Патриотическое воспитание дошкольников в последнее время приобретает всё большее общественное значение и является одним из основных направлений по обновлению содержания дошкольного образования.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.
Старший дошкольный возраст – это время интенсивного физического, психического и личностного развития ребенка. У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие. Дети дошкольного возраста способны осуществлять проблемно-поисковую деятельность, они лучше усваивают знания и представления в процессе самостоятельной деятельности, направленной на получение и систематизацию новой информации.
На сегодняшний день актуальной является квест – это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету.
Квест-игра является отличной возможностью увлекательно и оригинально организовать образовательный процесс, в которой дошкольник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения. Через квест-игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
Согласно критериям оценки качества квеста, разработанным Т. Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источников.
По мнению многих ученых (Быховский Я. С., Бовтенко М. А., Сысоев П. В., Б. Додж, Т. Марч и др.) при применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест, совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры.
Квест-технология имеет ряд особенностей:
- образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
- самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения;
- целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка.
Все вышеперечисленные образовательные задачи могут решаться группой или индивидуально; быть как краткосрочными – одно занятие, так и долгосрочными; проводиться в традиционной, виртуальной или комбинированной образовательной среде; иметь различную структуру сюжета; проводиться как в помещении ДОУ, так и на природе (улица, парк, территория ДОУ). Квест-игры – одно из эффективных образовательных и воспитательных возможностей, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Квест-игра представляет собой определенный заданный тематический образовательный сценарий, имеющий четкую сюжетную линию. Например, в квесте «История города в памятниках», который был посвящен достопримечательностям нашего города. Дети познакомились с памятными местами своего города, со скульптурами, узнали о знаменитых людях и достопримечательностях. Выполнив все задания, участники квеста узнали, какой из музеев города является самым посещаемым. С целью реализации задач по ознакомлению дошкольников с малой Родиной была разработана система квестов по направлениям, которая помогла наиболее полно познакомить детей с родным городом:
- направление «Никто не забыт и ничто не забыто» (посвященные 79-летию Победы в ВОВ),
- направление «История города в памятниках (Достопримечательности города)»,
- направление «Ключи от прошлого»,
- направление «О чем нам рассказали улицы?»,
- направление «Люди, прославившие наш город».
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата.
Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок; игра «крокодил», тематическое прохождение препятствий, создание плаката, коллажа, рекламы-антирекламы, творческую деятельность в различных изобразительных техниках, поэтические поединки, короткие музыкальные, танцевальные и театральные постановки, тренинговые упражнения и т. д.
Таким образом, квесты являются привлекательными для детей, позволяют активизировать внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий, позволяют педагогу выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач, а также строить более тесное сотрудничество с социальными институтами города.