Молодежная политика является не только одним из главных направлений становления и развития государства, но и основополагающим обстоятельством социально-экономической и политической жизни. Молодежная политика реализуется на федеральном, региональном и на муниципальном уровне. И ее реализация имеет важнейшее значение в формировании благоприятных условий жизнедеятельности молодого поколения, и как следствие ‒ ключевым фактором развития территорий. Исходя из этого, изучение процессов, происходящих в молодежной среде, является актуальным.
В общем отношении реализация молодежной политики на муниципальном уровне происходит в парадигме государственной, но, тем не менее, она имеет свои характерные черты. Если государственная политика формирует основы решения проблем общегосударственного характера, то муниципальная – только локальных, опираясь и руководствуясь государственными программами и стратегиями, достигая определенных целей и одновременно учитывая специфику каждой отдельной общины, ее интересы и потребности [1, с. 1094].
Таким образом, несмотря на тесную взаимосвязь с государственной политикой, муниципальная молодежная политика представляет комплекс целей и мер, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и предоставления условий и гарантий для самореализации молодых людей и развития молодежных объединений, движений, инициатив. [6, с. 720]. Главной целью реализации муниципальной молодежной политики является создание условий для максимального раскрытия инновационного потенциала молодежи в интересах развития общества, обеспечения должного уровня ее конкурентоспособности [4, с. 39].
Сам процесс реализации молодежной политики на муниципальном уровне характеризуется совокупностью целей и мер, которые принимаются органами местного самоуправления для создания и обеспечения гарантий и условий самореализации личности молодых людей и развития молодежных инициатив, движений и объединений. С этой целью используется сотрудничество органов местного самоуправления, учреждений и организаций всех форм собственности, общественных объединений в вопросах поддержки и развития молодежи. В качестве инструмента реализации молодежной политики на местном уровне также используется участие молодежи в процессах принятия решений местными органами власти через консультирование или создание молодежных советов, палат, парламентов, участие в работе студенческого самоуправления, общественных объединений, в том числе молодежных организаций при взаимодействии с политическими партиями, местными органами власти.
Как инструмент реализации молодежной политики на муниципальном уровне отдельно можно выделить программно-целевой подход, который предусматривает разработку и реализацию муниципальных программ. Условно программы в сфере муниципальной молодежной политики можно разделить по следующим направлениям:
- развитие физической культуры и спорта, молодежного туризма;
- поддержка молодежного творчества;
- комплексные программы поддержки молодежи.
Большинство муниципальных целевых программ составлены по следующим направлениям практической деятельности и внедрению молодежной политики на местном уровне:
- развитие общественной активности молодежи, поддержка общественных социальных инициатив;
- формирование у молодежи основ гуманистического мировоззрения, нравственных, культурных, общечеловеческих ценностей, становление и развитие чувства патриотизма и национального самосознания;
- организация занятости молодежи и развитие предпринимательских инициатив;
- формирование здорового образа жизни, предотвращение негативных явлений в молодежной среде;
- формирование правовой культуры и профилактика правонарушений среди детей и молодежи;
- социальная защита и поддержка молодых семей, предупреждение проявлений насилия в семье, обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин;
- поддержка и развитие творческого, интеллектуального потенциала детей и молодежи, организация содержательного досуга.
Вместе с тем наличие таких программ не всегда свидетельствует об их качестве. Как отмечает Стрыгина М. Ю., большинство муниципальных программ в сфере молодежной политики носят обобщенный, шаблонный характер и не отражают реальных потребностей и интересов целевой категории населения того или иного муниципального образования [5, с. 109].
Указанная проблема реализации молодежной политики на муниципальном уровне не является единственной. В частности, Войтенко Е. И. выделяет еще три существенные, по его мнению, проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне [3, с. 36]:
- недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения молодежной политики;
- ограниченность муниципальных учреждений и органов по делам молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;
- отсутствие у молодежи информации о действующих направлениях молодежной политики в их муниципальном образовании, профильных учреждениях, технологиях работы с молодежью.
Ахмедов А. А. в качестве главной проблемы молодежной политики на муниципальном уровне выделяет неразвитость молодежной инфраструктуры. Как он отмечает, в настоящее время в небольших населенных пунктах такая инфраструктура почти отсутствует; большинство молодого населения проживает в городских населенных пунктах, а те, кто проживают в сельских – в основном стремятся перебраться в город. Это, в первую очередь, обусловлено отсутствием молодежной инфраструктуры, перспектив трудоустройства и карьерного роста [2, с. 34].
Перечисленные и иные проблемы влекут за собой низкую включенность молодежи в процессы местного самоуправления. На этой основе возникает необходимость поиска путей и инструментов совершенствования реализации молодежной политики на муниципальном уровне. Как уже отмечалось, в настоящее время на местном уровне имеющиеся молодежные целевые программы имеют ряд существенных недостатков. Однако в них предусмотрено участие представителей всех общественных секторов одновременно. В частности, для обеспечения участия молодежи в этой части важно их вовлечение в процесс разработки соответствующей муниципальной целевой программы. Иными словами, при разработке муниципальной молодежной политики требуется переориентация на интересы соответствующей целевой группы.
Однако не только участие общественного сектора молодежи является чрезвычайно важным. Так, в рамках межсекторного взаимодействия также необходимо налаживание сотрудничества субъектов местного самоуправления с как можно более широким кругом бизнес-структур. Учитывая, что для молодежи достойное рабочее место и заработная плата является едва ли не самой острой проблемой, именно сотрудничество с бизнесом позволит удержать молодых людей в муниципальном образовании.
Так, за счет такого сотрудничества субъекты местного самоуправления могут достичь следующих результатов:
- стать «посредниками» между бизнесом, которому нужны специалисты должной квалификации, и молодежью, которая ищет достойное рабочее место (например, проведение «ярмарок профессий», тренингов, встреч с успешными местными бизнесменами, с успешно трудоустроенной молодежью и т. д.);
- осуществлять целевую подготовку специалистов соответствующего профиля, опираясь на конъюнктуру местного рынка труда (например, проведение профориентации среди молодежи, изучение потребностей местного бизнеса в определенных категориях профессий, целевое обучение молодежи за счет средств местных бюджетов и за счет бизнеса и т. д.);
- найти дополнительные источники финансирования для реализации молодежных проектов (привлечение спонсорских средств к проведению массовых молодежных развлекательных мероприятий, социальных акций).
Невозможно совершенствовать молодёжную политику без квалифицированных кадров. Необходимо предусмотреть систему мер поддержки специалистов отрасли молодежной политики для закрепления специалистов для работы с молодёжью в сельских территориях.
Возникает необходимость открытия в поселениях муниципальных образований отделений молодежных центров с учетом особенностей территорий, что позволит обеспечить доступ молодёжи всех сёл к услугам, предоставляемым молодежными центрами и создать условия для возникновения в поселениях молодежных проектных команд как гибких временных творческих групп, ориентированных на разработку новых социальных проектов.
На основе приведенных направлений развития молодежной политики на местном уровне, можно отметить, что механизмы реализации рассматриваемой политики есть не что иное, как общественно-муниципальное управление, которое может быть реализовано в различных формах: общественные, наблюдательные и координационные советы по молодежной политике при администрациях, рабочие группы, совещания и переговорные площадки «бизнес – молодежь – власть», совместные проекты, в которых каждая из сторон стремится к достижению своих целей, но не за счет перераспределения имеющихся ресурсов, а за счет создания новых.
Муниципальная молодежная политика должна определяться муниципальными властями как кадровая политика будущего, выступать объектом вложения сил и средств в будущее. В данном отношении ее стратегической целью должно стать создание необходимых условий по реализации и развитию потенциала молодежи, повышению ее конкурентных преимуществ при вступлении во все сферы жизни государства и общества. Кроме того, главная задача должна заключаться не только в оказании поддержки муниципальным образованием по отношению к молодежи, а, напротив, в привлечении молодых граждан к работе над увеличением городских благ, то есть, молодежь должна превратиться в главную созидательную силу развития муниципального образования. Таким образом, особое значение при реализации молодежной политики отводится именно муниципальному уровню, представляющей собой многокомпонентную систему, целостную совокупность приоритетов, целей, функций, форм, методов, средств деятельности органов местного самоуправления как института власти и гражданского общества. Ее назначение – защита прав, интересов, социальных политических гарантий молодежи различных социальных статусов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.