В современном обществе образование выдвигается на первый план в стратегии развития государства. Оно является одним из главенствующих прав и свобод человека и гражданина, что регламентировано Конституцией РФ (ст. 43). Но это не только инструмент формирования граждан, социально значимая потребность человека, связанная с жизнеобеспечением, но и двигатель экономического и социального прогресса. Качественное обучение и воспитание молодежи становятся ключевыми факторами для успешного развития всего общества.
Для обеспечения высокого уровня образования необходимо укреплять взаимодействие между образовательными учреждениями и органами местного самоуправления, так как последние играют важную роль в создании условий для эффективной работы школ, колледжей и университетов. Их поддержка и финансирование способствуют повышению уровня образования и доступности обучения для всех слоев населения.
Под местным самоуправлением Чиркин В. Е. считает «власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных конституцией и законом, публичная негосударственная власть народа, муниципального образования, власть территориального публичного коллектива» [6, с. 301]. В главе 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» закреплены наиболее важные положения, определяющие, помимо основных целей, задач и роли местного самоуправления, основу деятельности населения по решению вопросов местного значения, одним из которых является вопрос муниципального управления в сфере образования [2, c. 28].
Говоря о вопросах управления образованием, В. И. Шкатулла пишет о том, что управление образованием – это «деятельность органов власти, направленная на обеспечение функционирования и развития системы образования. Это – процесс, регулирующий достижение целей образовательной политики» [7, с. 254]. Вопросы управления образованием регулируются на всех уровнях Российской Федерации: федеральном, региональном и местном.
К числу вопросов местного значения, которые должны решаться в муниципальных образованиях, относятся следующие: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в сфере образования необходимо для обеспечения равных возможностей на обучение, развитие инфраструктуры учебных заведений и поддержку педагогического сообщества. Только через совместные усилия образовательных учреждений и органов власти можно достичь долгосрочных и устойчивых результатов в области образования.
Однако, несмотря на важность данной сферы, муниципальные органы сталкиваются с рядом препятствий, затрудняющих полноценное использование их компетенции. Во-первых, происходит процесс децентрализации: «происходит передача функций и полномочий от высших органов к низшим, на основе этого органы федеральной власти разрабатывают стратегии развития, их направления и передают полномочия на региональные и местные уровни власти» [4, c. 226]. В связи с этим на муниципальном уровне происходит сосредоточение по решению организационных вопросов стратегий развития, которые чаще всего разительно отличаются. Во-вторых, ограниченный бюджет, нерациональное распределение финансов, недостаточная организация структуры управления и отсутствие возможности принятия решений на местном уровне – все это мешает эффективной работе в сфере образования [1, с. 38].
Эти проблемы приводят к застою и даже упадку различных аспектов образования в Российской Федерации. Важно разработать механизмы и решения, которые позволят муниципальным органам более эффективно использовать свои полномочия в области образования, чтобы обеспечить качественное и доступное образование для всех граждан.
Одна из ключевых миссий органов местного управления – обеспечить равные возможности для получения качественного образования всем жителям, независимо от их социального положения и местоположения. Прыткова Е. С. и Щеголева Э. Н. говорят о том, что «нововведением по оптимизации информационной открытости является инструмент «электронной очереди», который успешно используется на муниципальном уровне» [5, с. 33]. А для того, чтобы данная система была эффективна, необходимо сделать информацию открытой, актуальной и доступной. Кроме того, власти местного самоуправления должны следить за своевременностью предоставления данной информации для всех жителей муниципалитета.
Местное самоуправление должно способствовать созданию условий для поддержки образовательной среды, обновление оборудования и учебных материалов, а также развитие инфраструктуры образовательных учреждений. Для достижения этих целей органы местного управления должны активно работать над разработкой и внедрением программ развития образовательных учреждений, соответствующих современным запросам общества. Важно учитывать разнообразие образовательных потребностей и стремиться к улучшению качества образования для всех граждан.
Для улучшения работы местных органов самоуправления в сфере образования необходимо постоянно обновлять методики обучения, внедрять новые технологии и поддерживать педагогическое сообщество. Только таким образом можно обеспечить развитие образования на местном уровне и создать условия для успешного обучения и профессионального роста каждого индивида. Для эффективной трансформации образовательной системы необходимо активно внедрять инновационные методики обучения, способствующие развитию креативности и самореализации учащихся. Это требует изменений как в содержании образования, так и в работе педагогов, а также в создании стимулирующей обучающей среды.
Для достижения успешных результатов в сфере образования необходимо активно взаимодействовать с общественностью и сотрудничать с разнообразными заинтересованными сторонами. Органы местного самоуправления должны активно вовлекать в диалог родителей, педагогов, учеников и других участников образовательного процесса. Только таким образом можно обеспечить прозрачность, открытость и учет интересов всех сторон при принятии важных решений в сфере образования. Совместное взаимодействие всех участников образовательного процесса и учет их потребностей позволит создать сбалансированную и эффективную систему образования, способствующую развитию каждого учащегося и общества в целом.
Обеспечение качественного образования требует не только эффективного финансирования учебных заведений, но и активной поддержки их развития со стороны органов местного самоуправления. Необходимо учитывать индивидуальные потребности каждого учреждения и обеспечивать им достаточные ресурсы для реализации образовательных программ. Кроме того, важно проводить постоянный мониторинг и оценку эффективности работы образовательных учреждений. Анализ результатов и достижений поможет выявить сильные и слабые стороны каждого учебного заведения, что способствует корректировке стратегии развития и повышению образовательного уровня [5, с. 38].
Необходимо осознавать, что обеспечение финансовой стабильности и эффективности учебных заведений имеет прямое воздействие на перспективы общества. Поддерживая сферу образования сегодня, мы строим прочное и процветающее общество для будущего. Для улучшения функционирования органов местного управления в сфере образования необходимо предпринять следующие шаги:
- Расширить требования к федеральным стандартам с целью обеспечения более высокого уровня образовательного качества.
- Привлечь предприятия и работодателей для активного участия в разработке образовательных программ, отвечающих потребностям рынка труда.
- Вложить в развитие сферы образования для формирования необходимого персонала, способствующие росту экономики и устойчивому прогрессу региона.
- Обеспечить непрерывность образовательных программ через образовательные комплексы для непрерывного обучения и перехода между уровнями образования.
- Методы финансирования муниципальных учебных заведений зависят от их типа, поэтому требуется разработка индивидуальных подходов к каждому виду учебного учреждения.
- Для обеспечения доступа граждан к образованию необходимо активизировать деятельность органов местного самоуправления в сфере предоставления коммерческих образовательных услуг.
Необходимо осознавать, что поддержка финансовая в процессе обучения необходима и не должна быть исключена, особенно учитывая ответственность органов власти субъектов Российской Федерации за это. Кроме того, важно организовать предоставление дополнительного образования для детей, за исключением учреждений регионального значения, и обеспечить бесплатное дошкольное образование в муниципальных районах, а также организовать досуг детей в период каникул. Органы местного самоуправления в сфере образования имеют значительные полномочия, которые дают им возможность самостоятельно управлять этим направлением.
Однако возникают трудности в осуществлении данных полномочий, требующие совместных усилий со стороны федеральных и региональных властей. Важно установить эффективный механизм сотрудничества между различными уровнями власти для обеспечения качественного образования и развлечений детей. Для успешной реализации образовательных программ и мероприятий также необходимо обеспечить прозрачность и эффективное использование финансовых ресурсов, а также учитывать мнение и потребности общества. Взаимодействие между различными уровнями власти и обществом способствует созданию благоприятной образовательной среды и развитию детей.
Для реализации высокого уровня обучения и прогрессивного развития общества необходимо постоянно улучшать работу органов местного самоуправления в организации образовательных учреждений. Важно также укреплять взаимодействие между учебными заведениями и местными властями. Это способствует созданию благоприятных условий для инноваций, развития педагогического персонала и повышения общего уровня образования.
Сотрудничество между образовательными учреждениями и органами местного самоуправления играет ключевую роль в формировании образовательной среды, способствует обмену опытом и передаче лучших практик. Важно также обеспечить доступность образовательных ресурсов и поддержку педагогов в их профессиональном росте.
Для обеспечения будущих поколений качественным образованием необходимо постоянно работать над улучшением взаимодействия между образовательными учреждениями и органами местного самоуправления. Только таким образом можно создать стабильную основу для развития общества в целом и обеспечить его успешное будущее.