Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
К вопросу о роли торгового порта Дербента в международных связях (V–XVI вв.)

К вопросу о роли торгового порта Дербента в международных связях (V–XVI вв.)

Автор(-ы):

Магомедова Эльмира Магомедовна

19 мая 2024

Секция

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

Дербент
торговля
предметы торговли
порт
марена
шафран
мореходное дело
караваны
паруса

Аннотация статьи

В статье освещается роль торгового порта Дербента в международных связях в раннем средневековье. Она написана на основе письменных источников. Важное значение имеют сочинения армянских, арабских авторов. В статье отмечается, что в рассматриваемый период Дербент был одним из главных морских центров на Каспии, подчеркивается роль порта в связях Дагестана со странами Закавказья, Русью и другими странами, и народами.

Текст статьи

В средневековый период важнейшим торгово-экономическим центром Кавказа и всего Ближнего Востока, а также одним из самых крупных портов на Каспийском море, центром международной морской торговли являлся древний Дербент [10]. Это обстоятельство способствовало развитию здесь мореходного дела и промыслов, связанных с добычей природных морских богатств. Материалы археологических исследований, данные письменных источников свидетельствуют, что в средневековье мореходное дело в Дербенте находилось на достаточном для своего времени уровне, а рыболовство играло определенную роль в его экономической жизни.

Строительная деятельность Сасанидов в Дербенте в VI – VII вв. способствовала возрастанию роли его как морского порта и торговли. Данные раннесредневековых авторов, позволяют утверждать, что через Каспийские ворота в Русь направлялись рабы, зерно, вино, масло, предметы украшения, шелк, парча, а через Дербент в Дагестан, Закавказье, страны Востока вывозились воск, кожи, мед, рыбий клей и др. [4. С.13].

В VIII-X веках происходит дальнейшее развитие морского дела в Дербенте, превращение его в один из значительных центров сухопутной и морской торговли. Город служил главным посредником в торговле между Передним Востоком и Хазарией, древней Русью, северными странами. Важнейшими статьями экспорта Дербента были льняное полотно, марена, шафран. Дербентское полотно славилось по всему средневековому Востоку, а марену вывозили вплоть до Индии [9, с.135].

Арабские историки и географы IX-X веков описывают Дербент как один из главных морских торговых центров на Каспии, обладавший обширной гаванью [1, с.7]. Гавань была хорошо укреплена, и вход в нее строго контролировался. В середине ее находилась «якорная стоянка для судов. Между стоянкой и морем... построены две стены, так что вход для судов узок и труден, а у выхода протянута цепь, и, таким образом, суда не могут выйти или войти без приказа» эмира Дербента [8, с. 40]. 

Расцвет морской торговли на Каспии приходится на IX – начало XIII в. Установившиеся еще в VII-IX веках торговые и военно-политические связи русов с Дербентом в X в. приобретают постоянный характер [6, с. 173]. Систематическое и долговременное пребывание кораблей русов в Дербенте не могло не оказать влияния на развитие здесь морского дела. Дербентские мореходы заимствовали у них определенные приемы оснастки и сами типы судов. В свою очередь русы перенимали в Дербенте достижения мореходного дела мусульманского Востока.

Изучение средневековых источников позволяет утверждать, что в товарообмен со странами Юго-Восточной Европы, Ближнего Востока и др. были вовлечены не только жители Дербента, но и жители предгорного и нагорного Дагестана. Описывая Дербент, Йакут писал: «Баб ал-Абваб – порт на море. К нему стекаются хазары, сериры, шензаны, хайзаны, курджи, рукланы, зерикераны и гумик с севера, а также являются туда люди из Джурджана, Табаристана, Дейлема и Джиля» [7, с.15]. 

В.Ф. Минорский считает, что «производство (марены, шафрана, хлопчатобумажных тканей) играло роль в местной торговле Дербента X-XI вв.» [11, с.167]. 

Роль Дербента, как порта в торговых связях народов Дагестана с различными народами и странами не прекратились и в период нашествий кипчаков(половцев), а также татаро-монгол. Так, например, во второй половине XII в. в связи с оживленной морской торговлей между Саксином (в низовьях Волги) и Амолем (на южном берегу Каспия) на юг попадали с Волги лён и льняная одежда [3, с.390].

В конце XIII – XIV вв. изменилось направление каспийской торговли и роль Дербента в этом усиливается. Товары из Дербента доставлялись в различные города, в Астрахань и др., а оттуда на венецианских галерах в Европу. Генуэзские купцы в конце XIII – XIV вв. часто посещали западное побережье Каспия, в том числе и Дербент [5, с.90].

С ослаблением Золотой Орды роль Дербента в торгово-экономических связях народов Дагестана с народами Закавказья, а также с Русью стали укрепляться. В основном эти связи поддерживались через Волгу и Каспий. В источниках содержатся сведения о прибытии русских купцов в Дербент в 1404 г. [3, с.390].

Дербент посещали представители различных стран. В 1475 г. его посетил венецианский дипломат Амброджо Контарини, который писал «город населен едва на одну шестую часть своей площади, в сторону моря он весь разрушен» [2, с.216]. С ноября 1475 г. по начало апреля 1476 г. Контарини был в Дербенте совместно с Марко Россо, русским посланником. Судно, нанятое ими, вышло в апреле 1476 г. из Дербента, на нем были купцы «которые везли в Астрахань куски атласа, кое-какие шелковые изделия и еще боссалины на продажу русским; было ещё несколько татар, которые ехали за товаром, а именно – за пушниной, которую они продают затем в Дербенте» [2, с. 217].

Торговые люди Дагестана и других регионов Северо-Восточного Кавказа, часто включались в торговые караваны, регулярно отправляющиеся с посланником астраханского хана в Москву с различными товарами. В свою очередь русские купцы и сами прибывали в Дербент с необходимыми для жителей всевозможными товарами.

В середине XV в. роль Дербента на Волжко-Каспийском пути возрастает. Об этом свидетельствует тверской купец Афанасий Никитин, который побывал в городе в 1475 г. Он оставил важные сведения о Дербенте, как о морском и сухопутном торговом центре на Каспийском море. «И пошли мы к Дербенту, - писал он, - в двух судах: в одном судне посол Хасано-бек, да тезики, да нас, русских, десять человек; а в другом судне – шесть москвичей да шесть тверичей» [14, с.44].

Значение Дербента как сухопутного и морского центра в торгово-экономических связях различных народов возрастает с присоединением Астраханского ханства к России в 1556 г. и выходом к Каспийскому морю.

Волжско-Каспийский путь русскими путешественниками и купцами был освоен в глубокой древности. В источниках имеются сведения о составе судов, ходивших в XVI-XVII веках по Каспию. Так, по словам Ф. Котова по Каспийскому морю «ходят на русских бусах и стругах больших». Кроме того, по Каспию плавали и на речных судах – стругах, которые, благодаря их малой осадке, были удобны для плавания близ берегов. Ходили по Каспию и гилянские бусы, а также ширванские суда. Последние, по свидетельству современников, «имеют совершенно форму рыбы и носят даже это название, ибо узки в корме и в носу, и на боках очень выпуклы... для управления же имеют они две мачты и большой шест, служащий им вместо руля... в дурную погоду они прибегают к парусам; иногда же употребляют и весла» [12, с.412].

Развитие торговли на Каспии было обязано активной политике Русского государства, экономически заинтересованного в расширении и укреплении торговых связей со странами Прикаспия и Востока.

В истории русской внешней торговли XVI век является временем большого стремления Русского государства к рынкам Востока. Так торговые связи Москвы с Персией по Волжско-Каспийскому торговому пути приобретают постоянный характер, отличаются большой интенсивностью товарообмена и играют в общем внешнем товарообороте России первенствующую роль [13, с.28]. Этим целям способствовало создание во второй половине XVI в. русского торгового флота на Каспийском море, что привело к возрастанию роли сухопутного и морского центра Дербента в разносторонних международных связях.

Список литературы

  1. Баладзори. Книга завоевания стран / Пер. П.К. Жузе // Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1927. Вып. III.
  2. Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей в XV в. Л. 1971.
  3. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала. 1996. 
  4. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. 
  5. Зевакин Е.С., Пенчко Н.Д. Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII – XIVвв. // Исторические записки. 1938.Т.3.
  6. История Дагестана. Т. I. М.1967. С.173.
  7. Йакут. Географический словарь (Алфавитный реестр стран) СМОМПК, вып. XXIX. Тифлис, 1901.
  8. Козубский Е. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. 
  9. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М. Наука. 1982.
  10. Кудрявцев А.А. Пути развития северокавказского города (По материалам Дербента домонгольской поры). Ставрополь, 2003.
  11. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963. 
  12. Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией / под ред. Н. Веселовского. T. I.
  13. Фехнер М.В. Торговля русского государства со странами Востока в XVI веке. М., 1952. С. 28; Костомаров Н.И. Очерк торговли Московского государства в XVI-XV1I столетии. СПб. 1862. 
  14. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Л. Наука. 1986.

Поделиться

204

Магомедова Э. М. К вопросу о роли торгового порта Дербента в международных связях (V–XVI вв.) // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.II.С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/9337-k-voprosu-o-roli-torgovogo-porta-derbenta-v-mezhdunarodnyh-svyazyah-v-xvi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «История, археология, религиоведение»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля