Главная
АИ #20 (202)
Статьи журнала АИ #20 (202)
Формирование ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного в...

Формирование ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста через использование сказок экологического содержания

Автор(-ы):

Рыжкина Елена Александровна

16 мая 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

ценностное отношение
многоаспектный процесс

Аннотация статьи

В статье описываются условия формирования ценностного отношения к миру природы у детей через использование сказок экологического содержания.

Текст статьи

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания закладывается в дошкольном возрасте. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой, которая оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью.

Экологическое образование представляет собой многоаспектный процесс обучения, воспитания и развития личности, включающий в себя формирование научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы; воспитание эмоционально-чувственного мироощущения мира личности; формирование волевого фактора, без которого невозможна реализация экологической культуры человека.

Приобщение детей к природе через приобретение жизненного опыта для общения с ней создает условия, при которых ребенок учится слушать собственные чувства и управлять своим поведением. Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром.

Что касается содержания формирования ценностного отношения к миру природы, то еще К. Д. Ушинский отмечал, что логика природы есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования ценностного отношения к природе.

Среди методов формирования у дошкольников определенных ценностей педагоги считают эффективным метод разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю дошкольников в интересах формирования у них определенных нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности). Одним из приемов данного метода является чтение сказок экологического содержания. Как показывает анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д. Б. Эльконин, А. К. Запорожец и др., дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы. У детей старшего дошкольного возраста высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. Ребенок приобретает способность понимать текст, глубже проникать в переживания, чувства, мысли. Эту особенность детского восприятия педагоги используют при знакомстве с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений природоведческого содержания: сказкой, рассказом, малыми фольклорными формами.

Самое важное в сказках для дошкольников узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории - это и есть те ступени, которые помогают детям погрузиться в смысловую суть сказки. Являясь как бы героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке.

Дети, кроме интересных, полезных знаний, получают яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Много сказок о природе для детей написаны либо учеными-биологами, либо авторами с глубоким знанием природы, таким как В. В. Бианки. Увлекательные и в то же время простые художественные произведения в форме сказок созданы Н. И. Сладковым.

Произведения этих авторов представляют собой уникальную энциклопедию, составленную с творческим мастерством художников, хорошо понимающих особенности восприятия природоведческого материала маленькими читателями. Они показывают сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем её многообразии, учит внимательно всматриваться в жизнь растений, животных, явления неживой природы, учит понимать природу, поэтически мыслить и чувствовать.

Научно-популярные, познавательные, художественные экологические сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывают любовь к природе. Читая природоведческие сказки, педагоги формируются у детей начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интереса к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

В экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности.

Самое важное в сказках, что дети узнают о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, слышат их голос, их призыв не вторгаться к ним со своим злом. В экологических сказках животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. В ходе чтения и обсуждения сказки или рассказа педагоги предлагают детям не одну реалистическую иллюстрацию, а показывают различные направления: абстрактные, комические, схематические и т. д. Модели и схемы помогают детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию, поэтому они активно используются в работе со сказками.

При выборе сказки (рассказа) природоведческого содержания анализируется, какой познавательный материал в них заложен, вызовет ли он у ребенка интерес к наблюдениям, любознательность, заставит ли присматриваться к окружающей природе, будет ли воздействовать на его чувства.

Н. А. Рыжова отмечает, что «очень важно, что экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Сказки способствуют движению мысли ребенка и формируют его экологическое мышление».

По мнению Г. Н. Власовой, «сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе».

Список литературы

  1. Бианки, В.В. Большая книга сказок / В.В. Бианки. – Москва, Махаон 2015. – 144 с.
  2. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов СПб.: Изд-во «Речь», 2011. – 440 с.
  3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 352 с.
  4. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. – 632 с.
  5. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева – Минск, 2016. – 297 с.
  6. Волгина, В.С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста [Текст] / В.С. Волгина // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, БИКАР, 2015. – 236 с. – C. 44-48.
  7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. – М., Педагогика, 1984. – С. 244-268.
  8. Голубев, И.Р. Окружающая среда и ее охрана [Текст] / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.
  9. Егорова, Н.Н. Природа и дети [Текст] / Н.Н. Егорова // Начальная школа: плюс-минус. – 2017. – №7. – С.72-78.
  10. Ершова, С.М. Теоретическое осмысление категорий «ценность» и «ценностные отношения» [Текст] / С.М. Ершова// Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 8. – С. 52-59.
  11. Кондратьева, Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – 2-е изд., перераб. и доп [Текст] / Н.Н. Кондратьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 229 с.

Поделиться

236

Рыжкина Е. А. Формирование ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста через использование сказок экологического содержания // Актуальные исследования. 2024. №20 (202). Ч.III.С. 97-99. URL: https://apni.ru/article/9300-formirovanie-cennostnogo-otnosheniya-k-miru-prirody-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-ispolzovanie-skazok-ekologicheskogo-soderzhaniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля