Главная
АИ #20 (202)
Статьи журнала АИ #20 (202)
Кластерный подход к измерению уровня креативности Дальневосточного федерального ...

Кластерный подход к измерению уровня креативности Дальневосточного федерального округа

Автор(-ы):

Белова Екатерина Евгеньевна

18 мая 2024

Научный руководитель

Баранова Ольга Александровна

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

креативные индустрии
креативная экономика
региональная экономика
трансформация экономики
кластерный анализ
конкурентоспособность регионов

Аннотация статьи

Креативные индустрии – сектор экономики, включающий в себя различные отрасли, связанные с производством и распространением культурных и творческих продуктов и услуг. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире происходит структурная трансформация экономики. Страны, чтобы занять лидирующее положение на мировой арене, делают упор на развитии непроизводственных секторов экономики. В связи с этим возникает растущий интерес к креативным индустриям, которые становятся драйвером экономического развития. Произведенный кластерный анализ регионов Дальневосточного федерального округа позволил выявить регионы-лидеры, имеющие высокий потенциал развития креативных индустрий и сопоставить результаты с исследованием ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в котором в целях сопоставительного анализа и ранжирования субъектов Российской Федерации был разработан Российский региональный индекс креативных индустрий (РРИКИ).

Текст статьи

В настоящее время фокус исследований все больше перемещается в область изучения конкурентоспособности регионов.

Одним из факторов повышения конкурентоспособности может стать создание кластеров, которые являются одним из проявлений процессов концентрации экономической активности в регионе.

Кластер – группа фирм, объединенных с ними экономических субъектов и институтов, которые расположены рядом друг с другом и достигают достаточного масштаба для развития специальных знаний, услуг, ресурсов, навыков и появления общих поставщиков [3].

Креативные кластеры объединяют в себе две составляющие – культурную и бизнес-идеи. Целью их создания является извлечение прибыли из развлечения, творчества и искусства, объединение креативных деятелей в рамках одной локации для совместной работы и взаимодействия.

Задача креативных кластеров – открыть обществу дополнительные возможности для самореализации, творческого самовыражения и развития потенциала.

Методология Европейской кластерной обсерватории для идентификации и оценки потенциальных кластеров выделяет три ключевых индикатора: «размер» (size), «специализация» (specialization) и «фокус» (focus) (табл. 1) [4, с. 3].

Таблица 1

Индикаторы оценки потенциальных кластеров

ИндикаторФормулаУсловные обозначение
Размерimage.png

Size – «размер» кластерной группы i;

Emp i – количество занятых в кластерной группе i;

Emp ig – количество занятых в секторе экономики i в регионе g;

Фокусimage.png

Emp ig – количество занятых в кластерной группе i в регионе g;

Emp g – количество занятых в регионе g.

Специализацияimage.png

LQ – коэффициент локализации;

Emp ig – количество занятых в секторе экономики i в регионе g;

Emp g – общее количество занятых в регионе g;

Emp i – количество занятых в секторе экономики i;

Emp – общее количество занятых в стране.

Размер – доля региона в общей численности занятых в кластерной группе по стране. Значимость по показателю «размер» имеет место в том случае, когда регион попадает в 10% регионов, лидирующих по этому показателю.

Специализация оценивается коэффициентом локализации, который рассматривается как значимый в случае превышения единицы.

Показатель «фокус» рассчитывается исходя из доли кластера в общей численности занятых региона, считается значимым в том случае, если он входит в 10% кластеров одной категории, на которые приходится наибольшая доля общей занятости в данном регионе.

Произведем расчет данных показателей по Дальневосточному федеральному округу (табл. 2).

Таблица 2

Показатели значимости регионов в кластерной группе «Креативные индустрии» ДФО

Регион ДФОКоэффициент локализацииРазмерФокус
Коэф.%Коэф.%
Амурская область0,140,00080,080,00980,98
Еврейская АО0,040,00000,000,00290,29
Забайкальский край0,110,00070,070,00770,77
Камчатский край0,070,00020,020,00470,47
Магаданская область0,180,00020,020,01251,25
Приморский край0,140,00180,180,00940,94
Республика Бурятия0,090,00050,050,00610,61
Республика Саха (Якутия)0,170,00110,110,01131,13
Сахалинская область0,200,00070,070,01371,37
Хабаровский край0,160,00150,150,01081,08
Чукотский АО0,180,00010,010,01201,20

Таким образом, к регионам ДФО, обладающим наибольшим потенциалом для создания кластеров можно отнести Республику Саха (Якутия), где уже имеется 1 креативный кластер («Квартал труда», 2022), Чукотский АО, Сахалинскую и Магаданскую области.

Вторая группа включает в себя Приморский край (Фабрика «Заря», 2013 г.), Амурскую область, Забайкальский и Хабаровский края [1, с. 39].

В число регионов с наименьшим показателем локализации попали следующие регионы: Еврейская АО, Камчатский край, Республика Бурятия. В данных регионах сосредоточен низкий процент людей, занятых в креативной сфере региона.

Кроме этого, одним из важнейших показателей оценки целесообразности развития регионов в креативном направлении является генерируемая выручка (табл. 3).

Таблица 3

Вклад креативных индустрий в ВРП

РегионВыручка, млрд руб.Вклад в ВРП, %
Амурская область11,51,9
Еврейская АО0,40,6
Забайкальский край10,51,5
Камчатский край11,70,9
Магаданская область3,01,9
Приморский край44,72,2
Республика Бурятия4,61,4
Республика Саха (Якутия)29,51,6
Сахалинская область23,42,5
Хабаровский край38,12,2
Чукотский АО2,51,3

Лидерами по вкладку в экономику региона стала Сахалинская область, Хабаровский и Приморский края, Магаданская и Амурская области.

Анализируя соотношения числа занятых в экономике и вклада в ВРП, можно отметить, что наиболее целесообразным является дальнейшее развитие креативных кластеров в Республике Саха (Якутия) и Приморском крае.

Высоким потенциалом обладают Республика Бурятия (точка притяжения – Байкал) а также создание новых кластеров в Сахалинской области, Хабаровском и Забайкальском краях.       

В свою очередь, исследования ВШЭ показали, что регионы ДФО распределились следующим образом (рис.).

image.png

Рис. Распределение регионов ДФО согласно индексу РРИКИ (ВШЭ) [2, с. 6]

Камчатский край вошел в число «аутсайдеров» по рассчитанным показателям (кластерный анализ), однако стоит отметить большой потенциал региона, который набирает обороты в последние годы (арт-кластер «ИКРА» (инкубатор, коворкинг, резиденция, арт-галерея)) и требует поддержки со стороны вышестоящего бюджета.

Текущее положение уровня развития креативных индустрий согласно результатам кластерного анализа может быть напрямую связано с количеством самозанятых в регионах Дальнего Востока (табл. 4).

Таблица 4

Самозанятые в Дальневосточном федеральном регионе

РегионКол-во самозанятых, тыс. чел.Кол-во занятых в регионе, тыс. чел.%, самозанятых от общего числа занятых в регионе
Амурская область28,43867,4
Еврейская АО4,9736,7
Забайкальский край46,946510,1
Камчатский край11,91726,9
Магаданская область0,4800,5
Приморский край92,09509,7
Республика Бурятия21,63955,5
Республика Саха (Якутия)47,847010,2
Сахалинская область17,52636,7
Хабаровский край58,06878,4
Чукотский АО1,0293,4

Благодаря существующему Фонду поддержки предпринимательства «Мой бизнес», каждый желающий может рассчитывать на поддержку в виде льготного кредитования, грантов и активной рекламы с целью увеличения спроса на продукцию. Так, согласно статистике федеральной налоговой службы, количество самозанятых за последний год в стране увеличилось на 39% – с 6,6 млн до 9,3 млн человек, в чем отчасти есть заслуга Фонда, ведь все эти условия позволяют начинающим предпринимателям активно развивать свой бизнес, в том числе в области креативных индустрий.

Таким образом, проведенное исследование с использованием кластерного анализа помогло выявить в Дальневосточном федеральном округе регионы-лидеры в сфере креативных индустрий. Оцененный потенциал регионов поможет в дальнейшем направить усилия именно в данные точки роста округа.

Список литературы

  1. Восточный центр государственного планирования // Креативные индустрии Дальнего Востока, вклад в экономику, ограничения и возможности развития, Хабаровск, Москва, 2023. URL: https://vostokgosplan.ru/wp-content/uploads/digest-creative_dfo.pdf (дата обращения 08.05.2024).
  2. Высшая школа экономики (национальный исследовательский университет) // Рейтинг креативных регионов России, Научный дайджест, спецвыпуск № 3, 2023. URL: https://www.hse.ru/data/202 3/11/14/2106798958/Human_Capital_NCMU_Digest_Special_Issue_3_Creative_Regions_11-2023.pdf (дата обращения 08.05.2024).
  3. Пилипенко И.В., Конкурентоспособность регионов и кластерная политика в России, МГУ им. М.В. Ломоносова URL: http://www.i-pilipenko.ru/Pilipenko_HSEConf_2008_text2009.pdf (дата обращения 16.05.2024).
  4. Растворцева С.Н., Череповская Н.А. Идентификация и оценка региональных кластеров // Экономика региона. 2013. № 4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identifikatsiya-i-otsenka-regionalnyh-klasterov (дата обращения: 07.05.2024).

Поделиться

274

Белова Е. Е. Кластерный подход к измерению уровня креативности Дальневосточного федерального округа // Актуальные исследования. 2024. №20 (202). Ч.IV.С. 21-25. URL: https://apni.ru/article/9330-klasternyj-podhod-k-izmereniyu-urovnya-kreativnosti-dalnevostochnogo-federalnogo-okruga

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля