В 2020 году пандемия коронавируса привела к ускоренной цифровой трансформации в мировой экономике. Важность цифровых технологий стала явно ощутима, так как компании и люди перешли на удаленные методы работы и общения для обеспечения безопасности. Этот период стал стимулом для инвестиций в цифровую инфраструктуру, развития этики искусственного интеллекта и внедрения электронного документооборота. В России рост цифровых рынков после падения из-за пандемии привел к увеличению доходов от продажи программного обеспечения и услуг. Инициативы по цифровой трансформации в пищевой и сервисной отраслях также показали успех, увеличив присутствие российских компаний на рынке цифровых технологий, особенно в секторе видеоконференцсвязи.
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предлагает стратегические рамки для развития цифровых технологий в стране, включая нормативное регулирование, развитие кадров, кибербезопасность, цифровое управление, искусственный интеллект и расширение доступа в интернет. Этот комплексный подход направлен на повышение цифровой конкурентоспособности России и улучшение жизни граждан через современные цифровые услуги и инфраструктуру.
Стратегические направления национальной программы «Цифровая экономика России» охватывают широкий спектр областей, включая законодательное регулирование цифровой сферы, развитие кадров, улучшение информационной инфраструктуры, кибербезопасность, интеграцию цифровых технологий, цифровое управление государством, искусственный интеллект, увеличение квалифицированных специалистов в IT-секторе и расширение доступа к интернету через спутниковую связь. Этот всесторонний подход отражает целостную стратегию России по переходу к цифровой трансформации, направленную на улучшение глобальной цифровой конкурентоспособности страны и повышение качества жизни её населения через новейшие цифровые сервисы и инфраструктуру.
В рамках усилий по стимулированию цифровой трансформации в различных отраслях России создание специализированных платформ играет ключевую роль в реализации национальных проектов. Например, в рамках инициативы «Производительность труда и поддержка занятости» Федеральный центр компетенций «Производительность.РФ» развертывает ИТ-платформу, способствующую доступу к передовым знаниям, методологиям и лучшим практикам в области повышения производительности как внутри страны, так и за её пределами. Также цифровая система «Эффективность.Россия» помогает бизнесу осуществить цифровую трансформацию, облегчая процессы автоматизации, управления производством и повышения устойчивости организации без необходимости значительных инвестиций в консультации и компьютерные системы.
Работа над цифровой трансформацией государственных структур управления сталкивается с определенными сложностями, особенно из-за инертности административных систем, которые неохотно меняются и предпочитают сохранять уже устоявшиеся практики. Поэтому необходим стратегический и согласованный подход к переходу на цифровые технологии, который получает поддержку на высшем уровне правительства. Важно, чтобы такие стратегии не ограничивались только словами, а включали последовательные и реальные шаги, двигающие цифровую повестку дня вперед.
Цифровизация государства является глобальной темой, которая важна для всех стран. Россия не является лидером в этой области, но и не отстает. Цифровая трансформация включает изменение организационных процессов через цифровые инструменты, что переосмысливает способы предоставления государственных услуг.
Использование цифровых технологий в государственном управлении помогает уменьшить различия в управлении и предоставлении услуг между регионами, сокращая «цифровое неравенство» и обеспечивая равный доступ к технологиям для всех слоев общества. Следует избегать создания изолированных систем данных, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие и обмен информацией.
Цифровая трансформация призвана улучшить качество управления для государства, обеспечить безопасность и доступ к цифровым услугам для граждан, а для бизнеса – создать возможности для инноваций и роста. Такой подход гарантирует создание инклюзивной и устойчивой цифровой экосистемы.
Хотя Россия добилась успехов во внедрении цифровых технологий, необходимо бороться с системными проблемами, такими как технологическая фрагментация и отсутствие единого подхода к цифровому управлению. Разработка эффективных стратегий и выравнивание цифровых проектов с общими целями необходимы для цифровой трансформации, становящейся двигателем социально-экономического развития.
Кроме того, важно обеспечить равный доступ к цифровым ресурсам по всей стране, чтобы сократить цифровое неравенство и способствовать включению всех регионов в цифровое развитие. Необходимо создать единую информационную систему, объединяющую данные на различных уровнях, чтобы обеспечить более эффективную интеграцию и прозрачность в цифровой сфере. Такой подход не только оптимизирует работу, но и улучшает процессы принятия решений в правительстве.
Для преодоления этих сложностей требуется комплексная стратегия, включающая нормативные изменения, модернизацию инфраструктуры и развитие культуры цифровых инноваций. Эта стратегия должна нацелиться на согласование цифровых систем, закрытие юридических пробелов и создание благоприятной среды для внедрения цифровых решений во всех секторах. Путем удовлетворения потребностей государства, граждан и бизнес-сообщества, Россия сможет использовать цифровые технологии как движущую силу устойчивого развития. Для достижения успеха в этом процессе необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон, имея четкое видение и решительную готовность к цифровому будущему страны.