Образование представляет собой слияние двух социальных феноменов, а именно социализации и индивидуализации личности, хотя, вернее сказать, подчеркиванию сущностных характеристик личности, отличающих ее от других, при этом акцентируя аксиологический потенциал данного подчеркивания. Социализационный компонент заключается во встраивании человека в систему социокультурных норм общества, в жизненное пространство, что позволяет человеку эффективно жить и развиваться в обществе. Роль индивидуализирующего компонента в том, что человек может сам осознать необходимость выбора пути развития. Совокупность социализации и индивидуализации объединяется в системе современного высшего образования в нашей стране.
Особенности профессиональной социализации в высшем учебном заведении заключаются сразу в нескольких параметрах. Очевидно, что это вторичная социализация, суть которой привить человеку определенную социальную роль профессионала, своего рода ролевое знание, что будет в целом влиять на социокультурный облик социума. Окончательное самоопределение в профессиональном пути происходит в университете еще по той причине, что изначальный выбор направление абитуриентом происходит в пределах первичной малой группы, в основном, речь идет о семье, реже о друзьях, ввиду чего объективности при выборе специальности и будущей профессии совершенно нет [1, с. 5-6]. По сей день не развита система профессиональных консультаций на тему будущего самоопределения, она существует на строго ограниченный ряд специальностей. Получается, современный вуз вынужден давать соответствующие возможности для полноценного самоопределения студента, что детерминирует активизацию субъективной интерпретации желаний, ввиду чего молодой чего определяется, чего он хочет на самом деле. Окончательное принятие решения о дальнейшей профессиональной траектории принимается с началом профильных предметов по специальности [2, с. 145-155].
Несмотря на значительную составляющую психологического характера, профессиональная социализация не перестает быть социальным процессом, потому что профессиональная социализация оказывается неотъемлемой частью вторичной социализации личности, как комплексного социального феномена. Социальность в контексте профессиональной социализации определяется социальным смыслом профессиональной деятельности, которая возникает при разделении труда и носит институциональный характер.
Особенности исследования университета как непосредственного агента вторичной социализации заключаются в том, что фактически вуз оказывается бинарным гетерогенным социальным феноменом, поскольку в нем одновременно соединяются преподаватели как представители старшего поколения и студенты как представители молодежи. В свою очередь данная гетерогенность в крайней форме внутри каждой из групп перерастает в крепкую гомогенность, так у студентов гомогенности способствует схожий возраст, ввиду чего сходятся и интересы, и психологические особенности, также совпадает уровень культуры и уровень профессиональных интересов и амбиций [3, с. 212-218]. Важно отметить, что в рамках студенческой группы коллективное спокойно подчиняет индивидуальное, это очень легко продемонстрировать следующим примером. Формирование студенческих групп в рамках одной специальности происходит случайным образом, как и в принципе формирование студенческих групп, каждый студент имеет свои ценности, нормы, амбиции, но уже с первых недель в рамках студенческой группы выстраиваются свои правила игры по отношению к участникам группы и всему окружению студентов в целом: преподаватели, деканат, руководство университета и т. д.
Отсюда вытекает следующая особенность профессиональной социализации в университете. Несмотря на наличие реально созданных администрацией университета организаций, помогающий в адаптации студентов: институт тьюторов, кураторства, студенческий актив, все равно основную роль будет играть социокультурная среда, в которой оказался индивид, то есть группа, внутри которой человек обучается, а также окружающие человека люди по месту жительства, что особенно актуально для тех, кто проживает в общежитии [4, с. 133-141]. Всё это формирует отношение к учебе у индивида, а это в свою очередь прямым образом влияет на профессиональную социализацию индивида. Немало важным оказывается и психологический фактор профессиональной социализации: исходя из социальной установки студента на получение/неполучение образования, качество обучения и т. д. и будет происходить непосредственно обучение. Речь идет о том, что современный вуз предусматривает большое количество часов для самостоятельной работы студентов, то есть внеаудиторных занятий. Ввиду чего студент с социальной установкой направленную на получение полноценного высшего образования будет демонстрировать более высокие успехи в профессиональной социализации, чем тот студент, который самостоятельно не занимается по соответствующему профилю образовательной программы. Продолжая разговор о психологических факторах профессиональной социализации следует отметить и мотивацию к процессу обучения у студентов в целом. Более того мотивация оказывается крайне динамичным компонентном, которая может меняться от недели к неделе из-за чего отношение к учебному процессу у студента оставляет желать лучшего. Свою роль сыграют и сомнения в правильности выбранной специальности, которые достигают своего пика на первом курсе, когда студент только вливается в процесс обучения и на последнем курсе, когда студент, готовясь к выходу на рынок труда сомневаться в выбранном направлении обучения.
Основные итоги обучения в современном вузе, итоги социализации представляют собой получение компетенций по той или иной образовательной программе, формирование полноценной профессиональной субкультуры или ее фундамента, полноценное формирование студента как зрелой личности, с оформившимся культурно-творческим потенциалом, с четкими планами на предстоящую трудовую деятельность, выраженную мотивационную структуру в направлении профессиональной самореализации и самоопределению [5, с. 487-490]. Свою роль играет сформированная возможность полноценно анализировать плюсы и минусы своей работы, непосредственно профессиональных проблем. В любом случае успешное окончание высшей школы подразумевает собой социальный лифт в мир квалифицированной профессиональной деятельности и дальнейшей карьеры, профессиональной самореализации, ввиду чего вторичная социализация индивида вузом оказывается необходимой и важной не только для человека, получающего образование, но и для кадровой базы региона и трудового ресурса страны в целом.