В средневековый период важнейшим торгово-экономическим центром Кавказа и всего Ближнего Востока, а также одним из самых крупных портов на Каспийском море, центром международной морской торговли являлся древний Дербент [10]. Это обстоятельство способствовало развитию здесь мореходного дела и промыслов, связанных с добычей природных морских богатств. Материалы археологических исследований, данные письменных источников свидетельствуют, что в средневековье мореходное дело в Дербенте находилось на достаточном для своего времени уровне, а рыболовство играло определенную роль в его экономической жизни.
Строительная деятельность Сасанидов в Дербенте в VI – VII вв. способствовала возрастанию роли его как морского порта и торговли. Данные раннесредневековых авторов, позволяют утверждать, что через Каспийские ворота в Русь направлялись рабы, зерно, вино, масло, предметы украшения, шелк, парча, а через Дербент в Дагестан, Закавказье, страны Востока вывозились воск, кожи, мед, рыбий клей и др. [4. С.13].
В VIII-X веках происходит дальнейшее развитие морского дела в Дербенте, превращение его в один из значительных центров сухопутной и морской торговли. Город служил главным посредником в торговле между Передним Востоком и Хазарией, древней Русью, северными странами. Важнейшими статьями экспорта Дербента были льняное полотно, марена, шафран. Дербентское полотно славилось по всему средневековому Востоку, а марену вывозили вплоть до Индии [9, с.135].
Арабские историки и географы IX-X веков описывают Дербент как один из главных морских торговых центров на Каспии, обладавший обширной гаванью [1, с.7]. Гавань была хорошо укреплена, и вход в нее строго контролировался. В середине ее находилась «якорная стоянка для судов. Между стоянкой и морем... построены две стены, так что вход для судов узок и труден, а у выхода протянута цепь, и, таким образом, суда не могут выйти или войти без приказа» эмира Дербента [8, с. 40].
Расцвет морской торговли на Каспии приходится на IX – начало XIII в. Установившиеся еще в VII-IX веках торговые и военно-политические связи русов с Дербентом в X в. приобретают постоянный характер [6, с. 173]. Систематическое и долговременное пребывание кораблей русов в Дербенте не могло не оказать влияния на развитие здесь морского дела. Дербентские мореходы заимствовали у них определенные приемы оснастки и сами типы судов. В свою очередь русы перенимали в Дербенте достижения мореходного дела мусульманского Востока.
Изучение средневековых источников позволяет утверждать, что в товарообмен со странами Юго-Восточной Европы, Ближнего Востока и др. были вовлечены не только жители Дербента, но и жители предгорного и нагорного Дагестана. Описывая Дербент, Йакут писал: «Баб ал-Абваб – порт на море. К нему стекаются хазары, сериры, шензаны, хайзаны, курджи, рукланы, зерикераны и гумик с севера, а также являются туда люди из Джурджана, Табаристана, Дейлема и Джиля» [7, с.15].
В.Ф. Минорский считает, что «производство (марены, шафрана, хлопчатобумажных тканей) играло роль в местной торговле Дербента X-XI вв.» [11, с.167].
Роль Дербента, как порта в торговых связях народов Дагестана с различными народами и странами не прекратились и в период нашествий кипчаков(половцев), а также татаро-монгол. Так, например, во второй половине XII в. в связи с оживленной морской торговлей между Саксином (в низовьях Волги) и Амолем (на южном берегу Каспия) на юг попадали с Волги лён и льняная одежда [3, с.390].
В конце XIII – XIV вв. изменилось направление каспийской торговли и роль Дербента в этом усиливается. Товары из Дербента доставлялись в различные города, в Астрахань и др., а оттуда на венецианских галерах в Европу. Генуэзские купцы в конце XIII – XIV вв. часто посещали западное побережье Каспия, в том числе и Дербент [5, с.90].
С ослаблением Золотой Орды роль Дербента в торгово-экономических связях народов Дагестана с народами Закавказья, а также с Русью стали укрепляться. В основном эти связи поддерживались через Волгу и Каспий. В источниках содержатся сведения о прибытии русских купцов в Дербент в 1404 г. [3, с.390].
Дербент посещали представители различных стран. В 1475 г. его посетил венецианский дипломат Амброджо Контарини, который писал «город населен едва на одну шестую часть своей площади, в сторону моря он весь разрушен» [2, с.216]. С ноября 1475 г. по начало апреля 1476 г. Контарини был в Дербенте совместно с Марко Россо, русским посланником. Судно, нанятое ими, вышло в апреле 1476 г. из Дербента, на нем были купцы «которые везли в Астрахань куски атласа, кое-какие шелковые изделия и еще боссалины на продажу русским; было ещё несколько татар, которые ехали за товаром, а именно – за пушниной, которую они продают затем в Дербенте» [2, с. 217].
Торговые люди Дагестана и других регионов Северо-Восточного Кавказа, часто включались в торговые караваны, регулярно отправляющиеся с посланником астраханского хана в Москву с различными товарами. В свою очередь русские купцы и сами прибывали в Дербент с необходимыми для жителей всевозможными товарами.
В середине XV в. роль Дербента на Волжко-Каспийском пути возрастает. Об этом свидетельствует тверской купец Афанасий Никитин, который побывал в городе в 1475 г. Он оставил важные сведения о Дербенте, как о морском и сухопутном торговом центре на Каспийском море. «И пошли мы к Дербенту, - писал он, - в двух судах: в одном судне посол Хасано-бек, да тезики, да нас, русских, десять человек; а в другом судне – шесть москвичей да шесть тверичей» [14, с.44].
Значение Дербента как сухопутного и морского центра в торгово-экономических связях различных народов возрастает с присоединением Астраханского ханства к России в 1556 г. и выходом к Каспийскому морю.
Волжско-Каспийский путь русскими путешественниками и купцами был освоен в глубокой древности. В источниках имеются сведения о составе судов, ходивших в XVI-XVII веках по Каспию. Так, по словам Ф. Котова по Каспийскому морю «ходят на русских бусах и стругах больших». Кроме того, по Каспию плавали и на речных судах – стругах, которые, благодаря их малой осадке, были удобны для плавания близ берегов. Ходили по Каспию и гилянские бусы, а также ширванские суда. Последние, по свидетельству современников, «имеют совершенно форму рыбы и носят даже это название, ибо узки в корме и в носу, и на боках очень выпуклы... для управления же имеют они две мачты и большой шест, служащий им вместо руля... в дурную погоду они прибегают к парусам; иногда же употребляют и весла» [12, с.412].
Развитие торговли на Каспии было обязано активной политике Русского государства, экономически заинтересованного в расширении и укреплении торговых связей со странами Прикаспия и Востока.
В истории русской внешней торговли XVI век является временем большого стремления Русского государства к рынкам Востока. Так торговые связи Москвы с Персией по Волжско-Каспийскому торговому пути приобретают постоянный характер, отличаются большой интенсивностью товарообмена и играют в общем внешнем товарообороте России первенствующую роль [13, с.28]. Этим целям способствовало создание во второй половине XVI в. русского торгового флота на Каспийском море, что привело к возрастанию роли сухопутного и морского центра Дербента в разносторонних международных связях.