Главная
АИ #20 (202)
Статьи журнала АИ #20 (202)
Эволюция образа кавказской женщины в русской литературе XIX века

Эволюция образа кавказской женщины в русской литературе XIX века

Автор(-ы):

Манкиева Эсет Хамзатовна

Балхаева Хяди Магометовна

16 мая 2024

Секция

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

Кавказ
кавказская женщина
ориентализм
романтизм
реализм
кавказский текст
романтизация

Аннотация статьи

Научная статья посвящена анализу эволюции образа кавказской женщины в русской литературе девятнадцатого века. Статья освещает основные особенности отражения кавказской женщины в литературе русского романтизма, а также подчеркивает роль феномена ориентализма и Кавказской войны в развитии романтической традиции. Особый интерес предоставляет сопоставительный анализ трех основных текстов на тему Кавказа, созданных русскими писателями в девятнадцатом столетии; «Кавказского пленника» Александра Пушкина, «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова и «Хаджи-Мурата» Льва Толстого. На основе сравнения женских образов этих произведений автор приходит к выводу о развитии реализма в отражении кавказской женщины во второй половине девятнадцатого века и ослаблении влияния ориентализма на русское восприятие реалий Кавказа.

Текст статьи

XIX век как сложный период исторической трансформации российского государства стал переломным этапом с точки зрения развития самых разных направлений социальной жизни страны. В этот короткий промежуток времени Российская империя прошла через целый ряд серьезных внутренних и внешних вызовов. События Отечественной войны 1812 года, становление экономической системы капиталистических отношений, отмена крепостного права и растянувшаяся почти на столетие Кавказская война, вкупе с мощным импульсом интеграции России в систему европейской жизни, оказали колоссальное влияние на развитие художественной силы нации и привели к формированию богатейшего пласта русской культуры, позднее получившему наименование ее золотого века. При этом одной из наиболее бурно развивающихся сфер русской культы стала русская литература [6, с. 481-615].

Русская литература, исключительно чутко реагировавшая на все самые острые вызовы, стоявшие перед Россией, стала своеобразным зеркалом времени, и на ее примере можно проанализировать основные события эпохи, оказавшие влияние на мировоззрение современников. Одной и наиболее ярких, неоднозначных и важных тем для русской литературы XIX века стала, безусловно, кавказская тематика. Кавказская война, самая длинная война в отечественной истории, привела к столкновению миров, западного и восточного, русского и исламского [12, с. 122-132]. На фронтире этого столкновения в разные периоды оказались многие деятели русской литературы, от поэтов-декабристов и М. Ю. Лермонтова до творца классического русского романа – Л. В. Толстого. Все они внесли огромный вклад в становление кавказского текста русской литературы, все еще привлекающего огромное внимание литературоведов. Однако большинство их работ нацелено на изучение общекультурного контекста взаимодействия кавказских и русских реалий на фоне кавказской войны и влияния последней на Российскую империю. Вместе с тем проблематика репрезентации образа кавказской женщины в русской литературе XIX века все еще остается недостаточно раскрытой. Именно данный фактор определяет актуальность данного исследования, направленного на анализ эволюции образа кавказской женщины в русской литературной традиции XIX.

Рассматривая тему отражения образа кавказской женщины в произведения русских авторов XIX века, необходимо, прежде всего, обозначить основные мотивы восприятия Кавказа российской политической и культурной элитой соответствующей эпохи. Важно отметить, что кавказский текст русской литературы в целом находился под большим влиянием европейского феномена ориентализма, воспринимавшего восток как абсолютно иной мир, находившийся во всех возможных смыслах в оппозиции к западу и обреченный на покорение ему. Основными культурными доминантами восточной культуры в зеркале европейского ориентализма считались иррациональность, загадочность, романтичность и экзотичность Востока, которая в перцепции художников XIX века понималась как суть восточной жизни, кардинально противоположной мировоззрению Запада. Социально-политический фон встречи России с миром Кавказа, а именно длительная, жестокая и бескомпромиссная Кавказская война, в которой русские и горцы сражались до победного конца, равно как и преобладание романтизма как художественного стиля в русской литературе начала XIX столетия, во многом способствовали такой перцепции Кавказа. В силу данных процессов большинство русских писателей и поэтов, от М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина до А. Бестужева-Марлинского и Л. Н. Толстого, описывали Северный Кавказ в категориях земли войны и разбоя, мятежа и борьбы, что оставило заметный отпечаток и на восприятии русскими писателями образа кавказской женщины.

Центральными элементами образа кавказской женщины в русской литературе первой половины девятнадцатого века становятся такие характерные для стиля романтизма черты, как внутреннее бунтарство, стремление к абсолютной личной свободе и любви, противопоставление себя общественным установкам и явный приоритет личного над навязанными извне установками. Кавказская женщины в восприятии русских поэтов романтической эпохи является живым воплощением абсолютной красоты, женского достоинства, грации и самопожертвования. Как по своим внешним свойствам, так и по своему восприятию мира она отличается от европейских женщин, и в этой ее экзотичности поэты находят источник вдохновения. Наиболее яркими примерами подобного романтической перцепции кавказкой женщины является поэзия М. Ю. Лермонтова и поэма А. С. Пушкина «Кавказский пленник» [1].

Главная героиня пушкинского «Кавказского пленника», описанная не по личному имени, а по наименованию своей национальности – Черкешенка – является идеальным образчиком романтического взгляда на личность горянки. Сам факт отсутствия личного имени как бы наталкивает читателя на мысль о том, что перед ним представлен не просто единичный и исключительный образ кавказской женщины, а как некий срез самого типа кавказского женщины, сильно отличной от женщины русской или европейской. Центральным мотивом взаимоотношений Черкешенки с кавказским пленником также становятся характерные для романтизма мотивы обреченной любви и стремления к свободе [3, с. 118-128].

Подобно героям ориенталистских произведений Джорджа Байрона, Пушкин помешает пленника и Черкешенку в необыкновенные обстоятельства, на фоне которых зреет зерно сложнейшей любовной коллизии. Весь набор внешних условий – война, культурные установки, пленение героя и антагонизм горцев и русских – делает союз двух героев практически невозможным [2, с. 486-494]. При этом самих их объединяет общее романтическое восприятие жизни: стремление уйти от жесткого диктата своих обществ, разочарование в типичной, лишенной возвышенных чувств жизни, способность к риску, чреватого гибелью, и желание истинной, противостоящей всему миру любви.

Пушкинская Черкешенка воплощает собой идеал истинно возвышенной кавказской женщины, готовой не только противостоять давлению всего мира во имя истинной любви, но и способной отказаться от этой любви, если она не способна соответствовать ее личным высоким критериям. Помимо этого, типичными характеристиками кавказской женщины в «Кавказском пленнике» является душевная чуткость героини, спасающей человека, по всем понятиям ее жизни равного смертельному врагу, и внутреннее бунтарство, готовность принести в жертву всю свою жизнь, что и происходит в финальной части поэмы, когда освобожденный пленник осознает гибель даровавшей ему свободу Черкешенки [5, с. 101-103]. Уникальная нравственная полярность кавказкой женщины, сочетание в ее природе смирения и бунтарства, жажды свободы со способностью покоряться возлюбленному мужчине, обстоятельства любви как необходимого условия для раскрытия всей сложной природы кавказской женщины, заданные в «Кавказском пленнике» А. С. Пушкина, получили свое продолжение в творчестве главного певца Кавказа в русской литературе – Михаила Юрьевича Лермонтова, и заложили основы самого типа кавказской женщины в русской и мировой литературе.

Отражение образа кавказской женщины в творчестве М. Ю. Лермонтова в своих основных проявлениях является продолжением пушкинского восприятия данной проблематики, однако объемность, глубина и сложность передачи сущности горянки в его творениях переходят на принципиально новый уровень. Если пушкинская Черкешенка представляет собой хоть и яркий, но все же эпизодический и символический портрет женщины Кавказа, то лермонтовская Бэлла из романа «Герой нашего времени» играет в фабуле произведения полноценную и критически важную роль. Детализация натуры горянки в этом романе играет ключевую роль, и характер Бэллы привлекает не меньший читательский интерес, чем душевные метания самого Печорина.

Главная черта кавказской женщины, воплощенная в образе Бэллы – уникальное сочетание уважения к традициям и личному достоинству с готовностью к абсолютно рискованной и достигающей опасных пределов любви. Первая встреча Печорина и Бэллы, на которой она поет для него на кумыкской свадьбе, демонстрирует героиню, являющуюся частью своей культурной среды, а не оторванную от социальных реалий одиночку. Чтя адаты и следуя установившемуся культурному укладу Бэлла, осознает свою ценность и роль в социальной иерархии кавказского общества. Таким образом, читатель осознает, что риски, которые берет на себя героиня в дальнейшем, являются высокой платой за любовь, а не чем-то незначительным для потерявшей себя и нашедшей для себя место с воем кругу женщины. Использование Лермонтовым свадебной обрядности для отражения эпизода первой встречи Печорина с Бэлой показывает его знакомство с традициями Кавказа и придает роману особую культурологическую глубину [7].

В основной части романа, на примере взаимоотношений Бэллы и Печорина, четко прослеживается внутренний антагонизм природы кавказской женщины - сочетание природной страстности и динамизма чувств с уважением к традициям и стремлению сохранить достоинство. Даже находясь в плену, Бэлла сохраняет свою неприступность и самоуважение, отказываясь признавать за Печориным каких бы то ни было иных прав, кроме права захватчика над пленницей. В отличие от европейской женщины, Бэлла по отвечает на материальные стимулы, отказываясь от подарков Печорина и сохраняя стремление к достижению свободы: «Я твоя пленница, говорила она, – твоя раба; конечно, ты можешь меня принудить, – и опять слёзы» [6, с. 481-615]. Вместе с тем, сама обретенная свобода, дарованная ей Печориным, становится для Бэллы необходимым условием для фатальной любви, ведущей ее к гибели. Таким образом, динамизм внутренних переживаний кавказской женщины, равно ценящей мужскую силу и собственную свободу, как бы взаимоисключающих друг друга, выходят на первый план в репрезентации образа кавказской женщины в романе «Герой нашего времени». 

Еще одна сквозная линия репрезентации образа горянки в творчестве Лермонтова – это линия фатальности столкновения кавказской женщины с мужским миром и миром любви. Находясь в оппозиции к миру мужчин, борясь с ним и противостоя ему, пушкинская Черкешенка и лермонтовская Бэлла как бы ведут игру, в которой они сохраняют за собой шансы на победу. Пока они не идут на прямой контакт с мужчинами, они как бы сохраняют для них ценность, однако шаг навстречу и м становится для них прыжком в бездну, прямой дорогой трагическому финалу. Так, согласие на любовь приводит Черкешенку к самоубийству, а Бэлла к смерти от рук Казбича. В этом мотиве прослеживается сугубо ориенталистский и патриархальный взгляд на женщину, в которой она является как бы символом вершины, которую необходимо покорить. Подобный природный взгляд на женщину отличен от европейского взгляда, которого придерживается Максим Максимович, осуждающий свойственную Печорину объективацию Бэллы [8].

Особая ценность наследия М. Ю. Лермонтова в точки зрения создания образа кавказской женщины заключается в том факте, что он в своем творчестве отходит от плоского романтического взгляда на судьбу горской женщины в сторону большего реализма. Описывая отношения Печорина и Бэлы, он руководствуется не столько каноном романтической повести, но и реальными обстоятельствами Кавказа [10, с. 385-499]. В «Герое нашего времени» он исчерпывающе представляет различные варианты мотивов любви в романтической повести – мотив любви к дикарке («Бэла»), мотив любви светской женщины («Княжна Мери») и мотив «ундины» в героине фантастической повести «Тамань». Предельная реалистичность сложной судьбы кавказской женщины, находящейся на прокрустовом ложе полного подчинения обществу или же гибели от мира мужчин, наказывающих ее или равнодушных к ней, придает роману «Героя нашего времени» и образу Бэллы в ней как яркого символа свободолюбивой горянки особую ценность и глубину.

Значительный шаг в сторону большего реализма репрезентации кавказской женщины в русской литературе был сделан в творчестве Л. Н. Толстого. Проведя много лет в реалиях кавказской войны и делая на этом пути культурологические заметки, Л. Н. Толстой был не понаслышке знаком с суровой патриархальной реальностью кавказского социального и семейного уклада [12, с. 122-132]. Учет этих заметок в создании кавказских текстов графа Толстого привел к особому феномену в демонстрации им образа кавказской женщины. Этот феномен заключается в том, что Толстой не представляет женщину самостоятельной фигурой в условиях Кавказа. Кавказская женщина в творчестве Толстого всегда находится на заднем плане, она инертна и пассивна, подчинена строгими нормами адатов мужчине как в своей социальной, так и в семейной роли. Ее роль сводится к роли жены и матери, и предоставление ей слова в принятии решений представляется как бы немыслимым [4].

При этом парадоксальным образом низкая самостоятельная роль женщины уравновешивается в произведениях Толстого ее высокой ценностью для кавказских мужчин, являющихся главными героями его кавказских произведений. Так, в главном произведение Л. Н. Толстого, посвященного теме Кавказа, в повести «Хаджи-Мурат», читатель явно видит центральную роль семьи для героя повести. Осознавая и принимая во внимание ключевую роль женщины для созидания семьи, Хаджи-Мурат относится к своей жене с должным уважением и внимательностью, при этом не вовлекая ее в несоответствующие ее статусу мужские диалоги. Глубокое понимание Хаджи-Муратом женской натуры также заметно в том факте, что он повсеместно находит общий язык с женскими персонажами, находящимися в сакральном пространстве семьи, то есть в доме Воронцовых [9]. Защита семьи для Хаджи-Мурата имеет ключевую ценность, и защита женщины в этих обстоятельствах воспринимается как хоть и не ясно артикулированная, но самоочевидная ценность. В отличие от своих предшественников, Толстой помещает кавказскую героиню не в обстоятельства безумной любви, а в условия прочной семейной жизни, что намного ближе к объективному положению кавказской женщины в практическом смысле.

Особой заслугой Л. Н. Толстого с позиции формулирования образа кавказской женщины заключается в том, что он показывает русскому и мировому читателю такой, какой она является на самом деле: ограниченной обществом и традициями, отвечающей за детей и семью, простой и зависимой личностью, подчиняющейся многовековому патриархальному укладу Кавказа. Учитывая бурные обсуждения «женского вопроса» во второй половине девятнадцатого века в России и консервативную позицию самого Толстого в этом вопросе, можно предположить, что «кавказская» модель решения вопроса о женской эмансипации в большей степени соотносится с гендерными взглядами самого писателя.

Таким образом, подводя итоги данной работы, мы можем сделать однозначный вывод о том, что эволюция репрезентации образа кавказской женщины в русской литературе девятнадцатого века имела очевидный тренд на смещение с позиции романтической идеализации кавказской женщины в сторону детализации большего реализма. Основные мотивы освещения женщины Кавказа в начале столетия были заданы влиянием европейского романтизма на русскую культуру, что очевидно в раннем творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Вместе с тем, самостоятельное развитие отечественной литературной традиции, разрыв с романтической традицией в тридцатые годы девятнадцатого столетия и более близкое знакомство русских писателей со сложным миром Кавказа на фоне кавказской войны, равно как и сближение русской и кавказской культуры, привело к формированию более реалистичных женских образов в кавказском тексте. Зарождение этого тренда можно обнаружить в лермонтовском «Герое нашего времени», в сою наиболее мощную силу он приобрел в произведениях Льва Николаевича Толстого.

Список литературы

  1. Багратион-Мухранели И.Л. Кавказская женщина глазами русских писателей XIX века. Электронный ресурс «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kavkazskaya-zhenschina-glazami-russkih-pisateley-xix-v?ysclid=lr90udv84w225624583 (Дата обращения:11.01.2024).
  2. Гамзатов Г.Г. A.C. Пушкин и Кавказ: некоторые наблюдения и суждения // Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996. С. 486-494.
  3. Казарин В.П. «Кавказский пленник» A.C. Пушкина и жанр романтической поэмы // Проблемы жанра и стиля художественного произведения. Владивосток, 1988. Вып. 4. С. 118-128.
  4. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 2012.
  5. Кусов Г.И. Пушкин и кавказские женщины // Научн. мысль Кавказа. Ростов н/Д. 2001. № 1. С. 101-103.
  6. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Худож. лит., 1976. Т. 4. Проза. Письма / примеч. И.Л. Андроникова. С. 481-615.
  7. Манкиева Э.Х. Кавказоведческая ветвь русской литературы ХIХ века: взгляд на женщину. Электронный ресурс «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kavkazovedcheskaya-vetv-russkoy-literatury-hih-veka-vzglyad-na-zhenschinu (Дата обращения:11.01.2024).
  8. Манкиева Э.Х. От «femina incognita» к гендерной идентичности: образ горянки в произведениях русских писателей ХIХ века. Электронный ресурс «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-femina-incognita-k-gendernoy-identichnosti-obraz-goryanki-v-proizvedeniyah-russkih-pisateley-hih (Дата обращения:11.01.2024).
  9. Семенова С.Г. Русская литература XIX–XX веков: от поэтики к миропониманию. М.: Академический проект; Парадигма, 2016. 890 с.
  10. Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат // Толстой Л.Н. Повести. Рассказы / сост., вступит. ст. и коммент. И.И. Виноградова. М.: Сов. Россия, 1985. С. 385-499.
  11. Хубиева Ф.М. Лермонтов выше всех вершин // Русский язык и межкультурная коммуникация. 2005. № 1(5). – С. 70-75.
  12. Чанкаева Т.А. Русские писатели о горской ментальности // Вестн. Карачаево-Черкес. гос. пед. ун-та. – Карачаевск, 2000. № 3. – С. 122-132.
  13. Шебзухова Т.А., Берберова Е.Г. Северокавказский фронтир Российской империи (1722–1864 гг.). Монография. – М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2015. – 224 с.

Поделиться

300

Манкиева Э. Х., Балхаева Х. М. Эволюция образа кавказской женщины в русской литературе XIX века // Актуальные исследования. 2024. №20 (202). Ч.II.С. 32-37. URL: https://apni.ru/article/9304-evolyuciya-obraza-kavkazskoj-zhenshiny-v-russkoj-literature-xix-veka

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филология, иностранные языки, журналистика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля