Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по организации со...

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по организации содержания и развития учреждений образования

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

местное самоуправление
управление образованием
образование
инфраструктура образования
качество образования

Аннотация статьи

Данная статья рассматривает вопрос совершенствования деятельности органов местного самоуправления в области организации содержания и развития учреждений образования. Основной акцент делается на необходимости создания благоприятной образовательной среды, обеспечения доступности качественного образования для всех граждан и развития инфраструктуры образовательных учреждений.

Текст статьи

В современном обществе образование выдвигается на первый план в стратегии развития государства. Оно является одним из главенствующих прав и свобод человека и гражданина, что регламентировано Конституцией РФ (ст. 43). Но это не только инструмент формирования граждан, социально значимая потребность человека, связанная с жизнеобеспечением, но и двигатель экономического и социального прогресса. Качественное обучение и воспитание молодежи становятся ключевыми факторами для успешного развития всего общества.

Для обеспечения высокого уровня образования необходимо укреплять взаимодействие между образовательными учреждениями и органами местного самоуправления, так как последние играют важную роль в создании условий для эффективной работы школ, колледжей и университетов. Их поддержка и финансирование способствуют повышению уровня образования и доступности обучения для всех слоев населения.

Под местным самоуправлением Чиркин В. Е. считает «власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных конституцией и законом, публичная негосударственная власть народа, муниципального образования, власть территориального публичного коллектива» [6, с. 301]. В главе 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» закреплены наиболее важные положения, определяющие, помимо основных целей, задач и роли местного самоуправления, основу деятельности населения по решению вопросов местного значения, одним из которых является вопрос муниципального управления в сфере образования [2, c. 28].

Говоря о вопросах управления образованием, В. И. Шкатулла пишет о том, что управление образованием – это «деятельность органов власти, направленная на обеспечение функционирования и развития системы образования. Это – процесс, регулирующий достижение целей образовательной политики» [7, с. 254]. Вопросы управления образованием регулируются на всех уровнях Российской Федерации: федеральном, региональном и местном.

К числу вопросов местного значения, которые должны решаться в муниципальных образованиях, относятся следующие: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в сфере образования необходимо для обеспечения равных возможностей на обучение, развитие инфраструктуры учебных заведений и поддержку педагогического сообщества. Только через совместные усилия образовательных учреждений и органов власти можно достичь долгосрочных и устойчивых результатов в области образования.

Однако, несмотря на важность данной сферы, муниципальные органы сталкиваются с рядом препятствий, затрудняющих полноценное использование их компетенции. Во-первых, происходит процесс децентрализации: «происходит передача функций и полномочий от высших органов к низшим, на основе этого органы федеральной власти разрабатывают стратегии развития, их направления и передают полномочия на региональные и местные уровни власти» [4, c. 226]. В связи с этим на муниципальном уровне происходит сосредоточение по решению организационных вопросов стратегий развития, которые чаще всего разительно отличаются. Во-вторых, ограниченный бюджет, нерациональное распределение финансов, недостаточная организация структуры управления и отсутствие возможности принятия решений на местном уровне – все это мешает эффективной работе в сфере образования [1, с. 38].

Эти проблемы приводят к застою и даже упадку различных аспектов образования в Российской Федерации. Важно разработать механизмы и решения, которые позволят муниципальным органам более эффективно использовать свои полномочия в области образования, чтобы обеспечить качественное и доступное образование для всех граждан.

Одна из ключевых миссий органов местного управления – обеспечить равные возможности для получения качественного образования всем жителям, независимо от их социального положения и местоположения. Прыткова Е. С. и Щеголева Э. Н. говорят о том, что «нововведением по оптимизации информационной открытости является инструмент «электронной очереди», который успешно используется на муниципальном уровне» [5, с. 33]. А для того, чтобы данная система была эффективна, необходимо сделать информацию открытой, актуальной и доступной. Кроме того, власти местного самоуправления должны следить за своевременностью предоставления данной информации для всех жителей муниципалитета.

Местное самоуправление должно способствовать созданию условий для поддержки образовательной среды, обновление оборудования и учебных материалов, а также развитие инфраструктуры образовательных учреждений. Для достижения этих целей органы местного управления должны активно работать над разработкой и внедрением программ развития образовательных учреждений, соответствующих современным запросам общества. Важно учитывать разнообразие образовательных потребностей и стремиться к улучшению качества образования для всех граждан.

Для улучшения работы местных органов самоуправления в сфере образования необходимо постоянно обновлять методики обучения, внедрять новые технологии и поддерживать педагогическое сообщество. Только таким образом можно обеспечить развитие образования на местном уровне и создать условия для успешного обучения и профессионального роста каждого индивида. Для эффективной трансформации образовательной системы необходимо активно внедрять инновационные методики обучения, способствующие развитию креативности и самореализации учащихся. Это требует изменений как в содержании образования, так и в работе педагогов, а также в создании стимулирующей обучающей среды.

Для достижения успешных результатов в сфере образования необходимо активно взаимодействовать с общественностью и сотрудничать с разнообразными заинтересованными сторонами. Органы местного самоуправления должны активно вовлекать в диалог родителей, педагогов, учеников и других участников образовательного процесса. Только таким образом можно обеспечить прозрачность, открытость и учет интересов всех сторон при принятии важных решений в сфере образования. Совместное взаимодействие всех участников образовательного процесса и учет их потребностей позволит создать сбалансированную и эффективную систему образования, способствующую развитию каждого учащегося и общества в целом.

Обеспечение качественного образования требует не только эффективного финансирования учебных заведений, но и активной поддержки их развития со стороны органов местного самоуправления. Необходимо учитывать индивидуальные потребности каждого учреждения и обеспечивать им достаточные ресурсы для реализации образовательных программ. Кроме того, важно проводить постоянный мониторинг и оценку эффективности работы образовательных учреждений. Анализ результатов и достижений поможет выявить сильные и слабые стороны каждого учебного заведения, что способствует корректировке стратегии развития и повышению образовательного уровня [5, с. 38].

Необходимо осознавать, что обеспечение финансовой стабильности и эффективности учебных заведений имеет прямое воздействие на перспективы общества. Поддерживая сферу образования сегодня, мы строим прочное и процветающее общество для будущего. Для улучшения функционирования органов местного управления в сфере образования необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Расширить требования к федеральным стандартам с целью обеспечения более высокого уровня образовательного качества.
  2. Привлечь предприятия и работодателей для активного участия в разработке образовательных программ, отвечающих потребностям рынка труда.
  3. Вложить в развитие сферы образования для формирования необходимого персонала, способствующие росту экономики и устойчивому прогрессу региона.
  4. Обеспечить непрерывность образовательных программ через образовательные комплексы для непрерывного обучения и перехода между уровнями образования.
  5. Методы финансирования муниципальных учебных заведений зависят от их типа, поэтому требуется разработка индивидуальных подходов к каждому виду учебного учреждения.
  6. Для обеспечения доступа граждан к образованию необходимо активизировать деятельность органов местного самоуправления в сфере предоставления коммерческих образовательных услуг.

Необходимо осознавать, что поддержка финансовая в процессе обучения необходима и не должна быть исключена, особенно учитывая ответственность органов власти субъектов Российской Федерации за это. Кроме того, важно организовать предоставление дополнительного образования для детей, за исключением учреждений регионального значения, и обеспечить бесплатное дошкольное образование в муниципальных районах, а также организовать досуг детей в период каникул. Органы местного самоуправления в сфере образования имеют значительные полномочия, которые дают им возможность самостоятельно управлять этим направлением.

Однако возникают трудности в осуществлении данных полномочий, требующие совместных усилий со стороны федеральных и региональных властей. Важно установить эффективный механизм сотрудничества между различными уровнями власти для обеспечения качественного образования и развлечений детей. Для успешной реализации образовательных программ и мероприятий также необходимо обеспечить прозрачность и эффективное использование финансовых ресурсов, а также учитывать мнение и потребности общества. Взаимодействие между различными уровнями власти и обществом способствует созданию благоприятной образовательной среды и развитию детей.

Для реализации высокого уровня обучения и прогрессивного развития общества необходимо постоянно улучшать работу органов местного самоуправления в организации образовательных учреждений. Важно также укреплять взаимодействие между учебными заведениями и местными властями. Это способствует созданию благоприятных условий для инноваций, развития педагогического персонала и повышения общего уровня образования.

Сотрудничество между образовательными учреждениями и органами местного самоуправления играет ключевую роль в формировании образовательной среды, способствует обмену опытом и передаче лучших практик. Важно также обеспечить доступность образовательных ресурсов и поддержку педагогов в их профессиональном росте.

Для обеспечения будущих поколений качественным образованием необходимо постоянно работать над улучшением взаимодействия между образовательными учреждениями и органами местного самоуправления. Только таким образом можно создать стабильную основу для развития общества в целом и обеспечить его успешное будущее.

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http: // www.consultant.ru/ (дата обращения 14.04.2024).
  2. Балицкий, И.И. Правовые основы муниципального управления в сфере образования / И.И. Балицкий // Государство и рынок: новые векторы развития: Материалы ХIII Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 11 февраля 2022 года. – Чебоксары: Издательско-полиграфическая компания "Новое время" (Чебоксары), 2022. – С. 28-31.
  3. Выходцева В.В., Мак Р.И. Современные механизмы управления сферой образования в Российской Федерации / / Финансово-экономическое законодательство и его роль в современных реалиях: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Уфа, 2018. С. 37-40.
  4. Заруба, Н.А. Актуальность совершенствования организации деятельности органов местного самоуправления по развитию сферы образования / Н.А. Заруба, М.П. Курасова // Учим управлять и учимся управлять: Сборник научных трудов по материалам VII Научно-практической конференции школьников, студентов и преподавателей с международным участием, Кемерово, 21 февраля 2021 года. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2021. – С. 225-229.
  5. Прыткова, Е.С. Совершенствование системы муниципального управления сферой образования / Е.С. Прыткова, Э.Н. Щеголева // Oeconomia et Jus. – 2020. – № 2. – С. 31-35.
  6. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов по специальности «Государственное и муниципальное управление». Рек. УМО / В.Е. Чиркин; Международный ун-т в Москве, Финансовое управление крупными городами. – М.: Юристъ, 2015. – 379 с.
  7. Шкатулла, В.И. Образовательное право России: учебник для вузов / В.И. Шкатулла. – М.: Юстицинформ, 2015. – 774 с.

Поделиться

1190

Качайло А. Д. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по организации содержания и развития учреждений образования // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.IV.С. 28-31. URL: https://apni.ru/article/9347-sovershenstvovanie-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-po-organizacii-soderzhaniya-i-razvitiya-uchrezhdenij-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря