В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста, имеющих в анамнезе расстройство аутистического спектра (РАС). Педагоги дошкольных учреждений, работающие с детьми с РАС, отмечают проблемное поведение с которыми они зачастую сталкиваются в процессе воспитания и обучения. Проблемное поведение у дошкольников с РАС оказывает отрицательное воздействие на процесс обучения, подвергает риску самого ребёнка или его окружающих, наблюдается сложность в общении ребёнка и его социализации. В результате педагогического наблюдения за дошкольниками с РАС были выявлены формы проблемного поведения: истерики, агрессии к себе, самостимуляции, неадекватность в поведении, отсутствие реакции необходимых к эффективному обучению. В связи с выявленными проблемами в работе с дошкольниками с РАС подбиралась оптимальная система, которая позволяет продуктивно проводить коррекционно-развивающий процесс по взаимодействию с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Одним из самых эффективных методов в коррекции аутизма на сегодняшний день используется АВА-терапия (система прикладного анализа поведения). АВА-терапия представлена в виде обучающей программы, основана на поведенческих технологиях и методах обучения. Рассматривая, АВА как научную дисциплину, отметим, что она изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение человека и её манипуляцию этими факторами на изменение поведения. В работе с детьми с РАС методом АВА впервые использовал доктор Ивар Ловаас в 1963 году в Калифорнийском университете.
Использование данного метода с детьми с РАС подтверждается многочисленными исследованиями в устойчивом становлении многих навыков у детей с аутизмом [1].
Работая с детьми с РАС по обучающей программе методом, АВА, ребёнок строго должен подчиняться правилам и инструкциям педагога. Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план поэтапного освоения определённых навыков. Программой предусмотрено освоение ребёнком двух-трёх между собой связанных навыка. Педагогу необходимо строго выстраивать поэтапное освоения новых навыков используя педагогический принцип «от простого к сложному».
Используя, АВА-терапию в работе с дошкольниками с РАС все сложные навыки, речь, игра, умение смотреть в глаза и другие делятся на блоки-действия. На первом этапе педагог разучивает каждое действие отдельно, затем все действия соединяются в цепочку образуя при этом одно сложное действие. В процессе обучения педагог строго управляет деятельностью ребёнка и пресекает любую инициативу с его стороны. Все правильные действия отрабатываются у ребёнка до автоматизма, если ребёнок допускает ошибки, то они тут же должны строго устраняться.
Методы подсказки и стимулы необходимо использовать в процессе освоения навыков достигая при этом желаемого поведения у ребёнка. В работе с дошкольниками с РАС используют несколько типов подсказок:
- вербальные;
- моделирование: точная демонстрация действия, которые ребёнок должен выполнить;
- физические подсказки: прикосновение, «рука к руке»;
- подсказки-жесты: указание на предмет, взгляд в нужном направлении, прикосновение или движение к нужному предмету.
Стимулы могут быть как положительными, так и отрицательными. Цель программы АВА заключается в умении ребёнка использовать полученные навыки в освоении окружающего мира самостоятельно.
АВА-терапия имеет в своём арсенале несколько моделей и рассчитана на дошкольный возраст от 1,5 до 5 лет. Наиболее эффективно коррекцию нежелательного поведения проводить в дошкольном возрасте, так как в этом возрасте нежелательное поведение ещё неустойчивое и педагогу будет легче управлять поведением ребёнка с аутизмом в случае агрессии или самоагрессии. Применяя метод, АВА-терапию в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми с РАС проводится как индивидуально, так и группой.
Одним из важных шагов на первом этапе работы – установление контакта с ребёнком. Первые занятия с обучающим необходимо проводить в интересной, доступной форме, вызвать у ребёнка положительные эмоции и мотивацию к занятиям. Требования к ребёнку на первых занятиях минимальные, поощрения за каждое выполненное задание максимальное. Занятия необходимо проводить с ребёнком в комфортной обстановке и непринуждённой форме.
В виде поощрения педагог использует не только словесный метод, но и наглядный, предметный (медальки, игрушки, жетоны).
На втором этапе педагог проводит мониторинг, с целью выявления и оценки первоначальных навыков у ребёнка с РАС. Это позволяет выстроить индивидуальный план обучения и подготовить все необходимые средства для продуктивной коррекционной и обучающей работы. В индивидуальном плане педагог учитывает именно те цели, которые необходимы ребёнку для успешной его социализации. Например, если ребёнок с РАС не умеет адекватно отзываться на просьбы педагога, то это может быть одним из важных показателей того, что работа должна быть направлена на отработку этого навыка у ребёнка.
Выстраивание плана работы по коррекции нежелательного поведения у дошкольников с РАС определяется целью по эффективному ослаблению нежелательного поведения. В индивидуальной карте ребёнка ведётся запись неадекватного поведения, время проявления, устанавливается причина.
Одной из проблем у детей с РАС является использование речи для общения и её понимания, которая напрямую оказывает влияние на нежелательное поведение у ребёнка. Обучение речевым навыкам в условиях дошкольного образовательного учреждения педагоги разделяют на пять категорий:
- расширение репертуара слушателя: упражнения на восприятие речи у ребёнка, развитие умений правильно отзываться на обращения, действия;
- развитие эхо-навыков: повторять сказанное за педагогом;
- развитие навыка просьбы: отработка навыка не только просьбы, но и умения отказаться от нежелательного поведения;
- развитие навыка наименования: умение ребёнка рассказать о своих чувствах;
- развитие и обучение навыка отвечать на вопросы: умение вступать в беседу, поддерживать её.
В процессе коррекции нежелательного поведения с детьми с РАС в дошкольном учреждении используют блок обучения навыку имитации. Имитация позволяет ребёнку развивать умение наблюдать за другими людьми и сделать так же. Дети в дошкольном возрасте в основном осваивают практические навыки через имитацию, у детей аутистов этот навык не сформирован и требует специального обучения [2].
В коррекционную работу входит обучение навыкам игры детей с РАС. Наблюдения за детьми показывают, что у дошкольников с РАС не развиты навыки игры с игрушками, со сверстниками. Обучение навыкам игры проводится педагогами с использованием инструкции для ребёнка (объяснение действий).
В работу, проводимую педагогами с детьми с РАС, относится и процедура по устранению агрессии и самоагресии, аутостимулятивным и стереотипным поведением, устранение проблем с питанием, сном и туалетом.
Все перечисленные коррекционные блоки коррекционной работы с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении тесно связаны и взаимодополняют друг друга. Это позволяет у ребёнка снять напряжение, устранить нежелательное поведение, быть внимательным во время занятия, освоить навыки, дающие ему возможность замещения нежелательных форм поведения желательными. Педагоги ДОУ тесно сотрудничают с родителями детей с РАС, консультируют их по закреплению полученных навыков в домашних условиях, проводят систематически информационную работу в сети Интернет.