В настоящее время социально-экономические особенности развития российского общества формируют новые социальные вызовы, изменения привычных социальных категорий. Под изменения попадает и социализация, как процесс в целом, а также студенческая социализация и самоопределение студенческой молодежи, в частности. Современная система высшего образования переживает кризисный период ввиду выхода из болонского процесса и необходимости перестроения векторов развития высшего образования. Отсюда возникает реальная необходимость активного поиска новых, инклюзивных и инновационных путей развития личности, самореализации и повышения профессиональных компетенций. На протяжении 4–5 лет обучения студенты, приобретая профессиональные знания и навыки, общекультурные компетенции постепенно определяют свой дальнейший профессиональный и жизненный путь, но кризисные условия усложняют процесс поиска собственного пути, ввиду чего становится вопрос о необходимости формирования новых элементов мотивации при обучении студента в университете [1, с. 71-76]. Основная задача профессиональной социализации студенческой молодежи заключается в приобретении необходимых навыков и компетенций, которые позволят свободно конкурировать на рынке труда, быстро реагировать на структурные и функциональные изменения рынка труда, а также в формировании потенциала для дальнейшего перманентного обучения и получения новых знаний уже в конкретной профессиональной сфере деятельности.
Социологический интерес к теме образования в целом и социализации студентов в частности предопределен важностью системы образования в целом, её стратегическим потенциалом, который детерминирует всесторонний рост и развитие страны. Современное студенчество буквально через 5–7 лет будет занимать основные посты в производственной и административной системе нашей страны. Также образование следует рассматривать с позиции социального института, который, помимо прочего, выступает в роли вторичного агента социализации будущих профессионалов.
Поскольку социализация является сложным и многомерным процессом необходимо особое внимание уделять факторам, влияющим на профессиональную социализацию, а также мотивационным компонентам, которые помогают человеку преодолевать возникающие трудности в процессе обучения в университете. Исходя из той позиции, что социализация двойственна по своей сути, с одной стороны, она представляет собой формирование личности, а с другой стороны, мощнейший социальный процесс по воспитанию общества в целом, то следует понимать, что мотивационная структура будет определять вектор и интенсивность социализации студентов, а в целом профессиональная социализация студентов представляет облик будущего социума в целом [2, с. 63-66].
Профессиональная социализация напрямую связана с формированием жизненных смыслов, ориентиров, стратегий будущих интеракций индивида, а также системы мировосприятия в целом. В любом случае речь идет о феномене жизненного самоопределения, что является фундаментальной характеристикой социализации личности. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Степень научной разработанности проблемы. Данная проблема достаточно подробно рассмотрена в системе современного социогуманитарного знания. Важно понимать, что данная проблема находится на стыке взаимодействия таких наук как психология, социология, философия и антропология, ввиду чего исследования в каждой из этих сфер будут иметь определенную эпистемологическую ценность. Методологическую ясность в вопросах социализации в целом внесли труды Дж. Клаузена, рассмотрение им в социологическом контексте труды Ж. Ж. Руссо и М. Монтея позволило определить социализацию как процесс приобретения необходимых знаний для полноценной жизни в социуме. Отдельного внимания заслуживают фундаментальные труды Г. Зиммеля, рассматривающего социализацию как совокупность антропологического и психологического феноменов приспособления человека к социальным нормам. Рассмотрение в теоретическом плане социализации исключительно в социологическом ключе принадлежит Т. Парсонсу и Р. Блейзу [3, с. 121-124].
Начиная рассмотрение сущности профессиональной социализации, а также особенностей профессиональной социализации в вузе следует начать с того, что профессиональная социализация является ключевым элементом вторичной социализации, что позволяет стать человеку компетентным в своей области, приобрести те знания и умения, которые позволят человеку стать полноценным специалистом. Роль профессиональной социализации трудно переоценить, потому что, с одной стороны, человек постепенно становится профессионалом своего дела, то есть влияние социализации оказывается на перечень индивидуальных характеристик, но с другой стороны, происходит также вклад в социум: в него входит полноценный специалист, который имеет ответственность перед другими участниками социальных интеракций, а если это человек, прошедший высшую школу, то он становится также полноценным членом гражданского общества, в самом полном смысле этого слова. Несмотря на ряд ключевых особенностей профессиональной социализации, не следует ее отделять от общего пласта социализационного процесса, поскольку фактическая подготовка к фундаментальным элементам профессиональной социализации происходит с детства, еще на этапах первичной социализации, хотя бы на уровне усвоения базисных социокультурных норм, необходимых для полноценной интеграции в социум в целом, а также в коллектив студентов высшей школы, в частности.
Профессиональная социализация имеет ряд факторов, которые следует учитывать при исследовании профессиональной социализации студентов в целом. Такими факторами выступают внутренние условия процесса профессиональной социализации (профессорско-преподавательский состав, социально-психологические установки индивида) и внешние факторы профессиональной социализации (социально-экономическая обстановка в стране в текущий момент) Полезно понимать, что профессиональная социализация является неотъемлемым компонентом вторичной социализации личности. Под профессиональной социализацией понимается непосредственное приобретение и усвоение опыта профессионалов, окончательный выбор профессионального пути, а также овладение всеми необходимыми компетенциями для успешной самореализации себя в социуме. Ввиду сложности и комплексности данного явления его следует изучать как качественными, так и количественными методами [4, с. 98-101].
Особенностью социализации в вузе выступает постепенное смещение познавательного компонента в сторону освоения профессионального компонента по той или иной специальности, в связи с этой перестройкой процессы личностного самоопределения начинают работать более эффективно. Запуск таких процессов предопределяет наличие фундаментального противоречия между общекультурными дисциплинами и профессиональными дисциплинами, а также между обучением и профессиональной реальностью специалиста. Отношение к получаемой специальности окончательно оформляется на 3–5 курсах, поскольку 1–2 курс представляет собой овладение общекультурным блоком, а также приемами учебной деятельности. Высшее учебное заведение как социальный институт не только дает возможность получить образование, а также диплом о высшем образовании, оно также дает реальную возможность определить свое будущее положение в социуме, реальную сферу деятельности. Все эти компоненты социализации определяются комплексом внутренних и внешних факторов профессиональной социализации.
Внешние факторы представляют собой те факторы, которые не находятся непосредственно в университете, и, как правило, оказывают перманентное, но латентное влияние на профессиональную социализацию студента. Речь идет об политической, социальной, экономической обстановке в государстве, регионе, месте жительства человека, состояние городской инфраструктуры, где обучается студент, престижность направления обучения, престижность, имидж учебного заведения, также немало важен факт признания или непризнания важности высшего образования ближайшим окружением индивида. Вышеприведенные факторы практически никак не зависят от высшего учебного заведения, влиять на них крайне сложно, ввиду чего внешняя среда полностью детерминирует данный компонент [5, с. 221-229].
Рассматривая внутренние факторы, следует отметить в первую очередь профессорско-преподавательский состав, уровень их заинтересованности в профессиональной социализации студентов. Профессорско-преподавательский состав следует оценивать по реальным знаниям и компетенциям, коммуникативному уровню взаимодействия со студентами, психологическому климату на занятиях. Дальнейшее изучение факторов профессиональной социализации в современном вузе имеет практическую и теоретическую значимость для всей социологической науки в целом.