Думаем, что в основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Главной задачей считаем создание в классе единого коллектива детей и родителей. На наш взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Одна из основных форм работы с родителями – это родительское собрание, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.
В своей работе уделяем много времени работе с родителями: индивидуальные беседы, посещение семей учащихся, родительские собрания. Большую помощь в работе с классом оказал родительский комитет класса: это и дополнительные встречи, подготовка праздников, решение спорных вопросов.
Родители частые гости в наших классах. Мы решаем, как лучше провести праздники.
В работе с родителями классному руководителю необходимо много такта, терпения, выдержки и знаний, но самое главное родителей надо принимать такими, какие они есть. В общении с ними опираемся на понимание, сотрудничество, толерантность. Совместное планирование – хорошая возможность для организации педагогического наблюдения в детском коллективе. Учащиеся младших классов, участвующие в планировании, ответственно относятся к участи в мероприятиях, которые придуманы ими. По-иному относятся и родители к своему участию в жизни класса, если видят высокую активность собственных детей.
Как одна из форм работы в кадетской школе – это формирование традиций в детском коллективе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.
Принципы формирования традиций в детском коллективе:
- Принцип первый – безусловное принятие каждого ученика, его слабых и сильных сторон.
- Принцип второй – беспристрастность в оценке поступков учащихся.
- Принцип третий – терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
- Принцип четвертый – отсутствие боязни педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
- Принцип пятый – использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
- Принцип шестой – исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, классный руководитель должен познакомить учащихся с теми традициями, которые есть в школе. С этой целью проводится экскурсия по школе.
Очень важно выработать совместно с учащимися законы жизни в классе. Они могут быть примерно такими
- Каждый человек имеет право на ошибку и ее исправление.
- Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
- Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.
- Человек должен учиться дружить и меть друзей.
- Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
- Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Можно сформировать традицию работы с дневниками – это еженедельный анализ дневников. Если в дневнике ученик старается писать красиво, то на его обложке появляется сказочный герой, а если нет Дракоша со значком SOS.
Хорошей традицией может стать классный час, который проводится в конце каждого триместра «Как живешь дневник?». Можно создать Книгу Классных достижений, в которую можно вносить фамилии учащихся по разным номинациям.
Нужной и значимой традицией в жизни детей может стать традиция «теплых писем». Такое письмо – это письмо-поддержка, письмо-сочувствие, письмо-одобрение.
В начальной школе традиционными могут также стать следующие мероприятия:
Традиции кадетской школы:
- Поздравление с днем рождения.
- Праздник «Ода книге» – значение книги в жизни человека.
- Посещение библиотек (школьной, городских) и еще много других.
Воспитание – сложный многогранный процесс, осуществляемый многими людьми одновременно, результат которого отсрочен во времени, а классный руководитель является координатором воспитательной деятельности и его роль сложно переоценить. Ни один воспитательный ресурс по отдельности не может дать четкий устойчивый результат. Хочется надеяться, что слаженная совместная деятельность стольких людей позволит детям наших классов по окончании школы не просто стать частью современного общества, но и занять в нем достойное место, на то, что, став взрослыми, и создав свои семьи, они смогут воспитать своих детей в любви и уважительном отношении ко всем участникам воспитательного процесса.