Целью статьи состоит в комплексном исследовании договора контрактации на основе анализа действующего российского законодательства и правоприменительной практики.
Соответственно, в рамках реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
- определить понятие договора контрактации;
- рассмотреть требования к форме договора контрактации;
- проанализировать содержание (условия) договора;
- рассмотреть обязанности и права участников;
- рассмотреть спорные вопросы правового регулирования и определить основания расторжение договора.
Договор контрактации – это подтип договоров для особых сделок в сфере купли-продажи. Такие сделки заключают между собой производители сельскохозяйственной продукции и ее заготовители. Специальные правила, которые регулируют подготовку, заключение и исполнение договоров контрактации, закрепили в §5 главы 30 ГК РФ.
Если говорить об особенностях договора контрактации, необходимо отметить, что они заключаются также в самой специфике сельскохозяйственной продукции, так как подобная продукция зачастую подвергается воздействию факторов окружающей среды, а именно погодных условий, вредителей и других явлений, которые могут повлиять на результат процесса. Производитель сельскохозяйственной продукции считается экономически слабее заказчика, поэтому данный договор направлен на защиту интересов производителя с целью, чтобы уравнять его экономические права с аналогичными правами заказчика [4].
Договор контрактации отличается следующими параметрами:
- строго определенной сферой применения – аграрной;
- строго определенным предметом договора – только произведенная (выращенная) самостоятельно продукция в чистом виде;
- для его заключения необходимо понимать зависимость от природных факторов, которые сложно прогнозировать (например, засуха и другие погодные условия);
- ответственность контрагентов;
- договор предназначен для защиты производителя товара.
Согласно статье 536 ГК РФ заготовитель должен принять произведенную продукцию у производителя по месту назначения, при этом заготовитель не может отказаться от принятия продукции, если она соответствует всем условиям договора контрактации: сроку передачи, оговоренному объему и т. д.
Реализуемая производителем продукция – это та продукция, которую еще необходимо произвести, либо та продукция, что уже находится у производителя в распоряжении.
Исполнение любого договора, в том числе договора контрактации, предполагает, что участники имеют установленные данным договором права и обязанности, а также несут взаимную ответственность [5].
Исходя из этого, производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать заготовителю товар в оговоренном объеме и в определенный срок, а заготовитель при этом должен принять данную продукцию и обеспечить ее своевременный вывоз, если продукция соответствует всем требованиям, установленным договором контрактации.
Производителем может выступать индивидуальный предприниматель, хозяйство, коммерческая организация, то есть те, кто занимается непосредственно выращиванием (производством) продукции. Физические лица, которые занимаются производством продуктов на своих личных участках, также могут реализовывать их по договору контрактации.
Основное условие – способность производить сельхозпродукцию.
Лицо (организация), купившая готовый товар для последующей перепродажи, не может участвовать в процессе контрактации со стороны производителя.
Заготовитель – коммерческая организация, а также ИП, которые берут на себя функцию переработки с дальнейшей продажей товаров.
К этой категории можно отнести мясоперерабатывающие комбинаты, молокозаводы, оптовые торговые компании. Лица (организация), которые приобретают продукцию для личного потребления или для целей, не связанных с переработкой/перепродажей, не могут выступать заготовителем.
Основным предметом соглашения является сельхозпродукция в чистом виде, то есть без промышленной подготовки, уже готовая, имеющаяся на момент заключения, а также та, что еще будет произведена.
Например, молоко, фрукты могут стать предметом договора контрактации, а сыр, сок – нет. Данные продукты, возможно, реализовать только по договору поставки.
Согласно договору, производитель берет на себя обязательства передать второй стороне определенное количество товара, который заготовитель обязуется принять и вывезти (условия конкретного соглашения могут быть пересмотрены по взаимному согласию участников).
При ненадлежащем исполнении оговоренных условий производитель считается ответственным, если он не смог доказать, что все возможные меры были приняты для недопущения данного обстоятельства.
При этом заготовитель считается ответственным за нарушение своих обязательств только при наличии доказательств, что влияния на его действия обстоятельств непреодолимой силы.
Статьей 538 ГК РФ предусмотрено, что производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вина. То есть при наличии форс-мажорных обстоятельств сельхозпроизводитель не будет нести ответственность за непоставку урожая, если докажет, что поставка оказалась невозможной причиной этого (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
К сожалению, на сегодняшний день сложилась противоречивая арбитражная практика по вопросу освобождения сельхозпроизводителя от ответственности за неисполнение договорных подрядов по причине неблагоприятных погодных условий.
Суды приходят к выводу, что информация гидрометеостанций о засухе или осадках подтверждается лишь самим фактом сохранения современных погодных условий, но не является доказательством того, что именно они привели к дальнему неурожаю. Кроме того, производитель несет ответственность, если на момент заключения контракта станет известно об ожидаемых неблагоприятных климатических условиях. Основной сложностью в трактовке норм закона в отношении контрактации является заключение договоров на поставку будущей продукции и авансирование их денежными средствами для непосредственного создания продукции.
При этом в договорах контрактации, как правило, предусматривается условие о возвращении задолженности с начислением процентов в случае недопоставки продукции. Именно момент начисления процентов вызывает наибольшее количество судебных споров.
Единой позиции по этому вопросу судами не выработано. В ряде случаев арбитражный суд обосновывает свое решение нормами о коммерческих кредитах и взыскивает с производителя проценты за пользование денежными средствами, начиная отсчет с даты авансирование [7].
В другом постановлении по аналогичному делу суд принимает решение отказать во взыскании процентов за пользование денежными средствами. Решение мотивировано тем, что данное условие не может быть применено как мера ответственности в том случае, если имеют место природные стихийные явления.
Правовая ситуация сложная, однако опытный квалифицированный юрист может эффективно защитить интересы доверителя, аргументировано представив правовую позицию и четко и последовательно соотнеся ее с нормами закона.
В первую очередь следует иметь в виду, что, когда договором предусмотрена предварительная оплата выращивания будущего урожая, такой договор содержит все элементы соглашения контрактации с условием предварительной оплаты, а значит не должен рассматриваться как коммерческий кредит.
Ст.487ГКРФ действительно предусматривает ответственность продавца в случае неисполнения обязанности по передаче товара, который был предварительно оплачен. В частности, п. 4 ст. 487 ГК РФ предусмотрено начисление процентов за ненадлежащее исполнение обязательств, применяется данная мера исключительно в случае вины производителя.
Начисление процентов по ст. 395 ГК РФ наступает с момента, когда должна была производиться передача товара (если иное не указано в договоре), а не с того дня, когда был внесен аванс, как в случае начисления процентов по договорам коммерческого кредита.
В последнем случае проценты становятся частью основного долга и подлежат уплате сельхозпроизводителем вне зависимости от наличия его вины.
К освобождению сельхозпроизводителей от ответственности суды подходят с осторожностью. Сами по себе справки метеослужб о чрезмерных осадках либо засухе рассматриваются лишь в качестве подтверждения определенных погодных условий, но не рассматриваются в качестве прямых причин гибели посевов. Производителю необходимо представить доказательства, что были предприняты все возможные меры по сохранению посевов, либо же доказательства невозможности сохранения урожая. В противном случае суды принимают решения в пользу заготовителей.
Подводя итог, следует отметить, что несмотря на то, что споры по договорам контрактации встречаются в отечественном судопроизводстве нередко, однако анализ современной судебной практики позволяет констатировать, что к изучению данного вопроса так, и не выработан единый подход. В связи с этим становиться особенно важно всесторонне взвешенно, грамотно, аргументировано и логично, выстраивать линию защиты в суде.