ответственности, а руководителям компании может быть наложено вето на въезд в Соединенные Штаты [3, с. 945].
В 1999 году президент Билл Клинтон расширил торговое эмбарго, положив конец практике иностранных филиалов американских компаний торговать с Кубой. В 2000 году администрация Клинтона разрешила продажу определенных гуманитарных товаров на остров. Во время президентской кампании 2009 года Барак Обама пообещал вернуться к вопросу о кубино-американских отношениях. Но 2 сентября 2010 года президент Обама продлил эмбарго еще на один год, не давая объяснений этого действия, и отметил, что эмбарго «является вопросом национальных интересов».
С 1992 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций ежегодно осуждает эмбарго как нарушение международного права. Деловое сообщество США все чаще выступает за отмену эмбарго, чтобы иметь возможность получать прибыль от продажи американских товаров правительству Кубы. Правозащитные группы как на Кубе, так и в Соединенных Штатах выступают за прекращение эмбарго.
Санкции могут также применяться к неамериканским компаниям, ведущим переговоры с Кубой. По этой причине многонациональным компаниям приходится выбирать между кубинским и американским рынком, который намного больше. Это ограничение также распространяется на морские перевозки – суда, заходящие в кубинские порты, не могут заходить в порты США в течение шести месяцев.
17 декабря 2014 года Бараком Обама и Рауль Кастро объявили, что они начнут переговоры о восстановлении дипломатических отношений, которые были разорваны еще с 1961 года [5, с. 34] Декларация содержала 13 пунктов, касающихся установления дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Кубой в области экономических вопросов, коммуникаций, морских границ и прав человека. Кроме того, Б. Обама напомнил, что Соединенные Штаты уже поддерживают отношения с Китаем и Вьетнамом, хотя и подчеркнул, что надежды на демократию на острове не возлагаются.
Куба освободила Роландо Сараффа Трухильо, который провел 19 лет в тюрьме за шпионаж, и американского заключенного Алана Гросса, приговоренного к 15 годам лишения свободы за «действия против территориальной целостности государства», а Соединенные Штаты освободили трех кубинских заключенных, признанных виновными в 2001 году в заговоре и деятельности как иностранные агенты [2, с. 481]. 12 января 2015 года Куба освободила 53 заключенных в рамках исторического соглашения, объявленного между Вашингтоном и Гаваной.
16 июня 2017 года в своей речи, произнесенной в Майами, новый президент Соединенных Штатов Дональд Трамп объявляет об изменении политики в отношении Кубы, отказываясь от восстановления дипломатических отношений и делая упор на сохранение экономического эмбарго против острова. В октябре 2019 года администрация Трампа ограничила денежные переводы (ремиссии) от кубинских эмигрантов в США своим родственникам на Кубе до $1000 на квартал на одного отправителя. Также были введены санкции против высокопоставленных кубинских чиновников и их семей, запрещая им въезд в Соединённые Штаты и замораживая их активы [3, с. 957]. В январе 2021 года, незадолго до окончания срока полномочий, администрация Трампа вновь включила Кубу в список государств-спонсоров терроризма, что значительно усложнило возможные перспективы нормализации отношений. Администрация Трампа обосновывала свои действия необходимостью оказывать давление на кубинское правительство с целью улучшения прав человека и продвижения демократии на острове. Трамп критиковал политику Обамы по нормализации отношений с Кубой, заявляя, что она приносила пользу только кубинскому правительству, а не народу.
20 января 2021 года Джо Байден вступил в должность президента Соединенных Штатов, и одним из пунктов его программы является изменение политики Трампа в отношении Кубы и возвращение к тому состоянию, в котором его оставил Обама.
Таким образом, современная ситуация в кубино-американских отношениях довольно сложная. Исторически между странами никогда не было нормальных отношений. Тем не менее, существуют структурные условия, которые позволяют думать о будущей их нормализации и сотрудничестве. Однако уроки истории заставляют кубинскую нацию проявлять крайнюю осторожность в возможном сближении с Соединенными Штатами.
Несмотря на небольшое улучшение двусторонних отношений при администрации Обамы, последующая политика Дональда Трампа в отношении Кубы вернула ужесточение санкций и ограничение денежных переводов, что усложнило перспективы нормализации отношений. Вступление Джо Байдена на пост президента в 2021 году ознаменовало надежду на возвращение к политике сближения, однако оценка эффективности его курса требует дополнительного анализа, поскольку решение проблем двусторонних отношений является сложным и глубоким процессом, особенно учитывая интересы США в регионе, и отчасти на Кубе.