В настоящее время фокус исследований все больше перемещается в область изучения конкурентоспособности регионов.
Одним из факторов повышения конкурентоспособности может стать создание кластеров, которые являются одним из проявлений процессов концентрации экономической активности в регионе.
Кластер – группа фирм, объединенных с ними экономических субъектов и институтов, которые расположены рядом друг с другом и достигают достаточного масштаба для развития специальных знаний, услуг, ресурсов, навыков и появления общих поставщиков [3].
Креативные кластеры объединяют в себе две составляющие – культурную и бизнес-идеи. Целью их создания является извлечение прибыли из развлечения, творчества и искусства, объединение креативных деятелей в рамках одной локации для совместной работы и взаимодействия.
Задача креативных кластеров – открыть обществу дополнительные возможности для самореализации, творческого самовыражения и развития потенциала.
Методология Европейской кластерной обсерватории для идентификации и оценки потенциальных кластеров выделяет три ключевых индикатора: «размер» (size), «специализация» (specialization) и «фокус» (focus) (табл. 1) [4, с. 3].
Таблица 1
Индикаторы оценки потенциальных кластеров
Индикатор | Формула | Условные обозначение |
Размер | Size – «размер» кластерной группы i; Emp i – количество занятых в кластерной группе i; Emp ig – количество занятых в секторе экономики i в регионе g; | |
Фокус | Emp ig – количество занятых в кластерной группе i в регионе g; Emp g – количество занятых в регионе g. | |
Специализация | LQ – коэффициент локализации; Emp ig – количество занятых в секторе экономики i в регионе g; Emp g – общее количество занятых в регионе g; Emp i – количество занятых в секторе экономики i; Emp – общее количество занятых в стране. |
Размер – доля региона в общей численности занятых в кластерной группе по стране. Значимость по показателю «размер» имеет место в том случае, когда регион попадает в 10% регионов, лидирующих по этому показателю.
Специализация оценивается коэффициентом локализации, который рассматривается как значимый в случае превышения единицы.
Показатель «фокус» рассчитывается исходя из доли кластера в общей численности занятых региона, считается значимым в том случае, если он входит в 10% кластеров одной категории, на которые приходится наибольшая доля общей занятости в данном регионе.
Произведем расчет данных показателей по Дальневосточному федеральному округу (табл. 2).
Таблица 2
Показатели значимости регионов в кластерной группе «Креативные индустрии» ДФО
Регион ДФО | Коэффициент локализации | Размер | Фокус | ||
Коэф. | % | Коэф. | % | ||
Амурская область | 0,14 | 0,0008 | 0,08 | 0,0098 | 0,98 |
Еврейская АО | 0,04 | 0,0000 | 0,00 | 0,0029 | 0,29 |
Забайкальский край | 0,11 | 0,0007 | 0,07 | 0,0077 | 0,77 |
Камчатский край | 0,07 | 0,0002 | 0,02 | 0,0047 | 0,47 |
Магаданская область | 0,18 | 0,0002 | 0,02 | 0,0125 | 1,25 |
Приморский край | 0,14 | 0,0018 | 0,18 | 0,0094 | 0,94 |
Республика Бурятия | 0,09 | 0,0005 | 0,05 | 0,0061 | 0,61 |
Республика Саха (Якутия) | 0,17 | 0,0011 | 0,11 | 0,0113 | 1,13 |
Сахалинская область | 0,20 | 0,0007 | 0,07 | 0,0137 | 1,37 |
Хабаровский край | 0,16 | 0,0015 | 0,15 | 0,0108 | 1,08 |
Чукотский АО | 0,18 | 0,0001 | 0,01 | 0,0120 | 1,20 |
Таким образом, к регионам ДФО, обладающим наибольшим потенциалом для создания кластеров можно отнести Республику Саха (Якутия), где уже имеется 1 креативный кластер («Квартал труда», 2022), Чукотский АО, Сахалинскую и Магаданскую области.
Вторая группа включает в себя Приморский край (Фабрика «Заря», 2013 г.), Амурскую область, Забайкальский и Хабаровский края [1, с. 39].
В число регионов с наименьшим показателем локализации попали следующие регионы: Еврейская АО, Камчатский край, Республика Бурятия. В данных регионах сосредоточен низкий процент людей, занятых в креативной сфере региона.
Кроме этого, одним из важнейших показателей оценки целесообразности развития регионов в креативном направлении является генерируемая выручка (табл. 3).
Таблица 3
Вклад креативных индустрий в ВРП
Регион | Выручка, млрд руб. | Вклад в ВРП, % |
Амурская область | 11,5 | 1,9 |
Еврейская АО | 0,4 | 0,6 |
Забайкальский край | 10,5 | 1,5 |
Камчатский край | 11,7 | 0,9 |
Магаданская область | 3,0 | 1,9 |
Приморский край | 44,7 | 2,2 |
Республика Бурятия | 4,6 | 1,4 |
Республика Саха (Якутия) | 29,5 | 1,6 |
Сахалинская область | 23,4 | 2,5 |
Хабаровский край | 38,1 | 2,2 |
Чукотский АО | 2,5 | 1,3 |
Лидерами по вкладку в экономику региона стала Сахалинская область, Хабаровский и Приморский края, Магаданская и Амурская области.
Анализируя соотношения числа занятых в экономике и вклада в ВРП, можно отметить, что наиболее целесообразным является дальнейшее развитие креативных кластеров в Республике Саха (Якутия) и Приморском крае.
Высоким потенциалом обладают Республика Бурятия (точка притяжения – Байкал) а также создание новых кластеров в Сахалинской области, Хабаровском и Забайкальском краях.
В свою очередь, исследования ВШЭ показали, что регионы ДФО распределились следующим образом (рис.).
Рис. Распределение регионов ДФО согласно индексу РРИКИ (ВШЭ) [2, с. 6]
Камчатский край вошел в число «аутсайдеров» по рассчитанным показателям (кластерный анализ), однако стоит отметить большой потенциал региона, который набирает обороты в последние годы (арт-кластер «ИКРА» (инкубатор, коворкинг, резиденция, арт-галерея)) и требует поддержки со стороны вышестоящего бюджета.
Текущее положение уровня развития креативных индустрий согласно результатам кластерного анализа может быть напрямую связано с количеством самозанятых в регионах Дальнего Востока (табл. 4).
Таблица 4
Самозанятые в Дальневосточном федеральном регионе
Регион | Кол-во самозанятых, тыс. чел. | Кол-во занятых в регионе, тыс. чел. | %, самозанятых от общего числа занятых в регионе |
Амурская область | 28,4 | 386 | 7,4 |
Еврейская АО | 4,9 | 73 | 6,7 |
Забайкальский край | 46,9 | 465 | 10,1 |
Камчатский край | 11,9 | 172 | 6,9 |
Магаданская область | 0,4 | 80 | 0,5 |
Приморский край | 92,0 | 950 | 9,7 |
Республика Бурятия | 21,6 | 395 | 5,5 |
Республика Саха (Якутия) | 47,8 | 470 | 10,2 |
Сахалинская область | 17,5 | 263 | 6,7 |
Хабаровский край | 58,0 | 687 | 8,4 |
Чукотский АО | 1,0 | 29 | 3,4 |
Благодаря существующему Фонду поддержки предпринимательства «Мой бизнес», каждый желающий может рассчитывать на поддержку в виде льготного кредитования, грантов и активной рекламы с целью увеличения спроса на продукцию. Так, согласно статистике федеральной налоговой службы, количество самозанятых за последний год в стране увеличилось на 39% – с 6,6 млн до 9,3 млн человек, в чем отчасти есть заслуга Фонда, ведь все эти условия позволяют начинающим предпринимателям активно развивать свой бизнес, в том числе в области креативных индустрий.
Таким образом, проведенное исследование с использованием кластерного анализа помогло выявить в Дальневосточном федеральном округе регионы-лидеры в сфере креативных индустрий. Оцененный потенциал регионов поможет в дальнейшем направить усилия именно в данные точки роста округа.