Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Специфика постановочной деятельности хореографа студии современного танца

Специфика постановочной деятельности хореографа студии современного танца

Научный руководитель

Татаринцев Андрей Юрьевич

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

композиция
постановочная работа хореографа
современный танец
танцевальная студия
хореографическое искусство

Аннотация статьи

В статье рассматривается процесс создания современного хореографического произведения и акцентируется внимание на композиционном построении танцевального номера, выборе и совершенствовании хореографической лексики. Выдвигается предположение о том, что отказ от стереотипных движений позволит сделать танцевальную постановку более выразительной и яркой для визуального восприятия зрительской аудиторией.

Текст статьи

Введение

Хореография (от др.-греч. χορεία - хороводная пляска, хоровод + γράφω – записываю, пишу) как искусство создания и сценического воплощения танцевальных композиций [11], являясь, вероятнее всего, древнейшим видом искусства, остается актуальной и наиболее востребованной потребностью человека в коммуникации с окружающими посредством пластики.

Согласно утверждениям историков, искусство самовыражения человека через пластику – танец – с первобытнообщинных времен, сопровождая все значимые события в жизни, к настоящему времени стал традиционной формой сценического искусства, позволяющей не только приобщиться к мировому культурному наследию, но и в процессе систематических занятий значительно улучшить физическое состояние человека (активизировать выносливость, сформировать гармоничное телосложение, повысить реакцию, стимулировать целый ряд зон в головном мозге, развить правильную осанку) [10]. Более того, являясь массовым, хореографическое искусство способствует развитию и совершенствованию коммуникативных способностей человека, формированию «чувства локтя», коллективизма.

Не случайно известный немецкий философ-модернист Ф. В. Ницше утверждал, что «мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз» [8, с. 172], поскольку «танец есть начало и конец совершенства тела и духа, путь его исполнения и качество достижений» [8, с. 190]. «Танец в философии Ницше, – как отмечает магистр философских наук М.В. Шелухо, – являет собой инструмент притчи, это некий символ, который наглядно выражает собой понятия жизни, становления, просветления и мудрости; это единственная форма, которая может в цельном феномене объединить все свойства реальности» [14, с. 210].

При этом хореограф как творческий специалист по составлению и разработке танцевальных постановок, согласно утверждению греческого писателя Лукиана, «должен сочетать талант поэта с талантом живописца, а знакомство с геометрией дает ему возможность создавать четкие формы и фигуры» [5, с. 12]. Поскольку танец как основной вид хореографического искусства и целостная хореографическая композиция должен иметь точную образно-танцевальную форму, обладать логичной сюжетной линией и стройной внутренней драматургией, хореограф студии современного танца, несомненно, должен придерживаться определенной последовательности при создании танцевального произведения.

Обзор литературы

Термин «хореография» впервые введен в научный оборот в 1701 году французским танцевальным нотатором Р. О. Фелье в его книге «Хореограф или искусство записи танца» [13]. Теоретическое осмысление феномена хореографического искусства было начато французским балетным танцором и хореографом Ж. Ж. Новерром в сочинении «Письма о танцах и балетах» (1760 год), в котором автор описывает собственный опыт и принципы хореографии [4, с. 894]. Продолжая его идеи, итальянский хореограф и педагог К. Блазис в своих теоретических трудах «Элементарный учебник теории и практики танца», «Код Терпсихоры», «Полный учебник танца» развил систему классического танца [15]. В отечественном искусствоведении наибольшую известность в сфере описания хореографического мастерства получили труды советского режиссера и педагога Р. В. Захарова [3], советского и российского танцовщика и педагога В. Ф. Лопухова [6, с. 93-100]. А современный термин «хореограф» в настоящее время применяется преимущественно в отношении руководителей детских и взрослых любительских танцевальных коллективов (студий).

Вопросам формирования жанров хореографического искусства, визуального оформления пластики современного танца и особенностям его сценического воплощения уделяется внимание в работах кандидата культурологии, профессора А. Г. Бурнаева [2, с. 723-726], кандидата педагогических наук, доцента кафедры хореографии Е. Н. Поповой [9, с. 741-744], кандидата педагогических наук Ю. Ю. Усачева [12]. Методическую основу постановочной деятельности хореографов представляют учебные пособия «Композиция и постановка танца» [5], «Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа» [1] и многие другие.

Результаты

Однако, продолжая свое развитие, хореографическое искусство непрерывно совершенствуется, что, в свою очередь, определяет необходимость актуализации алгоритмов работы хореографов при постановке современных танцевальных произведений.

Обсуждение

Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что творческий процесс сочинения и создания хореографической композиции, независимо от ее формы, обязательно включает в себя два ключевых компонента: замысел и воплощение хореографического произведения. При этом замысел хореографа, как правило, начинается с восприятия музыки или драматургии, которые оставляют яркие впечатления, способствующие возникновению метафизического видения будущей хореографической постановки.

Побудительные мотивы к сочинению нового танцевального произведения условно можно классифицировать следующим образом:

  • идеологические мотивы – ментальные впечатления от повседневных реалий, мировоззренческих проблем, межличностных взаимоотношений, от литературных, театральных и кинематографических произведений;
  • слуховые мотивы – акустические впечатления от музыки, вокала, шумов и звуков природы;
  • зрительные мотивы – визуальные впечатления от произведений изобразительного искусства, природы, графики, скульптуры, архитектуры;
  • двигательные или динамические мотивы – кинетические впечатления непосредственно от движения;
  • чувственные или контактные мотивы – тактильные впечатления, возникающие в движении.

Как отмечает доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор В. Ю. Никитин, стимулирующее воздействие на хореографа оказывают, как правило, сразу несколько побудительных мотивов, что в максимальной степени раскрывает его режиссерские способности [7, с. 66]. Мысленно создавая в воображении основную канву будущего хореографического произведения, на этапе замысла хореограф определяет численный состав исполнителей, разрабатывает сюжетную линию, выявляет характер взаимоотношений героев. Иногда уже на этапе хореографического замысла происходит подбор музыкального материала, в результате чего определяется «каркас» будущей постановки или даже посредством внутреннего видения удается непосредственно простроить сам танец, что, безусловно, является вершиной режиссерских способностей хореографа. В минимальном исполнении замысел представляет собой идею танцевального номера и его тему.

Воплощение хореографического замысла представляет собой импровизацию на тему будущей хореографической постановки (персонально или с исполнителями) с целью наиболее точного определения лексики движений. При этом на первый план выходят композиционные способности хореографа, то есть умения зафиксировать сочиненные им движения, придать им смыл таким образом, чтобы через них можно было выразить хореографический замысел.

Далее на этапе воплощения хореограф работает с исполнителями, в результате чего отдельные фрагменты композиции объединяются в единое целое с тем, чтобы четко «прорисовывался узор» будущего произведения. Для достижения этой цели хореограф знакомит исполнителей с особенностями взаимоотношений персонажей, определяет кульминационные моменты, добивается слаженности движений исполнителей с музыкальным сопровождением.

На следующей стадии воплощения замысла хореограф занимается поиском способа презентации танцевальной композиции, создает целостный сценический образ постановки совместно со светорежиссером, костюмерами, сценографами, гримерами, от чего во многом зависит восприятие хореографического произведения зрителями.

Только после этого хореограф приступает к сценическим репетициям, совершенствует работу исполнителей над сценическим и хореографическим образом, способствует раскрытию артистических способностей исполнителей. При этом акцентирование внимания хореографа, на наш взгляд, должно быть на выстраивании связи между формой и содержанием, то есть формой произведения, драматургией, аккомпанементом, лексикой, директориями и ракурсом передвижений, динамикой произведения – тем, что составляет композицию хореографического произведения. Выразительность композиции придают жесты и позы разнообразной формы, способы передвижения, темпоритм, длительность фиксации поз. Поскольку в современной хореографии наиболее часто встречается неопределенная форма хореографического произведения, которая, как правило, создается в процессе постановочной работы, арсенал композиционных решений современного хореографа может пополняться практически бесконечно по мере поиска новых средств выразительности.

Заключение

Таким образом, современный танец как уникальный способ самовыражения и самопознания, физического совершенствования и формирования умения взаимодействовать в коллективе становится танцевальным произведением именно в ходе работы хореографа над постановкой, которая непременно включает замысел и его воплощение и представляет собой процесс перевода творческих поисков из сферы вдохновения и воодушевления в сферу практического мастерства. Как показывает анализ источников по данной проблематике и личный опыт автора статьи, эта работа идет на протяжении всего постановочного процесса.

Список литературы

  1. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. Учебное пособие / Г.А. Безуглая. – М.: Планета музыки, Лань, 2015. – 272 c.
  2. Бурнаев, А.Г. Теоретические основы формирования жанров в хореографическом искусстве // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. № 2-3. С. 723-726.
  3. Захаров, Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. 83 с.
  4. Искандирова, Р.Р. Великий реформатор балетного театра Жан Жорж Новерр // Oriental Art and Culture. 2022. № 4. С. 894-907.
  5. Композиция и постановка танца / сост. Л.В. Попова. – Якутск, 2022. – 103 с.
  6. Лопуховмладший, Ф.В. Значение теоретического наследия Федора Васильевича Лопухова в наши дни // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. № 3 (50). С. 93-100.
  7. Никитин, В.Ю. Метод поэтапной композиции хореографического произведения // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020. № 6 (71). С. 64-77.
  8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Пер. с нем. Ю. Антоновского // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 5-237.
  9. Попова, Е.Н. Анализ видов деятельности танцовщика по созданию художественного образа // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. № 2-3. С. 741-744.
  10. Сумцов, Н.Ф. Танец // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
  11. Танец // Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачева, под ред. и с предисл. проф. Б.А. Ларина [т. I]. – Изд. 2-е, стер. – М. : Прогресс, 1986-1987.
  12. Усачев, Ю.Ю. Визуальная форма пластики современного танца: характеристика, особенности, поиски воплощения // МНИЖ. 2015. № 8-5 (39). – 10 с.
  13. Хореография или Искусство записи танца / Рауль-Оже Фёйе; пер., коммент., вступ. ст. Н. Кайдановской. – Москва: Изд. Доленко, 2010. – 139 с.
  14. Шелухо, М.В. Ницше и танец / М.В. Шелухо. // Молодой ученый. 2009. № 10 (10). С. 210-212.
  15. Flavia Pappacena. Il Trattato di Danza di Carlo Blasis (1820-1830). Carlo Blasis' Treatise on Dance (1820–1830). – Lucca: Libreria Musicale Italiana, 2005.

Поделиться

942

Мирошниченко М. А. Специфика постановочной деятельности хореографа студии современного танца // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.II.С. 70-73. URL: https://apni.ru/article/9332-specifika-postanovochnoj-deyatelnosti-horeografa-studii-sovremennogo-tanca

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря