Мир уже столкнулся с опытом, связанным с заболеваниями, которые вызвали беспокойство среди населения, такими как тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС) и грипп AH1N1. Естественно рассматривать эти заболевания с экономической точки зрения. Атипичная пневмония распространилась по меньшей мере в 28 странах, включая Австралию, Бразилию, Канаду, Южную Африку, Испанию и Соединенные Штаты, и ее экономические последствия оцениваются в 40 миллиардов долларов.
С тех пор как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, 2020 г.) объявила вспышку пандемией, многие страны закрыли границы, чтобы попытаться предотвратить заражение; они сократили потоки товаров и услуг, а большинство предприятий и компаний временно закрылись. Экономический эффект начал ощущаться во всем мире.
Пандемия COVID-19-одна из серьезнейших проблем, с которыми человечество столкнулось в последнее время. Одновременно с гибелью людей и глубоким кризисом в области здравоохранения мир переживает экономический коллапс, который окажет серьезное влияние на благополучие широких слоев населения в течение следующих нескольких лет [1, с. 6].
В Мексике пандемия также затронула различные секторы экономики. Например, в период с марта по апрель было потеряно более полумиллиона рабочих мест [2]; Банк Мексики [3] прогнозировал падение ВВП на 9% за последние четыре месяца. Карантинные меры, принятые правительством Мексики для борьбы с пандемией, привели к резкому сокращению национального производства. В сочетании с этим падение экспорта и импорта привело к удорожанию товаров на рынках, что привело к росту инфляции. Сильно пострадал туристический сектор, не говоря уже о сокращении денежных переводов и росте насилия как в семье, так и в организованной преступности.
На рисунке 1 показана динамика ВВП с 1980 по 2020 год. Медленное падение наблюдается с 2020 года. В пресс-релизе INEGI говорится, что ВВП в первом квартале 2020 года снизился 1.6% по сравнению с предыдущим кварталом. В разбивке по компонентам ВВП от Вторичной и Третичной деятельности снизился на 1,4% по отдельности, в то время как ВВП от Первичной деятельности увеличился на 0,5% за отчетный период по отношению к кварталу.
Рис. 1. Валовой внутренний продукт Мексики за квартал 1980–2020 гг.
На рисунке 2 показан индекс потребительских цен. В период с января по февраль наблюдается устойчивый рост, первые спады и восстановление наблюдаются в период с конца февраля по начало марта. Затяжное падение наблюдается с 6 по 25 марта. После этого периода наблюдаются восходящие и нисходящие движения до 6 апреля.
Рис. 2. Индекс потребительских цен за первый квартал 2020 года
На рисунке 3 показана динамика обменного курса мексиканского песо по отношению к доллару. Сокращение чистого экспорта Мексики, вызванное пандемией COVID-19 и падением цен на нефть в результате спора между Российской Республикой и Саудовской Аравией, привело к снижению курса песо по отношению к доллару. 2 февраля доллар торговался на уровне 18,84 песо, а во вторник, 24 марта, на уровне 25,02 песо за доллар. Постепенное открытие некоторых основных предприятий и других, таких как автомобильный сектор, а также повышение мобильности внутри страны способствовали повышению курса валюты таким образом, что к понедельнику 01 июня стоимость упала до 22,01 песо по данным Банка Мексики.
Рис. 3. Обменный курс песо к доллару в период с февраля по 17 апреля 2020 года
На рисунке 4 показан уровень безработицы в Мексике. Отмечается, что с февраля по март было потеряно около 130 593 рабочих места. Этот рост безработицы неизбежен, потому что многие люди остались без работы во время чрезвычайных ситуаций, а также не ищут ее из-за изоляции. К апрелю ситуация становится более сложной, учитывая стагнацию экономической активности в различных секторах, таких как туризм, малый бизнес, транспорт. INEGI отмечает, что было потеряно более 555 тысяч рабочих мест.
Рис. 4. Динамика безработицы в 2019 и 2020 годах
Пандемия COVID-19 привела к серьезному экономическому коллапсу в Мексике, вызвав потерю рабочих мест, ухудшение финансового положения населения и рост инфляции. Особо пострадали секторы туризма, малого бизнеса и транспорта. Это привело к значительному увеличению безработицы и обострению экономической и социальной напряженности. Необходимы комплексные меры поддержки населения и восстановления экономики для преодоления последствий пандемии и обеспечения будущего роста.