Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через социальное партнер...

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через социальное партнерство с семьёй

Автор(-ы):

Рыжкина Елена Александровна

19 мая 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дошкольное образование
социальная адаптация
безопасность жизнедеятельности
правила дорожного движения
возрастные особенности
психологические процессы
произвольное поведение
дорожно-транспортные происшествия

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема формирования социально адаптированной личности ребёнка в контексте целевых ориентиров ФГОС ДО. Особое внимание уделяется приобщению дошкольников к правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности. Анализируется актуальность проблемы, связанная с незрелостью психических процессов у детей дошкольного возраста и недостаточным знанием правил дорожного движения.

Текст статьи

Целью дошкольного образования является формирование социально адаптированной личности ребенка, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. На сегодняшний день одним из значимых направлений социальной адаптации детей является умение правильно ориентироваться в современном мегаполисе и адекватно реагировать на возможные нестандартные ситуации для сохранения собственной жизни и здоровья. Дошкольные образовательные учреждения уделяют особое внимание приобщению дошкольников к правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях, так как дорога до детского сада входит в дорожно-транспортную локацию города.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Это объясняется тем, что ребёнок дошкольного возраста не может еще в должной степени управлять своим поведением, он не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивает собственные возможности, считает себя быстрым и ловким. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Анализируя научно-методическую литературу в сфере дошкольного образования, данная проблема является недостаточно изученной. Решение ее приходится на стык психологии, педагогики, культурологии и экологии. Дошкольное детство и раннее детство в силу того, что этот возраст достаточно специфичен, остаются недооцененными в вопросах становления культуры безопасности жизнедеятельности и культуры здоровья человека. Мы придерживаемся мнений тех авторов, которые считают, что дошкольники не обладают физическими и интеллектуальными возможностями, позволяющими адекватно оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в сложные ситуации, дорожно-транспортные происшествия.

Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста произвольное поведение только начинает формироваться, а значит психологическая защитная реакция на дорожную обстановку недостаточно эффективна.

Таким образом, незрелость психических процессов, ориентированных на самосохранении и самоконтроле, незнание правил дорожного движения, пренебрежения ими, отсутствия навыков поведения на дороге, а также безответственное отношение взрослых к поведению детей на улице часто является причиной дорожно-транспортных происшествий.

Статистика ГИБДД указывает, что дети часто попадают в дорожно-транспортное происшествие по вине взрослых. Родители не всегда соблюдают правила дорожного движения, игнорируют условия безопасного перевоза детей в транспорте (перевоз детей осуществляется без автокресла, на переднем сидении автомобиля), а также увеличение количества высокоскоростных транспортных средств на улицах и дорогах (электросамокатов, гироскутеров, моноколес, и т. д.), все это становится причиной травмирования и даже гибели детей.

Многочисленность дорожно-транспортных происшествий в России во многом обусловлена и недостаточностью организацией профилактики, воспитания, совместного обучения детей и взрослых основам безопасного дорожного движения, как в семье, так и в образовательных организациях.

Вопреки наличию многочисленных программно-методических материалов по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге и улице, в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается некоторый феномен, когда использование традиционных методов и приёмов не даёт ожидаемого эффекта. В связи с этим обнаруживаются противоречия:

  • между системой формирования знаний и моделей безопасного поведения у старших дошкольников и возрастными особенностями, не позволяющими усваивать полученные знания в полном объёме для применения их в ситуации реальной жизни;
  • между задачами по обучению правилам ПДД в образовательной организации и семейными ценностями и нормами поведения, проецируемые родителями.

Эффективным методом решения выявленных противоречий является совместное участие детей, родителей и педагогов в изучении ПДД. Объединение методов и усилий позволяет создать ту необходимую базу, которая даёт возможность выстроить результативные способы формирования безопасных моделей поведения на улице и дороге у детей, а также добросовестного отношения и ответственных действий взрослых.

Важным условием формирования у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге является социальное партнерство с семьями воспитанников.

Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, других организаций, которая способствует открытости, доступности и продуктивности дошкольного образования [1].

ДОУ и семья – общественные институты, стоящие у истоков социально-личностного развития ребенка [2].

Культура безопасного поведения на дорогах представляет собой систему ценностей, знаний, способов деятельности, норм, правил безопасности, основная функция которых – формирование и развитие готовности к профилактике и минимизации опасных факторов на дороге, использованию социальных факторов безопасности [3].

Таким образом, имеется необходимость в создании благоприятных условий для формирования осознанных устойчивых навыков безопасного поведения дошкольников на дорогах и реализации этой работы через социальное партнерство с семьей, а именно создание системы образовательной деятельности по формированию знаний о правилах безопасного дорожного движения у детей дошкольного возраста, по средствам организации работы с семьей через разные виды деятельности: экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, подвижные и сюжетно-ролевые игры, акции, чтение художественной литературы, беседы, дискуссии, консультации, встречи с сотрудниками ГИБДД.

Актуальность данного направления образовательной деятельности в детском саду на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка-дошкольника, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Формирование знаний, навыков и умений по безопасному поведению на улице и в быту это непрерывный, систематический процесс, который необходимо начинать с раннего возраста в семье, и системно в процессе дошкольного, начального и среднего образования.

Следовательно, вся работа с детьми по обучению навыкам безопасного поведения на улицах должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, потому что именно семья является важнейшей сферой, которая определяет развитие личности ребёнка в дошкольные годы.

Для оптимизации работы детского сада с семьёй на основе партнерских отношений, направленных на закрепление знаний родителей и их детей правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, необходимо использовать различные направления, методы и приёмы работы с родителями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма:

  • просветительские (мастер классы кейс-консультирование, родительские собрание, деловые игры, беседы, дискуссии, взаимодействие с органами ОГИБДД, обмен опытом по преемственности с МБОУ ЧСОШ № 1 с УИОП п. Чернянка, работа родительского патруля);
  • интерактивные (диагностика, тестовые задания, анкетирование, консультации специалистов, создание банка данных интерактивных игр);
  • наглядно-информационные (родительские уголки, выпуск газет, папки-передвижки);
  • практические (изготовление информационных стендов, лэпбуков, подделок, рисунков);
  • досуговые (праздники, акции, развлечения);
  • распространение опыта семейного воспитания (проекты, круглые столы);
  • дистанционные (видеоролики, видеопрезентации, онлайн-консультирование, онлайн-семинары, опрос).

Использование указанных методов взаимодействия с семьями, максимальное разнообразие приемов и средств, позволят научить детей предвидеть опасные ситуации и правильно их оценить, создать модель безопасного поведения на дороге и улице.

Таким образом, современная форма работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма по средствам социального партнерства с семьёй с использованием разнообразных механизмов согласования интересов участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, основанных на равном сотрудничестве и направленных на формирование знаний правил дорожного движения, безопасного поведения на дорогах и улицах является наиболее эффективной.

Список литературы

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.,1994. – 36 с.
  2. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  3. Кузнецова В.Н. Культура безопасности: Социологическое исследование / В.Н. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2016. – 251 с.

Поделиться

336

Рыжкина Е. А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через социальное партнерство с семьёй // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.IV.С. 79-81. URL: https://apni.ru/article/9345-profilaktika-detskogo-dorozhno-transportnogo-travmatizma-cherez-socialnoe-partnerstvo-s-semyoj

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля